Лекция 8. Абсолютный и относительный масштабы в композиции




Как известно, «количественные» средства гармонизации характеризуют собой внешнее состояние или величину формы. Одной из них является масштаб.

Масштаб (нем. Mastab) – отношение линейных размеров изображаемого на чертеже или карте объекта к его реальным размерам в натуре (1:2, 1:5, 1:10 и т. д.). Вся композиция обычно начинается с установления размеров изображения.

Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая. Исходной для него является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер − метр, дюйм и т. д. В зависимости от размера форма характеризуется в композиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т. д.

Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной или, в композиционном плане, с тем впечатлением, которое производит эта форма на человека. В распространенном значении такая величина заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру. В проектной практике существует несколько видов масштаба. Наибольшее распространение получили только два – абсолютный и относительный.

 

На стене Дельфийского храма сохранилось изречение одного из идеологов греческой философии Протагора «Человек есть мера всех вещей». Она очень точно передала суть масштабности предметного мира – всего того, что человек создает для себя. Поэтому архитектор, проектирующий здание, всегда рисует рядом с фасадом фигурку человека (мужчины или женщины) в масштабе чертежа.

 

 

Протагор (498-411 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, виднейший представитель софистов. В числе их родоначальников, один из старших софистов. Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий. Слева – руины храма Аполлона в Дельфах (современное состояние).

 

Относительный (антропометрический) масштаб – линейное соотношение размеров изделия (здания, сооружения, скульптуры и т. п.) к высоте стоящего рядом человека. Нередко в роли относительного масштаба используют изображения легковых автомобилей, стоящих рядом со зданием (средняя машина имеет 4,0-4,9 м в длину, 1,4-1.6 м в высоту и 1,50-1,80 м в ширину).

 

 

 

 

Абсолютный масштаб – пропорциональное соотношение величин элементов композиции между собой. В архитектуре абсолютный масштаб связывает между собой отдельные пропорции здания или сооружения. Примером тому служат архитектурные ордера, в которых все размеры частей и элементов кратны нижнему диаметру или радиусу колонны. В современной архитектуре в качестве абсолютного масштаба обычно выступают габариты дверных и оконных проемов, близкие человеческим размерам.

 

 

 

В архитектуре, дизайне, монументально-декоративном искусстве, геодезии и картографии большой популярностью пользуются числовые масштабы:

М 1:2, 1:5, 1:10, 1,20, 1:25, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000 и т. д. (все масштабные единицы обычно кратны «2», «5» и «10).

 

В рабочих эскизах и чертежах нередко используется линейный масштаб. Масштабная линейка, расположенная рядом с проекцией, позволяет судить об истинных размерах изделия, сооружения. Линейный масштаб позволяет с помощью правила подобия треугольников легко увеличить или уменьшить в нюансных пропорциях размеры любой проекции чертежа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: