Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;
Челюсти: прогения, прогнатия;
Прикус: открытый передний, открытый боковой;
Зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие,;
Язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка;
Небо (твердое, мягкое): излишне низкое твердое небо, «готическое»; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка.
Общая моторика
Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показывается правильное выполнение.
1. Статическая координация движений:
а) поставить стопы на одну линию, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;
б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;
в) встать на носочки, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд.
Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания.
4 балла - выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу.
3 балла - выполнены пробы «а», «б», ребенок в течение 7-8 секунд удерживает статическую позу, могут отмечаться открывание глаз и балансирование руками.
2 балла - выполнена проба «а», ребенок в течение 3-5 секунд удерживает статическую позу, балансируя руками и (или) с открытыми глазами.
1 балл - невозможность удержания статической позы более 2 секунд.
2. Динамическая координация движений:
а) прыгать с места через веревку, протянутую на высоте от 30 до 50 см от пола (6 раз);
|
б) прыгать на правой и левой ноге поочередно, поджав другую ногу;
в) в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении;
Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкинезий (непроизвольных согласованных движений).
4 балла - правильно выполнены все пробы, движения быстрые, четкие, координированные.
3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б», нарушены координация и темп движений при выполнении пробы «в».
2 балла - движения выполняются в замедленном темпе, нарушены четкость и координация движений.
1 балл - невозможность выполнения тестов.
Тонкая моторика
1. Кинестетический праксис:
а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирования каждой позы руку свободно кладут на стол:
- «Кольцо»;
- «Зайчик»;
- соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);
- «Коза».
б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сложить его пальцы в нужную позу, затем рука распрямляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно.
Оценка. При оценке пробы учитывается темп, правильность, четкость выполнения движений.
4 балла - выполнены пробы «а», «б». Движения выполняются быстро, правильно, четко.
|
3 балла - выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (повторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» замедлен, может отмечаться поиск нужной позы.
2 балла - выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы воспроизводятся неверно.
1 балл - невозможность правильного повторения движений.
2. Динамический праксис.
Проба «Кулак - ребро - ладонь» - ударять по столу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:
Поочередно проба проводится правой и левой рукой.
По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения - до 1 минуты на каждую руку.
Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость и правильность выполнения движений.
4 балла - темп быстрый, движения правильные, четкие.
3 балла - темп движения при введении сенсибилизированных условий замедляется, четкость движений нарушена.
2 балла - темп резко замедлен, при введении сенсибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью).
1 балл - невозможность правильного повторения движений.