Мировоззренческие доминанты техногенной цивилизации




Общество в человеке

- Любые человеческие проявления социальны.

- Тело: биологическое неотделимо от социально-исторического.

- «Чисто природного тела», т.е. тела вне истории общества, нет.

- Власть закона над телами.

- Социальные различия в физическом пространстве.

- Язык.

Каким образом отдельный человек изо дня в день конструирует общ. реальность?

- Общество – продукт деятельности людей. Каждый человек производит свою жизнь вместе с другими людьми.

- Повседневность – мир, каким он дан человеку. Порядок вещей возник до появления человека на фоне жизненного театра.

- Социальные абстракции - важные элементы повседневной жизни, посредники между людьми

 

14. Традиционная и техногенная цивилизации.

Стадии развития человечества:

- Дикость

- Варварство

- Цивилизация

2 типа цивилизаций: Традиционная и Техногенная (поздний продукт истории человечества)

Традиционные общества:

Замедленные темпы социальных изменений: одни и те же структуры жизни воспроизводятся несколькими поколениями. Виды деятельности, средства и их цели могут существовать столетиями в виде устойчивых стереотипов. Приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность допустима в рамках традиций.

Техногенная цивилизация:

- особый тип социального развития и особый тип цивилизации, определяющие признаки которой противоположны характеристикам традиционных обществ.

-Темпы социальных изменений возрастает с огромной скоростью.

-Экстенсивное развитие заменяется интенсивным, пространственное существование – временным.

Главная ценность – новое, инновации, оригинальность.

 

Вехи развития техногенной цивилизации:

1. Преддверие – Античная культура:

- полис, гражданское общество (регуляция социальных связей)

- теоретическая наука, первый образец которой – Евклидова геометрия (способ познания мира)

2. Европейское средневековье: особое понимание человека

3. Ренессанс – культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое развитие в 17 веке: прединдустр., инд., постиндустр. Стадии

Основа жизнедеятельности техногенной цивилизации:

- Развитие техники и технологий, причем не стихийно, а за счет генерализации все новых научных знаний и их внедрения в производство.

- Ускоряющееся изменение природной среды, предметного мира.

- Активная трансформация социальных связей людей.

Направленность на будущее (В то время как в традиционном обществе время циклично, золотой век позади, герои прошлого создали образцы поступков, которым следует подражать)

Агрессивность техногенной цивилизации:

Подавляет, подчиняет себе, поглощает традиционные общества, что приводит к их гибели, уничтожении многих культурных традиций, к гибели культур как самобытных целостностей

Мировоззренческие доминанты техногенной цивилизации

1. Человек – активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру.

2. Мир – арена деятельности человека, как будто бы он предназначен для удовлетворения потребностей человека.

В традиционном обществе активность человека направлена вовнутрь.

3. Главная ценность – преобразующая деятельность, которая понимается как главное предназначение человека.

4. Природа – не живой организм, а поле, которым с помощью технологий управляет человек.

5. Новое понимание господства, власти, зависимости.

Отношения личной зависимости перестают доминировать и подчиняются новым социальным связям, сущность которых определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара.

15. Сознание. Феноменологический подход.

Под сознанием понимается высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий (целеполагание) и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Понятие «сознания» характеризует важнейший компонент человеческой психики. Главная трудность заключается в том, что сознание ненаблюдаемо, его практически невозможно зафиксировать в чистом виде.

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie - учение о феноменах) - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта, познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Во многом определило методологию, тематику, язык и общие контуры философии ХХ века.

Феномен– это в переводе с греческого то, что является. В на­шем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен–это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Фе­номенология–это учение о сознании, о феноменах и их смыс­лах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стра­не. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает действи­тельно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впе­чатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обед­ненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это про­исходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо по­нимаем само сознание. Забвение жизненного мира–это резуль­тат плохого философствования. Феноменология как раз и стре­мится восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не об­ращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненно-го знания, не только не избегает кризисных явлений, а наобо­рот, плодит их(бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать заб­вения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово­лен жестким(как, например, у Канта) противопоставлением субъ­екта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта(что приводит к субъективизму), либо объ­екта(что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется исклю­чительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пас­сивное отражение реальности, а между тем оно активно. Правиль­ная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъ­ект и объект даны в их соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начина­ется. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скоб­ки», воздержаться от поспешных суждений о нем(такое воздер­жание со времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут», сведен(редуцирован) к явле­ниям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегичес­ком смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е. на­правлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменоло­гический метод на конкретном примере. Как воспринять и ос­мыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэто­му синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схваты вание» одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

Но как составить себе идею(по Гуссерлю, эйдос) о яблоне во­обще? Кстати Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эй­дос–это идея, не потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свой­ства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигает­ся эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без ка­кого-либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике пе­реживаний соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на не­что, это бедные знаки. И есть высказывания-подлинные, полно­весные знаки, в которых человек выражает свое отношение к происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и преумножить полноту бы­тия, которая реализуется в динамике созерцаний, пережива­ний, их смыслов(эйдосов), высказываний. Но благодаря чему уда­ется совершить переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком высказывании содержится больше того, на что ука­зывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предме­та–стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом», «лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Че­ловек образует смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в созерца­ниях.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается предмету, что и означает со­хранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень пока­зательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую ди­алектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыслоемки.

Ценность– это значимость предмета для человека. Ценность связывает субъект и объект. Применительно к этике это показал немец М. Шелер, а приме­нительно к эстетике француз М.Дюфренн. Для них обоих цен­ность есть феноменологическая интерпретация. Интерпрета­ция, которая направлена против всякого формализма, главенст­вует, как считал Гуссерль, в современных науках и соответствен­но в технике. Он мечтал о том, чтобы наука, техника, этика, пра­во, другие области общественной жизни понимались феномено­логически. Нужно отдать должное феноменологам, они детальнее других анализируют жизнь сознания.

Основные положения феноменологии:.

• Начиная философствование, на время анализа самого созна­ния абстрагируйтесь от внешнего мира, «заключите его в скоб­ки».

• Обогатите материал созерцания своим воображением(пред­ставьте себе то, что вы анализируете так и эдак).

• Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте выска­зыванием.

• На основе полученных эйдосов и высказываний интерпре­тируйте содержание предмета анализа. • Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.

16. Сознание. Психоаналитический подход.

Многозначность и неопределенность понятия психоанализ:

1. определенный терапевтический прием, метод психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала ХХ века), США (с середины ХХ века) и Латинской Америке (со второй половины ХХ века).

2. наука о бессознательной душевной деятельности человека

3. вид самопознания, нечто среднее между медициной и философией

4. искусство истолкования ошибок, сновидений, текстов, худ. произведений, симптомов заболеваний

Онтология Фрейда – между рационализмом и иррационализмом

1. Мир материален, существует объективно и независимо от абсолютного духа.

2. Бессознательное – не мистическое начало, а реальная сторона жизнедеятельности человека, наделенная смыслом и играющая знач. роль в поведении людей.

Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознание - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.Постоянное противоборство бессознательного и принципа реальности образует почву для возникновения внутриличностных конфликтов. Бессознательное может быть познано не иначе, как через становление его сознательным.

Позднее

З слоя психики:

ОНО – Бессознательное, глубинный слой, в недрах которого действуют скрытые психические образования, выражающие безотчетные влечения человека.

Я – сознательное, посредник между внешним миром и ОНО.

СВЕРХ –Я – долженствования и запреты, имеющие семейное и социо-культурное происхождение.

Я зажато в тисках противоречий между ОНО, СВЕРХ-Я и внешним миром.

• Я зависит от бессознательных влечений человека

• Я зависит от требований культуры с ее нравственными предписаниями и социальными запретами

Внутренняя жизнь человека беспрерывно сотрясается конфликтами.

Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:Замещение, Вытеснение, Отрицание, Проекция, Рационализация и т.д.

 

17. Аналитическая философия. Эволюция, основные проблемы и представители. Понимание сознания.

 

Аналити́ческая филосо́фия (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов.

Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:

 

(a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук.

(b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее:

· Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует, и что задачей философии является логическое прояснение мыслей. Эта точка зрения может быть противопоставлена традиционному фундаментализму, в рамках которого философия рассматривается как особый, высший вид науки, изучающий фундаментальные причины и принципы всего. Как результат принятия позитивистской точки зрения, многие философы-аналитики рассматривают свои исследования как продолжение (или придаток) естественных наук.

· Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. Логическая форма предложения представляет собой способ репрезентации этого предложения (обычно используя формальную грамматику или символизм какой-либо логической системы) для того, чтобы показать его сходство с другими предложениями того же типа. Тем не менее, аналитические философы по большей части не согласны друг с другом по поводу того, какова верная логическая форма предложений естественного языка.

· Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более пристального внимания к деталям, здравому смыслу и обыденному языку.

ФИО: Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн

Бодрствование – состояние сознания, сон – общая анестезия, умирание – прекращение состояний сознания.

Качественные состояния сознания:

- Физикализм объясняет деятельность психики рядом электрохимических изменений в мозге, теряя при этом качественную составляющую, характерную для сознания.

- Как дедуцировать качественные аспекты сознания из физических данных?

- Качественный опыт – описание сознательного опыта, которое доступно существу, переживающему его из перспективы первого лица.

Качественные аспекты опыта:

- Отсутствуют у ИИ (Искусственного Интеллекта), который способен к мыслительной деятельности

- Есть у новорожденных и у высших животных (голод, холод и т.п.), но у них нет дискурсивного мышления и символического сознания.

- У ребенка и собаки есть мир, у компьютера – нет.

Лишенность квалитативного (чувства, ощущения) сознания:

Способность думать, рассуждать, заниматься творчеством, действовать.

Но их действия (ИИ) не сопровождаются особой составляющей, позволяющей говорить о том, каково быть этим существом.

Квалитативное сознание позволяет говорить о том, что мир видится тем или иным образом, в том или ином качестве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: