Организационные формы обучения




Содержание

Организационные формы обучения

Виды организационных форм обучения

Классификация форм организации обучения

Список использованных источников


Организационные формы обучения

 

Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью по определенному, заранее установленному порядку и режиму.

Любое обучение, где бы оно ни было, обретает организационную форму. Формы организации обучения конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их практических способностей и мировоззрения. Организационные формы влияют на ход обучения, обуславливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач. Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты. Это способствует формированию доверительных отношений между педагогом и учащимся, устойчивых познавательных интересов. Фронтальная форма может быть реализована в процессе проблемного или объяснительно-иллюстративного изложения материала, выполнения репродуктивных или творческих заданий. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не нацеливаться на абстрактного идеального ученика.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделения на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должна составлять 3-6 человек. Результаты совместной работы в группах, стимулирование познавательной деятельности детей всегда значительно выше по сравнению с выполнением этой задачи каждым учеником самостоятельно. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.

Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ по естественным дисциплинам, формирование навыков устной речи на уроках родного и иностранного языков, уроков трудового обучения. Однако при организации групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные ученики иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не мо гут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны учителя, работа в группах во время урока иногда нарушает ритм и четкую организацию занятий.

Индивидуальная форма организации учебной работы предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебником, учебной и методической литературой, источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии, карты), на решение задач, примеров, организацию наблюдений и экспериментов, написание эссе, сочинений, рефератов, докладов. Индивидуальную работу часто используют в процессе программированного обучения.

В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную форм и организации обучения. Индивидуальная характеризуется тем, что ученик выполняет общее для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная форма направлена на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого ученика. Важными функциями учителя является стимулирование познавательной деятельности, постоянный контроль за выполнением заданий, своевременная помощь в преодолении учебных затруднений. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, формирования умений и навыков, обобщения и повторения учебного материала, контроля знаний. Но несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы их недостатком является ограничение общения между учащимися, взаимопомощи в обучении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: