на начальном этапе обучения.




Развитие полифонического мышления

 

Работа над полифонией – труднейший раздел в воспитании музыканта. Полифонические фрагменты вплетены в ткань почти любого произведения. Важно подвести ученика к восприятию полифонической музыки, воспитать в способность слышать полифоническое звучание.

Ученик должен уметь прослушать и воспроизвести несколько мелодических линий. Успех в работе зависит от умения педагога подобрать доступный и привлекательный материал индивидуально для каждого ученика, от того, сможет ли он раскрыть характер и содержание каждой исполняемой пьесы, вызвать эмоциональный отклик на неё.

Это требует систематической работы с первых шагов обучения.

Для исполнения полифонических произведений от ученика требуется осмысленность, певучесть, постоянный слуховой контроль. Именно на воспитание этих качеств должны быть направлены усилия педагога. Работая над одноголосными мелодиями, различными по эмоциональному строю, ученик должен уметь передавать настроение, видоизменяя способы звукоизвлечения, обращая внимание на качество звука, должен представлять, в каком темпе и каким звуком исполнять ту или иную мелодию. Так постепенно развивается слуховой контроль, ученик приучается играть осмысленно.

Уже первые месяцы обучения ученики приступают к игре двумя руками, учатся играть мелодию с сопровождением. Самостоятельность и согласованность обеих рук развивается постепенно и у всех по-разному. Именно на этом этапе педагог должен помочь ученику услышать и осмыслить всю воспроизводимую музыкальную ткань, разъяснить соотношение мелодии и аккомпанемента, рассказать о различной роли сопровождения (оно может поддерживать мелодию, а может и не уступать ей по своей выразительности и содержательности). Иногда аккомпанемент отличается от мелодии характером выразительности, штрихом. Педагог помогает ученику вслушаться в каждую деталь музыкальной ткани – где надо выражать долгий звук, как и где провести линию баса, выявить скрытое мелодическое движение в фигурации. Постепенно воспитывая умение слышать и осмысливать все детали, что является необходимым условием грамотного исполнения полифонии в дальнейшем.

В детском репертуаре есть большое количество произведений, которое способствует развитию самостоятельности рук, т.к. мелодия и сопровождение в них контрастируют по ритму, штрихам, звуку. Ребёнок учится находить нужные приёмы исполнения для каждой руки. Хотя в этих пьесах голоса не всегда самостоятельны, они помогут подготовить учеников к исполнению полифонии.

Пример 1. А. Гользенвейзер. «Песня F-dur».

В.г. – глубоким звуком, хорошим legato. Двутактовые фразы разделяются «дыханием» (небольшим снятием руки). Центральный звук каждой фразы приходится на сильную долю второго такта (надо почувствовать его) сопровождающий (н.г.) голос, в отличие от мелодии исполняется non legato, очень ровно и точно (играть близко к клавиатуре, едва заметным движением руки). Он контрастирует с мелодией по звуку и штриху.

Осмысленное исполнение штрихов поможет в дальнейшем передать контрастный характер голосов в классической полифонии.

Пример2. Н. Крутицкий. «Зима».

Мелодию ведёт левая рука, напевно, протяжно. Обратить внимание на то, что каждый мотив начинается со слабой доли («мимо» первого звука) и звучит на фоне долгого звука правой руки. Долгий звук берется глубоко, с хорошей опорой. Необходимо спланировать так, чтобы он не «погас», а встретился с последним звуком каждого мотива, исполняемого левой рукой. Это задание включает слуховой контроль, без которого ученик не сможет грамотно исполнять полифонические пьесы.

Пример3. Н. Мясковский.«Беззаботная песенка».

Подвижная, гибкая мелодия правой руки изложена короткими мотивами. Их надо объединить в длинную фразу. Во второй части мелодия переходит в левую руку (это ценно).

В данной пьесе трудно согласовать мелодию с аккомпанементом, т.к. все аккорды сопровождения звучат на слабых долях. Желательно их «готовить», брать спокойно, чтобы они мягко и протяжно звучали на фоне второй четверти правой руки. Хорошо бы исполнить эту пьесу с некоторой темпо-ритмической свободой.

Желательно осуществлять разбор пьес на уровне, приучая ученика грамотно анализировать текст.

На следующем уроке проверяется разбор (каждой рукой отдельно). Педагог выясняет, понятен ли ученику характер пьесы, её настроение; направляет внимание на то, чем отличается партии верхнего и нижнего голосов, показывает, насколько они самостоятельны и как (каким звуком и штрихом) надо исполнять каждую партию. Терпеливо объяснять взаимосвязь между характером музыкального материала и исполнительскими средствами.

Разделить партии мелодии и сопровождения между учеником и педагогом. Ученик играет то мелодию, то сопровождение. Это помогает ему переключиться от одного характера к другому. Он слышит пьесу целиком, лучше осмысливает каждый слой фактуры.

Полифонию, доступную детям в первые годы обучения, можно разбить на три группы:

- подголосочная – легкий полифонический репертуар, включающий обработки народных песен. Ведущий голос – верхний, а нижний голос (подголосок) дополняет, «раскрашивает» основной напев, усиливает его распевность.

- контрастная полифония – пьесы с контрастирующими голосами. Здесь основную мелодию в большинстве случаев ведет верхний голос, а нижний голос, хотя и менее значителен, но тоже самостоятелен в тематическом смысле. В этом виде полифонии характерны небольшие пьесы, танцы композиторов 17-18 вв. К шедеврам этого жанра относятся танцы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».

- имитационная полифония – наиболее трудный для восприятия и исполнения вид полифонии. Здесь отсутствует контраст между линиями, каждый голос живет самостоятельной жизнью: не совпадают начала и концы фраз, в разное время возникают подъёмы и спады в разных голосах, не совпадают кульминации, различная фразировка определяет различную динамику. Чтобы провести и выявить две линии одновременно, требуется полифоническое слышание, мышление, полифоническая техника. Создано большое количество пьес с элементами имитационной полифонии, вводящих ученика в этот музыкальный стиль: Б. Барток «Микрокосмос» - первые тетради; Е. Гнесина «Азбука», детские обработки русских и украинских песен.

Прохождение полифонии начинается с самого допустимого её вида – подголосочной полифонии. Примеры можно найти в различных Школах и Хрестоматия для начинающих. Часто знакомые мелодии народных песен легко поются и запоминаются. На простых примерах можно познакомить учащихся с необходимыми приёмами работы: ученик играет один голос, педагог – другой; один голос поётся, другой исполняется на фортепиано, один голос играется на f, другой на p; один голос играется в своей тесситуре, а другой – ниже на октаву (или верхний голос выше на октаву).

Пример 4.

Изложение типично для русской народной песни. Пьесу начинает запевала. Широкая восьмитактовая фраза исполняется на одном дыхании, хорошим legato. Мелодическая линия – запев делится между руками, поэтому необходимо осторожно, без «швов», передавать мелодию из руки в руку. Нижний голос (подголосок), вступающий во второй фразе, исполняется мягко,

без особой выразительности. Он лишь поддерживает основной напев.

Пример 5. – другой пример.

Это дуэт. Короткий запев в верхнем голосе сразу имитируется в нижнем голосе. Выразительность основной мелодии достигается глубоким звуком и хорошим legato. Во 2ой половине пьесы нижний голос самостоятелен и выразителен. Основная задача для ученика в этой пьесе состоит в умении найти необходимую звучность для голоса и подголоска.

Пример 6. «Дровосек».

Пьеса написана в имитационном складе. Мелодия должна звучать певуче, с хорошим legato. Двутактовая фраза ведется к «фа», из которого «вытекает» мягкое окончание. Трудность заключается в точном исполнении ритмического рисунка и необходимости сыграть legato повторяющиеся звуки «ля». Вслед за верхним голосом ту же фразу повторяет нижний голос, но более сдержанным звуком, как эхо.

Нужно обратить внимание на 4-5 такты, где каждый из голосов вступает раньше, че дугой закончил свою фразу (как элемент канонической имитации). Целую ноту в верхнем голосе надо взять так, чтобы с окончание фразы в левой руке зазвучала октава, которую надо прослушать (характерная для русской народной песни «замирающая» октава).

Подобные пьесы встречаются в различных Хрестоматиях для начинающих. Есть хороший сборник полифонических пьес под редакцией С.Ляховицкой, сборник «Полифонические пьесы для фортепиано на основе украинских песен» под редакцией И.Берковича. Здесь можно найти интересные примеры двухголосия. Популярные песни изложены пианистично, удобно для детских рук. Во многих пьесах приемы подголосочной полифонии сочетаются с имитационной. Лирические протяжные песни являются хорошей основой для работы над широким песенным дыханием.

 

 

Пример 7.

Это лирическая протяжная песня. Звучность ровная, непрерывная, без особых динамических нарастаний. Начинает пьесу нижний голос, он – ведущий. Верхний голос подхватывает напев во втором такте, имитируя начальную интонацию, поддерживая основной нижний голос.

Во второй части запевает и ведет верхний голос. Моменты трехголосия не вызывают осложнений. Здесь надо прослушать долгие звуки, а движущийся голос играть мягче, не заглушая половинные ноты.

Пример8.

Пьеса «Ой, под горою, под перевозом». Это задорная, яркая мелодия, легко поется и запоминается. Здесь обязательно надо отметить фразировочные лиги, так как авторские лиги по тактам подчеркивают метр, а это дробит мелодическую линию. Подголосок очень отличается от мелодии. Его короткие мотивы разделены паузами, контрастируют с мелодией, но естественно сплетаются с ней. Но, в некоторых случаях образуют трудные сочетания с верхним голосом (в 9-12 тактах).

Во второй части короткие мотивы подголоска приходятся на слабые доли такта (в 17-20 тактах), играть их надо аккуратно, избегая непроизвольных акцентов мелодической линии верхнего голоса.

Основная трудность пьесы заключена в интонационном разнообразии голосов. Важно хорошо усвоить ритм и фразировку каждого голоса, поиграть в ансамбле с педагогом. Только потом ученик сможет правильно играть двумя руками.

В этом же сборнике есть пьесы с элементами трехголосия, трехголосные обработки песен. На этих пьесах ученик знакомится с методами работы над трехголосием.

В процессе обучения пьесы становятся больше по объему, сложнее в изложении. Это С.Майкопара, А.Гедике, А.Александрова, А.Эшпая, О.Фрида.

Работая над подголосочной полифонией, ученик с первых лет обучения параллельно знакомится и с миниатюрами танцевального жанра композиторов 17-18 веков. В таких пьесах используются приемы контрастной полифонии. Изложение материала обычно двухголосное. Основную мелодию ведет верхний голос, всегда разнообразный по артикуляции, ритму и интонациям. Нижний голос менее выразительный в интонационном отношении, но имеет самостоятельную линию. Эти короткие пьесы отличаются изяществом и законченностью, воспитывают чувство стиля, вырабатывают осмысленное исполнение штрихов, самостоятельность рук.

Пример 9.

Ф.Телеман.Пьеса.

Танцевальная мелодия разных штрихов, подчеркивающих приседания танцующих пар, исполняется подвижно, легко, с гибкой фразировкой. Левая рука имеет свою самостоятельную линию, и её штрихи отличаются от артикуляции мелодии. Важно прослушать соотношение долгих и коротких звуков в мелодии и в контрапункте.

Пример 10.

Ж.Арман. Пьеса.

Это пьеса другого характера, напоминает арию. Мелодия звучит в правой руке, её фразы образуются долгими звуками. Довольно сложно объединить и прослушать певучее legato половинных нот мелодии. Сопровождение совсем иного плана. Мягко и ровно должны звучать аккорды, исполняемые кистевыми движениями, не отрывая пальцы от клавиш. Так возникает гармонический фон мелодии. Исполнять пьесу следует в темпе Andante, не затягивая; так легче объединить мелодическую линию.

Пьесы старинных композиторов включены в различные Школы и Хрестоматии. На них ученик делает шаг к исполнению более сложных полифонических пьес И.С.Баха, Г.Ф.Генделя и композиторов эпохи Барокко. Эти произведения развивают ученика, воспитывают профессиональное мастерство.

Произведение старинного полифонического стиля построено на раскрытии одного художественного образа, на многократных повторах темы. Эти темы требуют от исполнителя в первую очередь работы мысли над ритмической и интервальной мелодической структурой. В исполнении произведений Баха огромное значение имеет правильно найденная артикуляция, с помощью которой и выявляется характер пьесы. Баховские мотивы часто начинаются со слабой доли такта, а заканчиваются на сильной, границы мотива не совпадают с границами такта. Чтобы каждый мотив был хорошо прочувствован, ученику полезно пропеть его сначала вслух, потом мысленно «про себя», а потом играть. Необычайная интонация, скрытая в Баховских мотивах, наверняка вызовет у ученика эмоциональный отклик. Стиль Баха отличает точный, активный, сосредоточенный ритм (марши и полонезы из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах»). Ученикам с малоразвитым чувством ритма особенно рекомендуется учить эти пьесы, отмеченные ритмической характерностью. Чтобы лучше осознать и прочувствовать четкость и активность ритма, полезно работать над ним отдельно: прохлопать в ладоши или простучать ритмический рисунок фразы в каждом голосе отдельно; затем ту же фразу «проиграть» четко и медленно на закрытой крышке инструмента; потом, прохлопывая, так же четко скандировать ее ритм на разные слоги. Через некоторое время простучать оба голоса двумя руками: нижний голос – левой рукой, а верхний – правой; затем двумя руками «поиграть» на крышке инструмента. Эти приемы сосредоточивают внимание только на ритме, заставляя активно работать сознание; применять их следует ежедневно.

Основная задача педагога – помочь ученику понять, услышать самостоятельность голосов (как дуэт скрипки и виолончели), найти нужную звучность, уточнить артикуляцию. Самостоятельность голосов – основное требование в исполнении полифонического произведения, и проявляется она

-в различном характере звучания голосов,

-в самостоятельной фразировке каждого голоса,

-в несовпадении штрихов,

-в несовпадении кульминации в обоих голосах,

-в различном ритмическом рисунке голосов.

 

Дальнейшее знакомство учеников с контрастной полифонией продолжает сборник пьес из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». Он состоит из разных по жанру пьес (менуэты, полонезы, марши). Пьесы различны по настроению, отличаются разнообразием мелодии и ритмов. Например, менуэты. Одни из них грациозны и жизнерадостны, другие задумчивые и печальные. Отличаются гибкими напевными мелодиями.

Все эти пьесы служат для дальнейшего развития мышления, помогают -вырабатывать у учеников осмысленное, выразительное исполнение штрихов, -добиваться контрастного исполнения голосов, - достигать единства формы.

Перед изучением пьес надо познакомить ученика с историей создания сборника, рассказать о старинных танцах, потом, где и когда их танцевали, как в мелодических оборотах отразились движения танцующих (глубокие поклоны, приседания, реверансы). Отметить, что все танцы построены на бытовом материале и предназначались для учебных целей. Именно на таких пьесах строится последовательная подготовка к пониманию баховских мелодий, интонаций, штрихов, воспитывается умение слушать полифоническую ткань.

-Задавая пьесу из полифонического сборника, педагог должен быть уверен, что ученик поймёт её смысл, и что она по силам ученику.

-Прежде чем ученик начнет разбирать пьесу, необходимо проверить аппликатуру, штрихи, расставить фразировочные лиги.

-Сыграть (и не один раз) пьесу, рассказать о её содержании, определить характер, направить внимание ученика на развитие мелодических линий в партии правой и левой руки, выяснить, в чём состоит это различие, насколько самостоятельны голоса. Начать разбирать текст в классе (первую половину пьесы каждой рукой отдельно). Детальные разъяснения необходимы для того, чтобы ученик хорошо знал, что ему следует делать дома.

-На следующем уроке проверяется разбор первой половины пьесы. Важно соблюдать точное и выразительное исполнение штрихов, певучесть звука. Еще раз объяснить, в чем проявляется самостоятельность каждого голоса.

-Обязательно играть пьесу в ансамбле с педагогом, чтобы ученик услышал одновременное звучание двух голосов и мог воспринять пьесу целиком. Затем таким же образом разбирается вторая половина пьесы.

-Не торопитесь соединять две руки. Только после того, как ученик грамотно и свободно играет каждый голос (верные штрихи, аппликатура), можно соединить обе руки.

-Ученик должен проигрывать каждый голос регулярно, чтобы не исчезала рельефность голосов.

 

Изучение полифонических пьес-танцев начинается с легких менуэтов.

И.С.Бах.Менуэт G-dur.(№4,ночало второго класса)

Это одна из простых танцевальных пьес. Мелодия верхнего голоса состоит из двух четырехтактовых фраз. В первой фразе – пёстрые танцевальные штрихи, а во второй фразе – хорошее legato и мягче по звуку.

Во второй части материал четырех тактов тоже контрастирует. Первая фраза исполняется ярко, legato, а вторая фраза – легко, почти staccato. В местах, где у верхнего и нижнего голоса одинаковый ритмический рисунок (четвертями), нужно играть non legato в обеих руках.

В заключительной части применяются разнообразные штрихи, чтобы передать танцевальный характер.

Для более выразительного исполнения мелодии полезно поделить фразы между педагогом и учеником. Первую фразу-вопрос исполняет педагог. Вторую фразу-ответ – ученик. Затем надо поменяться ролями: ученик задаёт вопрос, а педагог отвечает. После совместного исполнения ученик сыграть такой диалог самостоятельно.

Левая рука играет portamento, кроме восьмых, но деликатно, так как используется нижний регистр.

В этом менуэте встречается мордент. Нужно объяснить ученику, что мордент – это знак, украшающий мелодию. Исполнять морденты надо с небольшой опорой на первый звук, певуче, в том же темпе и характере, которые присущи данной пьесе.

Менуэт d-moll.(№36,второй класс).

Это певучая и мелодичная пьеса. Исполняется спокойно и ровно, хорошим legato. Важно выполнять правильно штрихи, чтобы передать танцевальный характер пьесы (поклоны, приседания).

Вторая часть – яркая, со скачками мелодии, с энергичным подъёмом к кульминации в конце (си-бемоль). Меняется характер звучания, но при этом не должно быть мелодических преувеличений.

Нижний голос – самостоятельный, имеет чёткую фразировку. Желательно исполнить его portamento.

Основной задачей изучения полифонической пьесы является работа над певучесью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов – непременная характерная черта для любого полифонического произведения. На примере Менуэта d-moll И.С.Баха важно показать, в чем именно проявляется эта самостоятельность:

В различном характере звучания голосов (инструментовка);

В разной, почти нигде не совпадающей фразировке (например, в тактах 1-4 верхний голос содержит две фразы, а нижний голос развертывается на одном дыхании);

В несовпадении штрихов (legato в верхнем голосе, за исключением четвертных нот, и non legato – в нижнем голосе);

В несовпадении кульминаций (в тактах 5-6, например, мелодия верхнего голоса поднимается и приходит к вершине, а нижний голос движется вниз и поднимается к вершине только в седьмом такте, когда верхний голос спускается вниз);

В разной ритмике (движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями контрастирует с ритмическим рисунком мелодии верхнего голоса из восьмых нот);

В несовпадении динамического развития (в 5-6 тактах звучность верхнего голоса усиливается, а в седьмом такте уменьшается, а то же время динамика нижнего голоса развивается противоположным образом).

Полифонии Баха свойственна полидинамика, поэтому следует избегать динамических преувеличений в кульминациях.

И.С.Бах. «Волынка» D-dur.

Пьеса построена на подражании звучности волынки. Мелодия – в правой руке. Голоса расположены на большом расстоянии, создавая разряженность звучания. Солирующая мелодия выигрывает, если левая рука играет легким non legato, очень ровно и не следует за динамическими оттенками правой руки.

Во второй части – звучность яркая, напряженная, скачки, синкопы, контрастное звучание.

Это не простая пьеса, так как требует точного исполнения штрихов в достаточно подвижном темпе.

Полонез g-moll №22.

В этой пьесе отражены черты польского танца. Яркая мелодия должна звучать очень ритмически (пунктирный ритм). Если возникают какие либо ритмические затруднения, надо прохлопать ритмический рисунок, простучать его на крышке инструмента, проговорить.

Поскольку мелодия в правой руке, в левой – сопровождение, играть его надо корректно.

Неслигованные звуки исполняются non legato.

Важно следить за артикуляцией и точным исполнением штрихов, чтобы передать характер пьесы и не играть воинственно, помнить, что это танец-шествие, открывающий бал.

Работая над полифоническим произведением, ученик знакомится со способами исполнения различных украшений. Это морденты, форшлаги, трели, группетто (нужно объяснить, что украшения в эпоху Баха были важнейшим выразительным средством). Бах в предисловии к своим сочинениям помещал таблицы с расшифровкой мелизмов. Все мелизмы представляют собой элементы мелодии, играть их надо певуче, в характере исполняемого произведения. Термин «мелизм» произошел от древнегреческого слова «melos», что означает: пение, мелодия. Эти знаки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ записи мелодических оборотов, распространённый в 17-18 веках. Чтобы мелизмы звучали безупречно, их надо услышать «про себя», а затем учить как самую выразительную мелодию. Ученик должен учить их сначала медленно, с точной аппликатурой, выразительно, постепенно прибавляя темп.

Бах рекомендовал исполнять мелизмы за счет длительности основного звука (за отдельными исключениями). Все мелизмы начинаются с верхней вспомогательной ноты (кроме перечеркнутого мордента и нескольких редких исключений). Вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, не считая тех случаев, когда знак альтерации указан самим композитором – под знаком мелизма или над ним.

Исполнять произведение надо в том темпе, в каком ученик может передать характер пьесы, понять ее смысл, осознать все элементы музыкального языка, мотивы, фразы, мелодические последовательности.

Пройдя несколько таких пьес, ученик познакомится с простейшими проявлениями полифонического мышления. Эти произведения учат вслушиваться в развитие каждого голоса, осознавать их взаимодействие. И при этом отрабатывается координация рук.

 

Литература:

Составитель С.В.Грохотов.«Как научить играть на рояле. Первые шаги». – М.: Издательский дом «Классика – ХХI», 2009 (Серия «Мастер-класс»).

Н.П.Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: