СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ, МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ




Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;

Челюсти: прогения, прогнатия;

Прикус: открытый передний, открытый боковой;

Зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие,;

Язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка;

Небо (твердое, мягкое): излишне низкое твердое небо, «готическое»; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка.

Общая моторика

Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показы­вается правильное выполнение.

1. Статическая координация движений:

а) поставить стопы на одну линию, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;

б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;

в) встать на носочки, руки свободно опущены, за­крыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд.

Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания.

4 балла - выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу.

3 балла - выполнены пробы «а», «б», ребенок в те­чение 7-8 секунд удерживает статическую позу, могут отмечаться открывание глаз и балансирование рука­ми.

2 балла - выполнена проба «а», ребенок в течение 3-5 секунд удерживает статическую позу, балансируя руками и (или) с открытыми глазами.

1 балл - невозможность удержания статической позы более 2 секунд.

2. Динамическая координация движений:

а) прыгать с места через веревку, протянутую на вы­соте от 30 до 50 см от пола (6 раз);

б) прыгать на правой и левой ноге поочередно, поджав другую ногу;

в) в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении;

Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкине­зий (непроизвольных согласованных движений).

4 балла - правильно выполнены все пробы, движе­ния быстрые, четкие, координированные.

3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б», на­рушены координация и темп движений при выполне­нии пробы «в».

2 балла - движения выполняются в замедленном темпе, нарушены четкость и координация движений.

1 балл - невозможность выполнения тестов.

Тонкая моторика

1. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирова­ния каждой позы руку свободно кладут на стол:

- «Кольцо»;

- «Зайчик»;

- соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

- «Коза».

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­жить его пальцы в нужную позу, затем рука распрям­ляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, пра­вильность, четкость выполнения движений.

4 балла - выполнены пробы «а», «б». Движения вы­полняются быстро, правильно, четко.

3 балла - выполнены пробы «а», «б». При выполне­нии пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (по­вторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» за­медлен, может отмечаться поиск нужной позы.

2 балла - выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы воспроизводятся не­верно.

1 балл - невозможность правильного повторения движений.

2. Динамический праксис.

Проба «Кулак - ребро - ладонь» - ударять по сто­лу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:

Поочередно проба проводится правой и левой ру­кой.

По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизиро­ванные условия). Время выполнения - до 1 минуты на каждую руку.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость и правильность выполнения движений.

4 балла - темп быстрый, движения правильные, четкие.

3 балла - темп движения при введении сенсибили­зированных условий замедляется, четкость движений нарушена.

2 балла - темп резко замедлен, при введении сенсибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью).

1 балл - невозможность правильного повторения движений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: