ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ




В игровой деятельности детям предлагаются сюжеты, связанные с приближением весны и праздника 8 Марта. Закрепляются знания о весне в природе, полученные на занятиях, при наблюдении за при­городными объектами: таянии снега, появлении ручейков, более яр­ком солнышке, громком чириканье птичек, которые радуются весне. Подготовка к празднику 8 Марта и сам праздник остается для детей одним из самых ярких весенних событий. В игру вводятся сюжеты, связанные с ролью мамы, ее отношениями с другими членами семьи (детьми, папой, бабушкой), подчеркиваются основные эмоциональ­но значимые качества мамы, которые ребенок может отобразить в игре (заботливость, доброта, нежность, готовность помочь и т.д.). Мама играет с детьми, гуляет с ними, кормит, поит, лечит, утешает, когда они плачут, укладывает спать. Легче всего дети 4-го года жизни проигрывают такие сюжеты в игре с игрушкой («ребенком»), прини­мая на себя роль «мамы». При этом в игре присутствует ролевая речь, поведение, ребенок может вступать в контакт со сверстником (другой «мамой», «доктором», «продавцом», «папой» и т. д.). Ситуации, где в роли ребенка выступает партнер-сверстник, даются детям труднее. Это происходит потому, что малышу легче копировать поведение взрослых, которое он наблюдает постоянно, чем анализировать свое собственное «детское» поведение и воспроизводить его в игре. Если же с помощью воспитателя кто-то из детей с этим справляется — это обогащает и его собственную игру, и является примером для подра­жания для тех детей, которые этого пока не умеют. Увидев «детское» поведение, воспроизведенное в игре своим сверстником, другие дети могут его копировать и видоизменять в своей игре. Таким образом, игры в «дочки-матери» постепенно усложняются и обогащаются.

Воспитатель предлагает в качестве новых сюжетных линий «празд­ник 8 Марта» дома, в лесу (зверушки-дети дарят подарки зверушкам- мамам: бельчата — белке, лисята — лисичке, зайчата — зайчихе). Раз­нообразные сюжеты бытового характера тоже развиваются, воспита­тель акцентирует роль мамы, бабушки: мама купает малыша, бабушка вытирает, они поят его молочком из бутылочки, мама укладывает его спать, поет колыбельную.

Воспитатель подчеркивает, что у всех есть своя мама, самая люби­мая. В связи с этим можно поиграть в игру, где разные зверята ищут своих мам (и, заодно, вспомнить, как они называются), или в звери­ный детский сад, куда мамы приводят детенышей. При этом подоб­ные сюжеты позволяют наделение ролью игрушки и принятие роли на себя.

 

МАРТ. 25 НЕДЕЛЯ. Планирование работы

Направленность педагогической работы. Тема «Мамы и дети» будет переведена в русло «Животные и их детеныши»: мама есть не только у каждого ребенка, но и у каждого детеныша животных (жеребенка, котенка, щенка, слоненка и т. д.).

На занятиях по развитию речи дети будут вовлекаться в разыгры­вание стихотворных инсценировок, героями которых будут разные животные; а при ознакомлении с окружающим воспитатель будет побуждать детей к называнию разных детенышей и их мам (собака — щенок; кошка — котенок, курица — цыпленок, лошадь — жеребенок и др.), к выделению характерных признаков каждой взрослой особи и ее детеныша и установлению общего и различного.

В продуктивных видах деятельности (конструирование, лепка, рисование) полученные представления о мамах и детенышах будут расширяться, уточняться и закрепляться.

На занятии по математике дети будут группировать предметы по признакам: «много», «мало», «одинаково».

Дети также будут упражняться в ловле мяча после 2-3-х-разового его удара об пол и в прыжках с места через предметы.

Использование художественных произведений в стихотворной фор­ме будет отражать заботливое отношение мам к своим детенышам.

В самостоятельных играх дети, объединяясь по два-три человека, будут продолжать разыгрывать «семейные» сюжеты с принятием ро­лей на себя и распределением их между игрушками.

 

день недели временные отрезки дня содержание образовательной работы
1 день Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Развитие речи. «Понравилась вода». 2. Физкультура. № 49-50.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижная игра «Зайка беленький сидит». Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Чтение произведений о животных: В. Берестова «Котенок», В. Лунина «Щенок», рассматривание иллюстраций.
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.
2 день Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Развитие математических представлений. «Много или мало?» 2. Музыка. № 49. Слушание музыки: А. Гречанинов «Котик заболел», «Котик выздоровел»; «Кошка, как тебя зовут?» муз. М. Андреевой, сл. Г. Сапгира; пение: «Кошка, как тебя зовут?» муз. М. Андреевой, сл. Г. Сапгира; му­зыкальное движение: творческое движение со взрос­лым «Котик выздоровел» (А. Гречанинов, «Котик выздоровел»).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры «Птички в гнездышках». Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Игра-инсценировка по сказке «Три медведя».
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.
3 день Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Ознакомление с окружающим миром. «Живот­ные и их детеныши». 2. Лепка с рисованием. «Детский сад для зверят».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры «Трамвай» (вариант игры «Поезд»). Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Показ настольного театра: сказка «Козлята и волк» (в обр. К. Д. Ушинского).
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.

 

день недели временные отрезки дня содержание образовательной работы
4 день Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Конструирование. «Полосатый котенок». 2. Физкультура. № 49-50.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: хороводная игра «Солнышко» на стихи А. Прокофьева (вариант игры «Пузырь»). Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Загадывание и отгадывание загадок о животных.
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.
5 день Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Музыка. № 50. Слушание музыки: «Плачет котик» муз. М.Парцхаладзе, сл. П.Синявского; пение: «Плачет котик» муз. М.Парцхаладзе, сл. П. Синявского; «Кошка, как тебя зовут?» муз. М. Андреевой, сл. Г. Сапгира; музыкальное движение: игра «Кошка и котята» (муз. М. Раухвергера). 2. Лепка «Приглашаем зверят в детский сад».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры с мячами: «Подбрось — пой­май», «Догони мяч». Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Чтение произведения С. Маршака «Усатый- полосатый». Показ иллюстраций.
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.

 

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулке. Перед прогулкой медвежонок говорит детям о том, что сегодня у него замечательное весеннее настроение. Он нашел первый весенний цветок и хочет показать его ребятам. На участке воспитатель ведет детей к тому месту, где растет мать - и-мачеха. (В разных регионах это наблюдение проводится в разное время, в зависимости от природных особенностей региона.) Воспи­татель рассказывает, что мать-мачеха выросла на открытом месте, где уже видна земля. А такие растения, которые появляются сра­зу из-под снега, называют подснежниками. Подснежники бывают разными. Дети рассматривают цветки, нюхают их; воспитатель об­ращает внимание на то, что выросли только цветочки, а листиков нет, листики появятся позже (обращается к опыту детей, который они получили на первой не деле). Медвежонок предлагает сорвать растение, но воспитатель говорит, что этого делать нельзя: пока оно растет здесь, им может любоваться каждый человек. К тому же, находясь в земле, растение еще долго будет цвести, а в вазочке с водой быстро завянет. Скоро к цветку прилетят пчелы, чтобы по­лакомиться вкусным соком-нектаром, который есть внутри цветка. А если сорвать цветок, у пчел не будет еды. А цветок можно сфо­тографировать, нарисовать. (Если есть возможность, воспитатель фотографирует цветок и затем вывешивает фотографию в группе. Если такой возможности нет, дети в группе рисуют «портрет» цвет­ка по памяти.)

После находки мать-и-мачехи дети на прогулках ищут другие рас­тения, рассматривают деревья, кустарники. Воспитатель отмечает признаки появления первых листочков, цветков (например, у ивы). Воспитатель проводит экскурсию к клумбе, отмечая на ней весенние признаки, таяние снега, предлагает детям понюхать, как пахнет све­жая земля, которая только что освободилась из-под снега.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Воспитатель рассказывает или разыгрывает вместе с детьми потеш­ку о солнышке и говорит, что солнышко любят не только люди, без солнышка не могут расти растения, в том числе и те, которые на­ходятся в уголке природы. Правда, среди них есть такие, которые очень любят солнышко, и такие, которые любят прятаться в тени. Воспитатель показывает детям яркое, вырезанное из бумаги сол­нышко и предлагает поместить его возле растений, которые растут на самом солнечном месте. (Например, на окошке.) Именно эти растения любят солнышко больше всего. В другой раз дети помеща­ют возле самых влаголюбивых (тех, которые они часто поливают) растений капельку воды.

Если лук уже вырос, воспитатель проводит беседу о том, каким он был, когда его посадили (показывает не проросшую луковицу), просит детей вспомнить, что они делали для того, чтобы лук вырос, какими сначала были его листики и т. п. Выращенный лук срезают и кладут в салат так, чтобы дети об этом знали.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. «Понравилась вода»

Задачи. Вовлекать детей в разыгрывание инсценировки. Активи­зировать глаголы и прилагательные. Развивать интонационную вы­разительность речи. Уточнять и закреплять правильное произноше­ние звуков [с], [с'].

Материалы. Игрушки: мяч, свинка, щенок, мыло в мыльнице, круглое зеркало, шапочка поросенка.

Содержание занятия. Воспитатель разучивает с детьми стихотворе­ние П. Синявского «От носика до хвостика».

Сначала стихотворение выразительно читает взрослый, затем вме­сте с отдельными детьми. Ребенок, читая, держит в руках и щенка. Показывает на игрушке, как щенок моется.

В завершение дети хором читают последние две строки стихотво­рения, сопровождая чтение выразительными движениями. (Подчерк­нуто четко произносят звуки [с], [с'].)

— А вот стихотворение про свинку, которая тоже любит умывать­ся. (Читает стихотворение В. Степанова «Свинка»)

Свинка

Что у свинки Мани спрятано в кармане?

Спрятано там мыльце, чтоб умыть им рыльце.

Дети разучивают это стихотворение. Чтец надевает шапочку свинки и держит в руках мыло в мыльнице. Выслушивают всех же­лающих. В случае необходимости педагог подсказывает слова. Вос­питатель предлагает детям послушать историю, которая произошла со свинкой Маней и щенком Степашкой. История сопровождается действиями с игрушками.

— Пошли Маня и Степашка на пруд купаться. Подошли к пруду (воспитатель кладет на стол круглое зеркало-пруд) и увидели в нем свое отражение.

Свинка: Ой! Кто это такой розовый с носом-пятачком?!

Степашка: Дай посмотреть. Да он вовсе не розовый. Он лохматый, у него красивый пуговкой нос.

— Нет, пятачком!

— Нет, пуговкой!

— Ой! Да там два носа!

И тут они поняли, что это их отражение в воде и весело рассмеялись:

— Ой! Да это же мы! Ха-ха-ха. Гав-гав-гав. Хрю-хрю-хрю.

Эту инсценировку дети разыгрывают по одному, ведя ролевой ди­алог, взрослый оказывает поддержку.

В конце занятия организуется игра в круге с мячом «Скажи, как я». Степашка кидает мяч ребенку и называет слово, выделяя звук [с] или [с']. Надо перекинуть мяч и произнести слово также.

Слова: умываюсь, вытираюсь, купаюсь, расчесываюсь, плещусь, бултыхаюсь, веселюсь, ношусь, сплю, сторожу, собираюсь, мечусь, прячусь, учусь, веселый, смелый, настойчивый, смешной, чистый, душистый, пушистый.

 

ФИЗКУЛЬТУРА № 49-50

Задачи. Разучивание ловли мяча после 2—3-х разового удара об пол. Повторение прыжков с места через предметы. Развитие коорди­нации и умения ориентироваться в пространстве; закрепление в игре умения перепрыгивать через предмет.

Материалы. Четыре обруча большого диаметра, мячи среднего диаметра по количеству детей, 4 круглых модуля, 8 кеглей.

Место проведения. Физкультурный зал.

Содержание занятия. Воспитатель приглашает детей в зал и соби­рает их в кружок вокруг себя:

— Ребята, какое сейчас время года? Правильно, весна. Сол­нышко стало ярче, снег тает, ручейки бегут. — Воспитатель просит детей встать за ним в колонну по одному. — Ручеек течет, — го­ворит воспитатель и организует ходьбу змейкой в различных на­правлениях.

— Весной прилетают птички из теплых стран, давайте, ребята, по­кажем, как птички летают, — говорит воспитатель и вместе с детьми выполняет бег по залу врассыпную с одновременным движением ру­ками вверх-вниз.

— Птички полетали-полетали, устали, на полянку сели. Отдыха­ют, — говорит воспитатель.

Дети располагаются врассыпную по залу и выполняют вместе с воспитателем упражнения для восстановления дыхания: поднимают руки вверх — вдох; опускают руки — выдох (повторить 3—4 раза).

— Молодцы, быстро птички к нам прилетели, потому что отдох­нули. А теперь мы с вами, ребята, поиграем с мячиками. Возьмите, пожалуйста, мячи, — обращается к детям воспитатель и выносит на середину зала корзину с мячами.

Общеразвивающие упражнения

Дети вместе с воспитателем выполняют следующие общеразви­вающие упражнения с мячами.

1. Мяч внизу, ноги на ширине плеч. Поднять мяч вверх, потянуть­ся, посмотреть на мяч. Вернуться в исходное положение. Повторить 3—4 раза.

2. Мяч внизу. Поднять мяч вперед, руки прямые. Опустить мяч. Повторить 4-6 раз.

3. Мяч вверху. Наклониться, коснуться мячом пола, ноги в коле­нях стараться не сгибать. Повторить 4—6 раз.

4. Руки согнуты, мяч перед грудью. Присесть, голову опустить (спрятались за мячик). Встать в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

5. Прыжки на месте, с мячом в руках.

— Прыгаем как мячики, — подбадривает малышей воспитатель. — Хорошо! Молодцы, ребята, ловко вы упражнения с мячом выполняе­те! Тогда у меня есть для вас более сложное задание.

Воспитатель показывает новое упражнение с мячом — удар мяча о пол, с последующей ловлей его двумя руками.

— Бросать мяч надо перед собой, смотреть на него и ловить с боков «раскрытыми» ладошками, не сжимая пальцы. Саша, по­пробуй ударить и поймать мяч. Молодец, поймал, а теперь Катя попробует. У Кати не получилось поймать, потому что она очень слабо ударила мяч о пол, и он плохо отскочил. Надо посильнее бросить мяч.

После выполнения упражнения отдельными детьми, исправле­ний и объяснений ошибок, воспитатель предлагает всем детям при­ступить к выполнению того же задания. Следя за всей группой, вос­питатель индивидуально помогает детям, которые испытывают наи­большие затруднения, хвалит детей, которым удается несколько раз подряд поймать мяч.

В завершение упражнения дети кладут мячи обратно в корзину. Воспитатель строит детей в колонну по одному перед полосой пре­пятствий. Полоса препятствий состоит из 4-х круглых модулей (коч­ки), положенных на расстоянии шага друг от друга; 8-ми кеглей (рас­стояние между ними 50 см) и 4-х обручей.

Воспитатель объясняет следующее задание:

— Перед нами сложная дорожка. Вначале надо пройти по кочкам, не наступая на пол и сохраняя равновесие, затем пробежать (медлен­но!) змейкой между кеглями и подойти к обручам. Будьте вниматель­ны, нужно запрыгнуть в обруч, подойти к его другому краю и выпрыг­нуть из него. И таким способом преодолеть все обручи. Посмотрите, как все это сделаю я.

Воспитатель показывает последовательность и способ выполне­ния упражнения. Следом за ним дети поточным способом выполня­ют данное задание.

— Ребята, пока мы с вами занимались, птички построили свои гнездышки, — говорит воспитатель и убирает ненужный инвентарь, кладет обручи в каждый угол зала, поясняя:

— Вот какие гнездышки получились.

Игра «Птички в гнездышках»

— Давайте теперь поиграем в игру «Птички в гнездышках», — предлагает воспитатель.

Дети встают по 2—3 человека в обручи, положенные по углам ком­наты. Это их гнездышки. По сигналу воспитателя: «Полетели» все птички вылетают на середину зала, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками (кры­льями). По сигналу воспитателя: «Птички, в гнездышки!» дети воз­вращаются на свои места.

Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать по сигналу «Полетели» из гнездышек (обруча). Игра по­вторяется 4-5 раз.

В заключение воспитатель просит детей взяться за руки и встать в круг. Вместе с воспитателем дети вспоминают каких птиц они знают и как поют эти птички.

 

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. «Много или мало?»

Задачи. Составлять группу предметов по признакам: много, мало; определять равенство и неравенство количества хлопков и предметов (много, мало, одинаково).

Материалы. Игрушки: кукольные столы, стулья, посуда; карточки с изображением по два, три или 8-15 одинаковых фигур (только кру­ги или только квадраты).

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «День рождения куклы». Она обращается к детям, которые сидят полукругом на стульчиках:

— Дети, вчера девочки договорились, что у нашей куклы будет день рождения (показывает куклу-именинницу). Кукла пригласила на день рождения своих подружек. Они уже договорились, где будет стоять стол.

Воспитатель показывает место для стола, предлагает детям поста­вить стол и продолжает:

— Посмотрите, что нам надо еще поставить, чего у нас не хватает для того, чтобы пригласить гостей?

Предлагает мальчикам принести стулья:

— По одному стулу принесет каждый.

Дети идут за стульями.

Воспитательница называет трех гостей, не уточняя, что и самой имениннице надо принести стул. Если дети принесли три стула, толь­ко для гостей, то она обращает на это внимание детей:

— А имениннице ведь тоже нужен стул!

Но тут раздается звонок, и приходят еще 6—8 гостей.

— Вот как стало много гостей, да еще именинница, а было мало. Наверное, нужно принести стулья и для вновь прибывших, — го­ворит воспитатель, и дети приносят по одному стулу для каждого гостя.

— Сколько теперь гостей? (Много.) А стульев? (Тоже много, оди­наково.) — подытоживает воспитатель.

Далее воспитатель обращается к детям, обсуждая, как мы готовим­ся к приему гостей, что еще надо принести для кукол. Дети решают. Они приносят чашки с блюдцами.

— Вот и посуды нужно много, ведь гостей пришло много.

Дети заранее готовят подарки куклам (рисунки).

— Вы хотели сделать сюрпризы куклам? Сколько мы возьмем ри­сунков, чтобы подарить?

— Много, ведь гостей много, — отвечают дети.

Воспитатель имеет возможность в такой игре развивать инициати­ву детей, активизировать их внимание и мышление. Ситуации могут быть разные: за стульями, например, могут пойти не четверо детей, а шестеро или семеро. Когда дети принесут стулья, тогда воспитатель спрашивает, сколько надо стульев, много или мало они принесли и сколько надо унести или принести еще.

Далее воспитатель предлагает детям поиграть. Она раскладывает на столах карточки так, чтобы детям было удобно перемещаться по группе: 4 карточки по три предмета-кружка, 3 карточки по 2 квадра­та, 5 карточек по много фигур (от 8 до 15). Воспитатель бьет в бубен, а дети находят карточки, где столько же кружков или квадратов, сколь­ко ударов в бубен прозвучало (мало). Затем быстро ударяет мноГо раз, и дети находят карточки, где много кружков или квадратиков.

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. «Животные и их детеныши»

Задачи. Закрепить яркие впечатления от «маминого праздни­ка», привнесением сюжетов и наблюдений на тему материнства («О маме»). Формировать представления детей о том, что мамы бы­вают не только у детей, но и у животных и у птиц. Отметить харак­терные признаки каждой взрослой особи и детеныша. Познакомить ребят с названиями детенышей: «котенок», «щенок», «цыпленок», «козленок», «теленок»; инициировать звукоподражания животным («му-му», «ав-ав», «мяу-мяу», «пи-пи», «ме- ме» и др.).

Материалы. Картинки среднего размера, изображающие живот­ных и их детенышей. (Павлова J1.H. Раннее детство: развитие речи и мышления от 1 до 3 лет: Наглядно- практическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.)

Содержание занятия. Педагог начинает разговор о «мамином празд­нике», о том, что все мамы были очень довольны подарками, которые для них подготовили дети («И мама Оли, и Петенькина мама, а мама Светы даже свой подарок показала всем соседям в доме» и т. п.)

Далее педагог переводит разговор на животных:

— У каждого ребенка есть своя родная мама. У каждой мамы есть род­ной сынок или дочка. И у курочки, и у кошки, и у собаки тоже есть детки. У кошки — котенок, посмотрите на картинку. Видите, кошка большая, а котеночек маленький. У них торчащие ушки и на мордочке усы. Боль­шая кошка как кричит? — «Мяу!» (произносит громким и более низким голосом), а котеночек маленький. Как он зовет маму? — Правильно, «Мяу!» (произносит более тихим и более высоким голосом).

Воспитатель поочередно показывает все картинки, называя дете­нышей.

Если группа детей состоит из малышей, которые первый год по­сещают детский сад, следует внести не более 2—3 картинок. При этом взять наиболее известные изображения знакомых животных, напри­мер, «кошка с котенком», «собака со щенком», «курочка с цыплят­ками». Педагог активизирует речь детей, задавая вопросы: «А кто на этой картинке нарисован? Как кудахчет курочка? («Ко-ко-ко».) Как пищат цыплятки? («Пи-пи-пи».)

Обязательно подчеркиваются вначале отличительные признаки животных, а потом наиболее заметные общие.

Можно предложить ребятам дать имена котенку, щенку, козленку.

— Как зовут котеночка? Видите он рыженький! Наверное, его зовут Рыжик. А щеночек пушистый! Как его назовем? — Пушок. (И т. д.)

Педагог неоднократно в разговоре просит ребят повторить слова, обозначающие детенышей. Старается вызвать у малышей не только интерес, но и чувства нежности к животным.

В конце занятия педагог предлагает поиграть в подвижную игру «Курочка с цыплятками».

— Вы будете цыплятки, а я — курочкой. Как я позову вас: «Ко-ко- ко!» — сразу ко мне бегите.

Картинки ставят на мольберт в природном уголке и во вторую по­ловину дня можно еще раз привлечь внимание малышей к изобра­жениям, спросить кто нарисован, как называются детеныши изобра­женных животных.

Подвижную игру «Курочка с цыплятками» можно провести еще раз на прогулке или в зале, давая варианты игрового сюжета, на­пример, цыплята собираются под «крылышки» курочки по сигналу: «Лиса! Лиса хочет поймать цыплят! Бегите к маме-курице!»

 

ЛЕПКА С РИСОВАНИЕМ. «Детский сад для зверят»

Задачи. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к жи­вотным, вызывать эмоциональный отклик, интерес к созданию игро­вой ситуации в сотворчестве с воспитателем. Использовать получен­ные ранее способы лепки: раскатывать комочки пластилина прямы­ми и круговыми движениями рук.

Материалы. Лист бумаги в виде круга диаметром 30 см, тониро­ванный в желтый цвет, пластилин, пластмассовый кукольный тазик («водоем»), клееночки, салфетки для рук, фломастеры. Картинки с изображением животных с детенышами, мольберт.

Предварительная работа. Рассматривание слепленных ранее фигу­рок животных, картинок, иллюстраций с изображением детенышей (медвежат, тигрят, слонят, волчат, козлят, лисят). Чтение потешек, стихов, пение песенок про зверят. Игры с образными игрушками.

Содержание занятия. Дети в свободной позе сидят на ковре. Вос­питатель спрашивает, куда они каждый день утром идут с мамой, па­пой, бабушкой. После ответов говорит:

— Все дети приходят в детский сад, где много игрушек. Какие у вас любимые игрушки? (Куклы, машинки, мячи, кубики). Можно вместе построить дом, дорогу, по которой поедут машины. Как интересно ребятам в детском саду.

Затем воспитатель показывает картинки с изображением живот­ных и их детенышей, вместе с детьми называет их, спрашивает детей, хотят ли они для зверят устроить детский сад. После ответов детей говорит, что у всех маленьких зверят есть мамы. Просит назвать маму у медвежонка, тигренка, слоненка и других животных.

— Мамы любят своих детенышей, заботятся о них. Кто из вас хо­дил в зоопарк? Вы там видели на детской площадке маленьких зве­рят? Сегодня мы все вместе для них устроим детский сад. А что там будет, вы сейчас узнаете, — говорит воспитатель и читает стихотворе­ние Т. Казаковой:

Для самых маленьких зверят Мы устроим детский сад, Нальем водички в водоем, Чтоб малыши купались в нем. Зверят научим рисовать, Как в цирке, прыгать, танцевать.

— Вот какой будет детский сад для зверят. Этот желтый круг (пока­зывает) оградим заборчиком, чтобы малыши не разбежались и не по­пали в беду. Из цветного пластилина слепим для него много столбиков, а также для лесенки, качелей. Фломастерами украсим коврики, дорож­ки (показывает цветные полоски). А это (показывает кукольный тазик) будет «водоем», чтобы малыши купались в нем. Я уже слепила немного столбиков (показывает). Ребята, вы тоже будете их лепить.

Тем, кто не освоил приемы лепки, предлагает задание попроще - украсить фломастерами «дорожки», «коврики» (показывает 2-3 «ков­рика» с узорами).

Дети садятся за столы и начинают лепить, используя знакомые им спо­собы раскатывания комка пластилина прямыми движениями ладоней рук. В процессе занятия воспитатель помогает тем, кто затрудняется, напомина­ет, что зверята любят играть с мячиками, поэтому надо круговыми движе­ниями рук слепить разноцветные большие и маленькие мячи.

Постепенно дети из столбиков вместе с воспитателем «строят за­борчик, лесенку» (качели делает педагог), фломастерами украшают «коврики», «дорожки».

— Посмотрите, ребята, у нас получились заборчик, лесенка, каче­ли. А где мы поставим «водоем»? Вот здесь (ставит тазик, закрепляя его пластилином). Предлагает «постелить коврики, дорожки», расположив их на за­ранее нарисованной линии. Дети приносят маленькие машинки, чтобы зверята на них «катались».

В конце занятия воспитатель предлагает рассмотреть предметы «игрового оборудования».

— Вот как дружно мы все вместе постарались для маленьких зверят, чтобы им было весело бегать, прыгать, купаться, играть. А на другом за­нятии будем лепить фигурки зверят. Воспитатель предлагает детям рас­смотреть общую композицию макета, который следует расположить на отдельном столе, чтобы они могли воспринимать его с разных сторон.

В вечернее время по своему желанию дети могут дополнить макет, слепить еще одну-две лесенки, мячи, украсить фломастерами раз­ноцветные «коврики», «дорожки». Воспитатель поощряет детскую самостоятельность. Дети показывают куклам сделанное ими для ма­леньких зверят «игровое оборудование».

КОНСТРУИРОВАНИЕ. «Полосатый котенок»

Задачи. Знакомить детей с изображением кошки с котятами, ис­пользуя иллюстрации детских книг; углублять представления об осо­бенностях внешнего вида животных. Развивать воображение, учить видеть в черных полосках бумаги полоски на шерсти животного; пре­образовывать и достраивать предметную композицию, органично «включая» в нее «полоски» (полоски бумаги) для передачи характерных особенностей окраса шерсти животного; рвать бумагу на ровные длин­ные и короткие полоски. Воспитывать умение работать согласованно, конструируя коллективную композицию. Активизировать словарь: бумага, шерсть, цвет, полоска, кот, котенок, тело, голова, лапы, хвост, уши, глаза, усы, зубы; широкий, короткий, длинный, серый, черный.

Материалы. Фоновая картинка «Котенок Васька» (аппликация — плоскостное изображение животного без полосок, сделанное воспи­тателем); полоски бумаги черного цвета с небольшими надрезами, выполненными воспитателем, для ориентировки детей в ширине разрываемых полосок; клей-карандаш для каждого ребенка.

Содержание занятия. Воспитатель приглашает детей к столу, зага­дывает им загадку о котенке и предлагает рассмотреть иллюстрации с разными изображениями кошки с котятами.

Воспитатель подводит итог: У многих больших котов, кошек и маленьких котят на их шер­сти есть полоски.

Внимание детей переключается на фоновую композицию — предмет­ное изображение «Котенка Васьки». Воспитатель учит детей не только узнавать и называть само животное, но и его характерные особенности (строения тела, его позу, цвет шерсти, отсутствие полосок на шерсти и др.). Он рассказывает, что котенок Васька лазил по забору и ободрал шер­стку. Он потерял полоски и очень переживает; просит детей о помощи.

Воспитатель предлагает детям помочь котенку сделать полоски из бумаги: разорвать лист бумаги и аккуратно приклеить полоски на изо­бражение котенка, чтобы Васька стал прежним полосатым и красивым.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Сначала дети вспо­минают, как рвать бумагу на длинные ровные полоски, ориентируясь на надрезы на одной из сторон бумажного листа. Затем дети находят эти надрезы и приступают к работе. Воспитатель помогает детям со­ветами или практическими действиями.

Картина с изображением котенка переносится на свободные сто­лы, сдвинутые вместе, и располагается горизонтально для работы де­тей по «достраиванию» образа.

Разорвав свои листки бумаги на длинные узкие полоски, дети встают из-за столов, переносят на подносах свои бумажные полоски и подходят к фоновой композиции. С помощью воспитателя дети сначала располагают полоски бумаги (выкладывают их поперек туло­вища котенка), затем приклеивают.

В конце занятия воспитатель хвалит детей, что дружно работали и старались. Учит детей любоваться работой. Предлагает придумать название получившейся композиции («Полосатый котенок», «Ша­ловливый котенок», «Васька-озорник и т. п.).

 

ЛЕПКА. «Приглашаем зверят в детский сад»

Задачи. Продолжить сюжетно-игровой замысел, заданный на за­нятии по рисованию, дополнить его лепкой фигурок животных спо­собами соединения шариков разной величины, а также способами прищипывания, вытягивания. Учить передать характерные признаки зверят (ушки, хвостик, лапки); пользоваться стекой.

Материалы. Выполненный вместе с воспитателем макет «игрово­го оборудования» для зверят. Фигурки ранее слепленных детьми жи­вотных. Пластилин, клееночки, салфетки для рук, стеки. Картинки, иллюстрации с изображением зверят.

Предварительная работа. Рассматривание картинок, иллюстра­ций, игрушек животных. Чтение потешек, стихов, пение песенок про зверят. Игры с игрушками анималистического жанра.

Содержание занятия. Дети сидят полукругом. Рядом на столе макет с «игровым оборудованием» для зверят.

Воспитатель спрашивает детей, для кого они сделали лесенки, ка­чели, поставили водоем, «постелили коврики, дорожки». После их ответов говорит:

— Ребята, вы очень старались, чтобы зверятам было хорошо, весе­ло играть. Но где они, куда убежали? Найдите зверят.

Дети ищут и находят слепленные ранее фигурки медвежонка, ти­гренка. Воспитатель обращает внимание на то, что в детском саду для зверей много других маленьких зверят. Поэтому можно слепить фигурки не только медвежат, тигрят, но и слонят, волчат, лисят. Вос­питатель показывает слепленную им фигурку слоненка с большими ушами, длинным хоботом.

— А вы, ребята, слепите других зверят. Медвежата, тигрята, волча­та, лисята гораздо меньше, чем слоненок, — говорит воспитатель.

Так как дети освоили способы лепки фигурок из шариков, они могут самостоятельно раскатывать комочки пластилина, соединяя затем части (голову, туловище, лапы, ноги). Выбранный ребенком цвет комочка помогает ему передать образы зверят: полосатых ти­грят, рыжих лисят, серых волчат, коричневых медвежат и т. д. Воспи­татель лепит вместе с детьми еще одну фигурку слоненка. По свое­му желанию ребенок также может слепить такую фигурку. Педагог предлагает использовать стеку для передачи характерных признаков зверят (полосок, шерстки, глаз). Демонстрирует, как это делается, объясняет и показывает затрудняющимся детям, как способами вы­тягивания, прищипывания изобразить ушки, мордочку, хвостик, лапки, ножки. Хвалит детей, радуется вместе с ними слепленным из пластилина фигуркам.

— А теперь мамы зверят могут привести их в детский сад, — гово­рит воспитатель и читает стихотворение Т. Казаковой:

Мама-медведица, Мама-тигрица, Мамы — слониха, Волчица, лисица, Приводите в детский сад Своих маленьких зверят.

— Мамы зверят привели в детский сад своих малышей, — говорит воспитатель.

Предлагает детям расположить фигурки на листе бумаги (круге) и выполнять с ними игровые действия: «зверята бегут по дорожке», «катают мячи, машинки», «догоняют друг друга», «купаются» (в та­зик — «водоем» можно налить немного воды).

Воспитатель поощряет эти действия и своими репликами обраща­ет внимание детей на «поведение» малышей:

— Посмотрите, медвежата весело кувыркаются, а лисята увидели мячик и стали его «катать по дорожке», а вот слоненок хочет набрать хоботом воды, ему жарко. Как хорошо, как весело зверятам всем вме­сте играть! — эмоционально восклицает воспитатель. После занятия вокруг макета дети продолжают играть с фигурками зверят, находят среди них «своих» медвежат, тигрят, волчат, лисят.

В вечернее время ребята по своему желанию могут вернуться к леп­ке разных маленьких зверят. При помощи воспитат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: