Развитие нервной системы




Лекция 2. Нервная система.

Нервная система является ведущей системой нашего организма и выполняет следующие функции:

1. Осуществляет взаимодействие нашего организма с окружающей средой, обеспечивая приспособление к постоянно меняющемся условиям жизни

2. обеспечивает объединение и согласование деятельности органов и систем организма в единое целое. Это единство в нашем организме осуществляется благодаря наличию двух видов регуляций, которые друг без друга существовать не могут.

Виды регуляций:

- нервная регуляция. В ее основе лежит нервный импульс. Нервная регуляция очень экономична, быстра и точна.

- гуморальная регуляция (лат. - благо, жидкость) – проведение и передача информации через жидкие среды организма. К жидким средам относят: кровь, межклеточная жидкость, жидкость в спинном мозге. Осуществляется благодаря активным веществам (гормоны), ионным.

Нервная состоит из двух отделов:

-центрального (спинной и головной мозг)

-периферического (нервные волокна, различные узлы, нервные центры, сплетения, периферические нервные окончания и рецепторы).

●Еще одно деление: сематическое (управление всей скелетной мускулатурой, обеспечивает чувствительность тела, давление) и вегетативное (осуществляет регуляцию деятельности внутренних органов. Например, сужение и расширение сосудов, обмен веществ, терморегуляция, адаптация рецепторов к окружающей среде).

Нервная клетка (нейрон) является элементарной структурно функциональной единицей. Каждый нейрон имеет длинны отросток (аксон) и множество коротких отростков (дендриты), тело клетки. Состав нервной системы входит нейроглия (нервный клей) – опора, в которой располагаются все нервные клетки

Функции нейроглии:

-поступают питательные вещества в нейрон

-вывод шлаков

-опорная

-терморегуляционная

Основ функция нервов – проведение нервных импульсов, в нашем организме выделяют чувствительные нервы (аффекторные), двигательные нервы (эфферентными) по ним нервный импульс идет к периферическим органам. Любое изменение окружающей или внутренней среды связано с процессом воздействия раздражителей. В процессе воздействия на чувствительные и нервные окончания будет возникать процесс – раздражение.

Способность нервной ткани реагировать на раздражение характерное возбудимости этой ткани. Проводимость – это способность нервной ткани проводит возбуждение.

Центральная нервная система – это скопление нервных клеток, соединенных синапсами – это расширение на конце аксона (длинного отростка), благодаря которому происходит передача нервного импульса с одной нервной клетки на другую, внутри расширения располагаются пузырьки, они заполнены активным веществом (медиатором), когда нервный импульс подходит к концу аксона, пузырьки лопаются и медиатор выходит наружу и раздражает следующий нейрон, так происходит передача неврного импульса.

●Из общего числа нейронов 30% находится в головном мозге, а остальные образуют отдельные скопления, которые называют нервными центрами. (возрастной аспект - у маленького ребенка 2 возбуждающих нейрона). После рождения ребенка нейроны не размножаются. Иногда, есди дети инвалиды или поражен какой то участок, то идет компенсаторная реакция.

Развитие нервной системы

После образования зиготы, образовавшаяся нервная клетка начинает очень быстро делиться, в результате этого деления образуется 3 слоя:

-Верхний – эктодерма,

-средний – мезодерма,

-внутренний -эндодерма.

Нервная система развивается из эктодермы, ее развитие начинается на 3-4 недели внутриутробного развития, в задней части зародыша клетки имеют более сложное строение и очень быстро делятся по сравнению с другими участками, в результате этого масса нарастает и сверху эта область проваливается, превращается в трубочку. Образовалась нервная трубка, а потом происходит образование 1/3 отделяется, клетки наверху очень быстро начинают увеличивается в объем, в результате образ головной мозг. К 20 недели внутриутробного развития заканчивается образование всех отделов головного мозга. К моменту рождения очень хорошо развит мозжечок, все рефлексы проходят через него, поэтому он имеет высокое значение.

Работоспособность – это способность развивать максимум энергии и экономить ее расходуя на поставленные цели при выполнение умственной работы или физической работы, уровень работоспособность связан с различными физиолог свойствами организма, состояния здоровья человека. Существуют след закономерности динамики работоспособности и след ее фазы.

Фазы:

1 Врабатывания. В результате него происходит постепенное повышение работоспособности, это период поиска наиболее адекватных и фиктивных вариантов функционирования органов и систем. В этот период происходит качественные изменения функциональной активности мозга, активизация связей между ними, в этот период работоспособность еще не устойчива, но очень высока.

2 Устойчивый период - это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат. Но период оптимальный работоспособность не может продолжаться бесконечно и сменяется компенсаторной перестройкой.

3 Период напряжения. Происходит снижения внимания, увеличения числа отвлечений, снижается темп деятельности, повышается двигательная активность, но в этот период ребенок еще может усилием воли продолжить работу и даже улучшить ее качество, но ненадолго.

4 Период утомление.

5 Период переутомления

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: