Интерпретация результатов и выводы




Введение

Прежде чем приступать к описанию проделанной работы, необходимо определить основные понятия, используемые в работе. Если работа посвящена определению экстраверсии и интроверсии, нужно написать, что это такое, какие индивидуальные особенности стоят за этими названиями, к каким психологическим характеристикам человека они относятся – способностям, чертам характера, установкам и т.д. Для чего может быть полезно умение диагностировать наличие этих индивидуальных особенностей?

После этого необходимо:

охарактеризовать замысел и проблему работы

сформулировать цели и задачи работы

обосновать гипотезу наблюдения

Замысел работы представляет собой краткую последовательность этапов исследования. В общем виде эти этапы следующие. Первый этап состоит в том, чтобы описать поведение человека, за которым будет проводиться наблюдение, на основе представления наблюдателя о наблюдаемом, сложившемся в процессе предыдущего общения (взаимодействия) с ним. Это описание называется ретроспективный отчет. Данные ретроспективного отчета сопоставляются с результатами стандартизованного наблюдения, проводимого как минимум в 4 ситуациях.

Эта формулировка является общей. Самостоятельно конкретизируйте замысел работы в соответствии с проблемой вашего исследования.

 

Пример формулировки проблемы и цели исследования

В рамках одного и того же наблюдения могут решаться разные проблемы. В качестве примера будут разобраны две формулировки, хотя в действительности можно сформулировать намного больше. Проблема работы может быть исследовательской, например, сравнение эффективности разных видов наблюдения при диагностике экстраверсии/ интроверсии. В данном случае это проблема исследовательская, потому что ставится вопрос о границах применимости известных методов. Если бы такое же сравнение проводилось в ходе разработки нового метода исследования для определения его эффективности, та же самая проблема стала бы прикладной. Прикладная проблема для данной работы, например, может быть такой: надежная диагностика выраженности в поведении человека склонности к проявлению экстраверсии или интроверсии.

Замысел, цели и задачи работы будут сформулированы по-разному, в зависимости от проблемы. В первом случае (для проблемы сравнения методов) целью может быть выяв­ление преимуществ определенного вида наблюдения перед другим. Во втором случае цель состоит в том, чтобы аргументировать суждение об экстравертированности или интровертированности человека.

В соответствии с этими целями конкретизируется и замысел работы.

 

Каждая цель требует для своего достижения решения специфических задач, в которых она конкретизируется. Сформулируйте эти задачи самостоятельно.

 

Если проблема работы связана со сравнением разных методов наблюдения, то примерная гипотеза может касаться тех критериев, по которым различаются методы, например, большая полнота наблюдения или легкость в применении. Эту гипотезу необходимо обосновать, т.е. ответить на вопрос, почему предполагается, что по названным критериям метод такой-то эффективнее, чем метод такой-то.

Если же проблема работы прикладная, связана с диагностикой склонности к проявлению экстраверсии или интроверсии, то гипотезой исследования служат те выводы об экстравертированности или интровертированности испытуемого, которые можно сделать по результатам свободного наблюдения, зафиксированным в ретроспективном отчете. Они должны быть проверены с помощью стандартизованного наблюдения.

 

 

Методика

Раздел содержит конкретное описание этапов проведенной работы.

Сначала опишите, на основе каких данных составлялся ретроспективный отчет. Построен этот отчет на основе общего знакомства с наблюдаемым человеком? Или он построен по результатам включенного наблюдения в ходе однократной беседы или какой-то совместной деятельности с этим человеком? Как долго и с какой частотой вы наблюдали этого человека раньше? Насколько хорошо он вам знаком?

Опишите ситуации, в которой проводилось стандартизованное наблюдение и их контекст (продолжительность наблюдения, количество наблюдений, были ли все ситуации рядовыми или чем-то отличались от обычных и т.д.). Как осуществлялся выбор ситуаций наблюдения? Каков временной интервал между наблюдениями (разные наблюдения не должны непосредственно следовать друг за другом во времени в соответствии с требованием репрезентативности ситуации наблюдения). Были ли дополнительные условия наблюдения, связанные с проблемой репрезентативности ситуаций наблюдения? Если да, то какие?

В каком состоянии находился сам наблюдатель, было ли это обычное состояние и если нет, чем оно отличалось от обычного (был ли наблюдатель усталым, рассеянным, раздраженным, находился в приподнятом настроении и т.д.)

Подробно опишите оба этапа наблюдения: какие виды наблюдения использовались на каждом из них? Какими формами отчетов пользовались наблюдатели? Опишите их (не забудьте кратко охарактеризовать использованную на 2 этапе систему категорий наблюдения). Чем отличалась процедура наблюдения на 1 и 2 этапах? Что входило в задачи наблюдателя на каждом из этапов? Если целью исследования выступало сравнение разных методов наблюдения, не забудьте описать критерии для сравнения методов.

Для чего проводилась оценка согласия наблюдений? Каким способом оценки пользовались? Опишите процедуру оценки, т.е. что и как считали (все расчеты проводились с помощью статистической программы SPSS 14.0).

 

 

Результаты исследования

Нужно представить 3 блока результатов: по данным ретроспективного отчета, по данным стандартизованного наблюдения и по итогам оценки согласованности результатов наблюдений.

Если ретроспективный отчет небольшой, можно целиком привести его в тексте отчета. Если он достаточно велик (больше, чем на пол страницы), то в приложении. При помещении любой информации в приложение в том месте, где эта информация востребована, необходимо ставить ссылку на номер приложения (например: см. Приложение 1)

Результаты стандартизованного наблюдения нужно представить в виде таблицы средних значений частоты категорий:

 

Таблица 1 Средние значения частоты встречаемости категорий наблюдения

Название категории
Средняя частота                    

Чтобы вычислить средние частоты встречаемости категории, нужно сложить частоты какой-либо категории, наблюдавшиеся во всех наблюдениях, и эту сумму разделить на число наблюдений (т.е. как минимум – на 4). По Таблице 1 требуется прокомментировать (т.е. отдельно повторить в тексте, поясняющем содержимое таблицы):

· наиболее часто встречающиеся категории;

· наименее часто встречающиеся категории;

· категории со средними значениями частот;

· соотношение средних частот категорий, свидетельствующих об экстравертированном или интровертированном поведении испытуемого.

Для определения соотношения средних частот категорий необходимо подсчитать сумму средних частот по всем категориям, свидетельствующим об экстравертированности испытуемого, и вычесть из них сумму средних частот по всем категориям, свидетельствующим об интровертированности испытуемого. Какие действия, судя по этим четырем пунктам, преобладают и, наоборот, не характерны для испытуемого?

Представляя данные о согласии наблюдателей, укажите величину коэффициента α Кронбаха. Подсчитайте коэффициенты корреляции между 4 наблюдениями. При подсчете корреляций укажите, сколько имеется значимых коэффициентов корреляции, а сколько – средних и низких. (Не пропустите отрицательный коэффициент корреляции.) Каково соотношение значимых коэффициентов и их общего числа?

Результаты подсчета коэффициентов корреляции необходимо представить в виде таблицы (которую можно скопировать из программы SPSS):

Таблица 2. Коэффициенты корреляции между четырьмя наблюдениями и уровень их значимости

  наблюдение 1 наблюдение 2 наблюдение 3 наблюдение 4
наблюдение 1        
наблюдение 2        
наблюдение 3        
наблюдение 4        

 

Обратите внимание, что все таблицы должны содержать заголовки, объясняющие читателю, что за данные приведены в таблице. В таблице не должно быть чисел и значков, не имеющих пояснения.

 

 

Интерпретация результатов и выводы

Можно ли считать согласованность наблюдений высоким, а полученные данные, соответственно, надежными? Обоснуйте. Если да, то какие условия наблюдения способствовали получению надежных данных и как? Если нет, то в каком из наблюдений и почему были получены недостоверные данные наблюдения?

Далее проинтерпретируйте данные стандартизованного наблюдения. О чем говорят высокие частоты категорий? Низкие? Средние? Проанализируйте важные сочетания категорий. На основании данных о наибольшей и наименьшей частоте встречаемости и о сочетании категорий сформулируйте заключение о наличии (и возможно, выраженности) у наблюдаемого исследуемой в работе психологической черты (например, экстраверсии). Обоснуйте каждый из сформулированных тезисов данными нестандартизованного наблюдения. (Условный пример: тезис – «Испытуемый в ситуациях группового взаимодействия ведет себя замкнуто», обоснование – «При общении в компании испытуемый произносил меньше реплик, чем другие участники разговора. При обращении к нему отвечал короткими фразами (2-3 слова) и односложно. Никогда не задавал встречных вопросов. Сам инициировал разговор 2 раза, в обоих случаях обращался не к группе, а к конкретному человеку. В обоих случаях после получения содержательного ответа на свой вопрос не инициировал продолжение разговора и в спровоцированном им обсуждении (в случае, когда оно продолжалось) далее не участвовал. Тот факт, что испытуемый не поддерживает общий разговор, включается в него только с целью получения содержательного ответа на интересующий его вопрос и адресует этот вопрос не группе, а конкретному человеку, подкрепляет вывод о его замкнутости в ситуации группового взаимодействия»).

Сравните результаты, полученные путем нестандартизованного и стандартизованного наблюдения. Совпадают ли они, в чём? В чём отличия? Есть ли прямые противоречия между данными стандартизованного и нестандартизованного наблюдения? Касаются ли данные двух наблюдений одних и тех же поведенческих событий или разных? Какие данные отличаются большей полнотой и информативностью?

Если в работе сравнивалось включенное и невключенное наблюдение, то необходимо обсудить, отражается ли включенность наблюдателя на данных наблюдения? Если да, то в чем это видно? Как включенность (или невключенность) наблюдателя влияет на полноту фиксации данных наблюдения, удобство наблюдения, точность наблюдения и т.д.?

Интерпретация результатов должна дать ответы на следующие вопросы:

1. Подтвердилась или не подтвердилась гипотеза? Какие данные наблюдения свидетельствуют в пользу гипотезы, а какие против нее? Подтвердилась гипотеза полностью или частично? Если частично, то в каких аспектах гипотеза подтвердилась, а в каких – нет? Почему?

2. Какое решение получила проблема исследования, заявленная во введении?

3. Какой полюс исследуемой в работе психологической черты (например, экстраверсия, интроверсия) выражен у наблюдаемого? Можно ли сделать какое-то заключение о степени выраженности этой черты? Если да, то какое и на каких основаниях?

4. Какие преимущества и недостатки обсуждаемых видов наблюдения вы заметили, выполняя эту работу?

5. Какие дополнения, с вашей точки зрения, требуется внести в использованную систему категорий?

Эти вопросы необходимо подробно обсудить в разделе Интерпретации, они же должны быть кратко освещены в выводах. Выводы могут быть выделены в отдельный подраздел работы или представлять собой заключительный абзац (или несколько абзацев) в разделе Интерпретация результатов. Выводы могут отчасти повторять то, что уже было написано в разделе Интерпретации. Основная задача выводов – подвести краткий итог по всем результатам, полученным в работе, относительно достижения цели и проверки гипотезы.

 

 

Приложения

В этот раздел работы попадают:

  • Ретроспективный отчет (общий или по результатам включенного наблюдения), если этот отчет отсутствует в разделе Результатов.
  • Заполненный лично вами в ходе стандартизованного наблюдения протокол наблюдения, включающий наблюдение за испытуемым как минимум в 4 ситуациях.
  • Таблица для подсчета коэффициента α Кронбаха, составленная на основе протокола наблюдения.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: