Лекция 6. Построение композиции с помощью статики и динамики




Статика и динамика – четвертая пара возможных приемов создания архитектурно-художественной композиции.

 

Статика или статичность (нем. Statics) – равновесие, геометрическая неизменяемость, подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости и устойчивости формы в самой ее геометрической основе. Статичные композиции обычно имеют ярко выраженный центр.

Существует ряд приемов, при помощи которых можно придать форме статичную устойчивость:

 

- акцентирование вертикальной оси симметрии;

 

 

 

- увеличение площади опорной части фигуры (треугольник, трапеция, конус, пирамида);

 

 

 

- доминирование горизонтальных координат над вертикальной;

 

 

- использование горизонтальных и вертикальных членений, расположенных в метрическом порядке;

 

 

- использование «подрезок» в основании фигур;

 

 

- уменьшение суммарной площади членений, повышение «массивности» поверхности или объема фигуры.

 

 

 

Динамика или динамичность (греч. Dynamic – сила, движение) − выражение движения, стремительности формы. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других. Динамичные (остроугольные и криволинейные обтекаемые) формы подсознательно ассоциируются с образами легковых гоночных автомобилей, авиационной или космической техникой. А также со стремительным бегом и полетом животных и птиц, динамичными танцами, балетом.

 

 

 

 

 

Динамичный эффект достигается путем «нарушения» визуального равновесия изначально статичной формы с помощью следующих приемов:

 

- введение «активного угла» (придание торцам сооружений косоугольной или ломаной формы – например, ромб или параллелограмм);

 

 

 

- преобладание вертикальной координаты над горизонтальными, достижение эффекта «опрокидывания» изделия на зрителя;

 

 

 

- создание противоборствующих акцентов или центров композиции;

 

 

- широкое использование ритмических членений (горизонтальных, вертикальных, наклонных).

 

 

Статика и динамика могут быть выражены в композиции самыми различными средствами: расположением элементов, цветом, пластикой и др. При этом они могут придавать композиционной форме неоднозначный характер. Одни элементы могут зрительно выявлять ее стремительность, другие − наоборот, «останавливать» ее. Неустойчивые вертикали могут пересекаться устойчивыми горизонталями, «падающие» диагонали − «подпираться» вертикалями или противоположными по направлению диагоналями. Яркий цвет может «успокаиваться» сдержанными тонами и т. д. Поэтому при решении подобных композиционных задач нужна предельная четкость в установлении зрительного равновесия между элементами.

 

 

 

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое эта форма производит на зрителя. Данное впечатление может исходить как из физического состояния формы − стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и чисто композиционного (формального).

 

По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на следующие четыре вида.

К первому виду относятся зрительно и физически статичные формы. По производимому впечатлению они оцениваются как предельно стабильные. К ним можно отнести квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.

Второй вид представляют физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных, например, в одном направлении (вверх, под углом или по горизонтали), с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами.

Третий вид представляют зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, внутри которой «движутся» отдельные элементы. В практике дизайна такое «движение» обусловлено особенностями функционирования объектов, реальным движением в них отдельных деталей. При этом их композиция в целом носит статичный характер (форма ткацкого станка с движущимся челноком). В объемно-пространственной композиции − визуальное «движение» в статичной форме отдельных элементов.

Четвертый вид − зрительно и физически полностью динамичные формы. Они типичны для многих современных движущихся объектов, прежде всего различных транспортных средств. Часто эти формы действительно перемещаются в пространстве. При этом изменяется вся их структура. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер. В традиционной композиции − это так называемые гибкие, открытые, изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы.

Выдача упражнения № 5 «Статика и динамика в композиции», выполняемого на 1-2 чертежных листах

формата А4 (297×210 мм).

Упражнение 4. «Статика и динамика в композиции»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: