Натуральная и товарная формы организации общественного производства




История экономики знает два основных рода организации производства: натуральное и товарное. Они прямо противоположны Друг другу и различаются по следующим признакам:


а) развитости или неразвитости общественного разделения труда;б) замкнутости или открытости хозяйства;в) экономической форме изготавливаемого продукта;г) видам хозяйственных связей между производством и потреблением благ.

натурально производство. Организационно-экономические отношения между производителями и потребителями наиболее просто налажены в натуральном хозяйстве.Натуральное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Эта система имеет следующие специфические черты Замкнутое хозяйство,универсальный труд,прямые хозяйственные связи. Для натурального производства, во-первых, характера ручной универсальный труд, исключающий его разделение на обособленные виды, Каждый человек выполняет все основные работы. Во-вторых, натуральное хозяйство — замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы разобщенных и экономически изолированных друг от друга хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению.В-третьих, системе натурального хозяйства свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле: «производство — распределение — потребление». То есть созданная продукция распределяется между всеми участниками производства и, минуя ее обмен, идет в личное и производительное потребление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость.В силу господства натурального хозяйства и его низкой технической вооруженности законом его функционирования является повторение процесса производства в прежних размерах, на неизменных основаниях. Отраслевые пропорции (соотношения между существующими видами продукции) воспроизводились без существенных перемен в течение веков и выступали для производителей как обязательная, освященная обычаем хозяйственная норма. А факторы производства находились в состоянии застоя. Товарное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Такая система обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукты. Во-первых, производство товаров, основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хозяйственными единицами. Его развитие предполагает прогресс производства:рост квалификации и умения работников, а также изобретение машин, которые облегчают и сокращают труд, позволяют одному человеку выполнять работу нескольких. Увеличение выпуска благ на специализированном предприятии создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.Во-вторых, товарное хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит, как правило, за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле: производство — обмен — потребление. Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Именно через рыночный обмен устанавливаются экономические отношения между производителями и потребителями товаров.Следовательно, развитие разделения труда, открытость и рыночный характер хозяйственных связей сняли те преграды для прогресса экономики, на которые обрекало ее натуральное хозяйство. Потенциальные возможности противоположного ему товарного производства таковы, что ему свойствен закон расширенного воспроизводства.

8. Собственность и ее формы. Многоукладная и смешанная экономики Понятие собственности и ее виды. Собственность – это совокупность материальных и не­материальных благ (объектов), судьбу которых имеет право определять только их собственник (субъект). Право определять судьбу означает, что собственник может свободно владеть, пользоваться и распоряжать­ся объектами, находящимися в его собственности. Соб­ственник может совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, кроме тех, которые мо­гут принести вред общественной пользе и безопасности, окружающей среде, историко-культурным ценностям. Владелец может отчуждать свое имущество другим ли­цам (продавать, дарить, давать в пользование), отдавать его в залог и т. д. 2. Типы, формы и виды собственности По мере развития общества совершенствовались отношения собственности, принимая самые разнообразные типы и формы. Под типом собственности понимается особый этап в развитии собственности, под формой - принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. Каждому типу собственности соответствуют свои особые формы собственности. Тип и форма собственности находятся в непосредственной зависимости, предопределяются конкретно-историческими условиями общественной жизни. При этом тип собственности обусловлен существованием определенной социально-экономической системы Традиционно такая классификация типов собственности называется формационной, хотя и не совпадает с ней полностью. Каждому типу собственности соответствуют свои особые формы собственности. Выделяются два типа собственности: частная и общая. Частная собственность предполагает, что отдельные лица относятся к средствам производства (ресурсам) и результатам производства как лично своим. Она произошла от частного производства (ремесла, торговли и т.д.). Объектами частной собственности являются одежда, обувь, продукты питания и т.д., т.е. предметы индивидуального пользования. Частная собственность бывает двух видов: трудовая частная собственность и нетрудовая частная собственность. Общая собственность представляет собой совместное достояние, т.е. принадлежность тех или иных объектов семье, общине, ассоциации, коллективу, народу, государству, обществу. Все субъекты имеют реальное и равное право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности с учетом личных, коллективных и государственных интересов. Общая собственность может переходить в частную собственность и наоборот. Например, семейная собственность из общей переходит в частную (долевую) при выделении доли сыну, и, наоборот, собственность жены (приданое) вливается в общую собственность. МНОГОУКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА, экономическая система, в которой сочетаются элементы различных общественно-экономических укладов – определённых типов производственных отношений со специфической системой хозяйствования и организацией жизнедеятельности субъектов уклада.Любая экономика носит многоукладный характер. Так, при рабовладельческом способе производства сосуществовали рабовладельческий, мелкотоварный и патриархальный уклады, при феодализме – феодальный, государственный, мелкотоварный уклады и др. Динамизм экономических структур сказывается на специфике укладов: возникают новые уклады, а старые либо преобразуются в качественно новые, либо разрушаются. Все эти процессы особенно ярко проявляются при переходе от одной экономической системы к другой или при её трансформации. Соответственно уклады делятся на две группы: уклады как остатки общественных систем, преобладавших в прошлом, и уклады, возникающие в результате перемен в способах производства и в социально-экономических отношениях. В СССР господствующим был государственный уклад, однако функционировали и мелкотоварный, и семейный, и теневой уклады. В РФ дореформенную экономику представлял в основном государственный уклад. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА - тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.Смешанная экономика носит многосекторный, многоукладный характер. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные сектора и уклады национальной экономики. Современные смешанные общественно-экономические системы это социально ориентированные системы. Об их социальной направленности свидетельствуют высокие жизненные стандарты различных социальных слоев.

9. Основные этапы развития трудовой теории стоимости (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс) Зачатки трудовой теории стоимости восходят к Аристотелю. Он различал потребительскую и меновую стоимости. Говорил: обмен справедлив, если каждый получил столько, сколько отдает другому. Аристотель не дал ответа на вопрос, что лежит в основе меновых отношений. Ответ на него дал У. Петти. Он сказал. что в основе обмена товаров лежат затраты чел. труда. Труд-отец богатства, а земля- его мать. Он говорил, что оценку всех вещей надо измерять затратами труда и только труд спасает нацию от лишений. Надо повышать умелость и интенсивность труда. Говорил, что в обществе действует закон стоимости, на основе которого происх. обмен товаров в соответствии с трудовыми затратами. Смит продолжил Петти. “Труд является единственным, всеобщим, равно как и ед. точным мерилом стоимости”. Стоимость товара определяется затраченным трудом ни одного конкретного человека, а средним трудом всех работающих, кот. осуществляется при среднем уровне общественно-нормальных условиях пр-ва (средний уровень техники, технологии). Богатство нации представляет продукт совокупного труда этой нации. Всех ремесленников, торговцев, земледельцев, моряков и др.Эк. мир – огромная мастерская, где разворачивается соперничество различных видов труда. Источник богатства – годовой труд нации. Стоимость создается только производительным трудом”. Отмечал, что цена товара определяется трудом только в докапиталистическом обществе. При капитализме стоимость, а значит и цена, складывается из затрат труда, прибыли, % на капитал и земельной ренты. Рикардо считал “Труд – ед. источник стоимости товара”. “Рабочее время – решающий фактор стоимости и основы эк. процесса”. ”Стоимость труда разного качества определяется рынком”. “При определении стоимости надо учитывать и труд, затраченный на орудия труда, инструменты и здания, способствующие этому труду”. Признавал естественную стоимость и рыночную цену товара. 1-я отражает издержки пр-ва, 2-я отклонение под влиянием спроса и предложения. Маркс, опираясь на трудовую теорию стоимости классиков, исследовал развитие капитализма, начиная с простого товарного производства. Он отмечал сущность тов. производства, дал характеристику товара. Своей единственной заслугой считал “Учение о двойственном характере труда”.

10.Определение стоимости товара издержками производства и его факторами Положение классической школы о стоимости товара господствовало 200 лет. Все положения этой теории были поставлены под сомнение Жаном Батистом Сейем. Сей развивая классиков выдвинул положение о трех факторах производства. На это подтолкнул его сам Смит заявивший: “цена всякого товара, включает затрату труда, прибыль и ренту.”Теория факторов производства. Сей Считал: 1)Основой меновых пропорций является не труд, а полезность труда. 2)В создании на ряду с трудом участвуют земля и средства производства (капитал). Все три фактора (труд, капитал, земля) оказывают производительные услуги. Совокупность этих услуг образуют издержки производства. Каждый фактор, а не только труд создает соответствующую часть стоимости. Владелец каждого из этих факторов должен получать доход. Рабочий – зарплату, капиталист (владелец средств производства) – прибыль, а землевладелец – ренту.Теория Сея была подхвачена другими экономистами в том числе Джоном Кларком, который создал теорию предельной производительности каждого из факторов. Доход каждого владельца фактора зависит от производительности этого фактора. Например доход капиталиста зависит от уровня техники, технологии, управления. Доход землевладельца зависит от того на сколько умело он использует землю. А доход рабочего зависит от квалификации и интенсивности труда.Теория спроса и предложения русского экономиста Петра Струве. Отрицал существование стоимости, как основы цены. Стоимость – это лишь фантом (призрак). В реальной жизни существует только цена и больше ничего.Английский экономист 19 в. Маклеод считал, что единственным регулятором цен является соотношение спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена. Чем больше предложение, тем цена ниже.Английские эконом. Торренс и Миль считали, что цена товара определяется издержками производства т. е. затратами капиталиста на найм рабочей силы и покупку средств производства.Все эти теории отражают взгляды на стоимость и цену с позиции производителей товаров. Но в меновых отношениях участвует покупатель. Его интерес отражает теория придельной полезности Австрийской школы.

 

11. Возникновение, сущность и функции денег До возникновения денег существовала формула товарного обмена (товар-товар). Но, это было неудобно, так как не всегда товары можно было свободно обменять. возникла необходимость в происхождении денег – универсального обменного механизма, который бы выполнял роль такого товара, который можно было бы легко обменять на все.
Деньги должны были обладать таким свойством, как редкость, чтобы не нарушать равновесие обмена. Именно поэтому в качестве денег стал использоваться «презренный металл» и началась история металлических денег в виде золота и серебра.
В каждой стране, каждом государстве деньгами были разные товары предметы.
В чем же заключается сущность и функции денег?
Сущность денегСущность денег как раз и проявляется посредством этих функций. К ним относятся:
1. Способ меры (измерителя) стоимости. То есть, через деньги каждый товар сможет выразить свою стоимость. То есть, с помощью денег можно определить цену товара, узнать его необходимость обществу.
2. Средство обращения. Деньги должны обслуживать оборот товаров в стране и мире. Именно поэтому, необходимо знать общую стоимость всех товаров, которые произведены в экономике той или иной страны. 3., деньги – это своего рода «кредит доверия» покупателя продавцу.
4. Средство накопления. Не все деньги находятся в обороте. То есть – вложена в деятельность других компаний и частных лиц, или – внесена на банковские вклады с целью получения дохода (новых денег). Эта функция определяет, что деньги здесь являются основной целью человека, они нужны сами по себе, а не как средство для обмена на товары.
5. Мировые деньги. Это способность денег усиливать и развивать интеграционные процессы (промышленные и торговые) между странами. Она связана с денежными единицами, которые свободно конвертируются и ценятся в практически любой стране.

 

12. Рынок, его виды и структура. Предпринимательская деятельность Структура рынка определяется субъектами и объектами рыночных отношений Основными субъектами рыночного хозяйства выступают: домашнее хозяйство (населения), предпринимательский сектор (предприниматели), государственный и международный сектора есть субъектами рыночных отношений являются все участники рынка - физические и юридические лица. Объектами рыночных отношений могут быть продукты труда (средства производ ва, предметы потребления и услуги, научно-технические разработки и информация), рабочая сила, деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя), земля и ее недра есть, объектами рыночных отношений собой совокупность товаров и услуг, поставляющих риноинок.По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынок труда, рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок платных услуг, рынок научно-технических разработок и информа ции, рынок денег, рынок ценных бумаг, рынок валюты, рынок интеллектуальной собственности, страховой рынок и др. Каждый из этих рынков имеет свою структуру.В зависимости от объекта рыночных отношений различают три группы рынков: товарные, финансовые и рынки труда в каждой из них выделяют соответствующие специализированные рынки К первой группе относятся потребительский рынок, рынок материальных ресурсов, рынок научно-технических разработок и информации, рынок недвижимости Ко второй группе - инновационный, кредитный, ценных бумаг, денег и валютный рынки К рынкам труда надле жат рынки рабочей силы разного уровня квалификации и специализация. Свободный рынок - это рынок с большим количеством независимых производителей однородных товаров, которые не в состоянии влиять на решения друг друга, на уровень цен Нет ограничений по информации о спросе, предложение, цену, качество продукции и т.п. Идет свободное ценообразование, состоящий вследствие соотношения между общественным спросом и общественным предложением определенного товара Отсутствуют искусственные барьеры при вхождении на рынок того или иного товара и выхода из него. монополизированный рынок - это рынок, для которого характерно незначительное количество производителей товаров определенного вида, существует дефицит необходимой информации, ограниченный доступ к ресурсам. Монополистический - это такой рынок, на котором доминирует один производитель или продавец олигополистической называют рынок, на котором царит невелик а количество субъектов хозяйствованияання. Регулируемый рынок - это рынок, который регулируется и контролируется государством посредством специальных мер административного и экономического характера.В современной рыночной структуре выделяют такие виды рынков1 главный составляющей рыночной экономической системы является рынок труда (рабочей силы) Он представляет собой совокупность социально-экономических отношений между наемными работниками и предпринимателями-работодателями. Предпринимательская деятельность — это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Из понятия "предпринимательская деятельность" вытекают следующие особенности:

§ самостоятельная деятельность дееспособных граждан;

§ инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;

§ рисковой характер предпринимательства;

§ продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;

§ законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.

§

Конкуренция ее значение.Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция — экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.

Или: конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.
Она существует всегда и везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов.

Как экономическое отношение конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами развития экономики.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.

В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.

 

14. Взаимосвязь спроса, предложения и цен. Состояние рыночной экономики, уровень и механизм разви­тия всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются С помощью таких понятий, как спрос и предложение. Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечной счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию. Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями поку­пателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя. Объем спроса - этоколичество товара (услуг), которое покупа­тель готов приобрести при данных условиях в течение определен­ного промежутка времени.Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг. При прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой. Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение. Если изменяется цена товара (Pх), то при прочих равных усло­виях изменяется величина спроса на него и движение идет по кри­вой спроса.Таким образом, изменение в спросе нельзя смешивать с изме­нением объема спроса. Изменение объема спроса означает движе­ний по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево или вправо.На изменение спроса влияют многие неценовые факторы. 1. Цены взаимосвязанных товаров. Объем спроса на любой кон­кретный товар будет зависеть от изменения цен на взаимосвязанные товары. Конечный результат влияния изменения цены одного товара на объем спроса на другой товар зависит от того, являются эти товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми.Если увеличение цены одного товара влечет рост объема спроса на другой при каждом значении цены, такие товары являются взаи­мозаменяемыми (товары-субституты). К ним относятся: рыба-мясо; метро-такси и т.д. Если увеличение цены одного товара вызывает снижение объе­ма спроса на другой, такие товары являются взаимодополняемыми (комплиментарными). Например, бензин и автомобили. Увеличение цен на дополняющий товар сдвигает кривую спроса на данный товар влево. 2. Уровень денежных доходов покупателей. Когда доход потребителя растет, он начинает больше тратить денег на потребление товаров. Его спрос повышается на многие товары, но не на все. Нормальный (полноценный) товар — это такой товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены. 3. Вкусы и предпочтения покупателей — важнейший фактор, определяющий объем спроса на любой товар, который формируется под воздействием общества с его культурным и образовательным уровнем и рекламы. 4. Потребительские ожидания. Ожидания потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров на рынке вызывают увеличение объема спроса в данный период. И наоборот, ожидание будущей распродажи товаров, снижения доходов или появления большего разнообразия товаров-субстатутов приводит к сокращению текущего спроса. 5. Количество покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей с постоянным средним доходом сопровождается ростом объема спpoca на любой товар при всякой цене. В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте Объем предложения - это то количество товара, которое продавец же­лает продать при данных условиях. Объем предложения меняется только при изменении цены. К неценовым факторам, воздействующим на изменение предложения относят следующие: 1. Плата за производственные ресурсы. Изменение платы за производственные ресурсы оказывает влияние на издержки производства, а, следовательно, и на объем выпускаемой продукции. При снижении платы за ресурсы и снижении издержек производства, происхо­дит увеличение предложения товара. 2. Уровень технологии производства. Совершенствование технологии создает возможности для снижения издержек производства и сбыта того товара и приведет к увеличению объема его предложения при любой цене. 3. Цены на другие товары. Изменение цен на товары-«конкуренты» и товары, производимые «совместно» с данным товаром, вызывает смещение кривой предложения. Таким образом, изменение предложения одного из товаров-конкурентов находится в обратной зависимости от изменения цены другого товара, а товары, производимые «совместно», (автомобильные и велосипедные шины; футбольные и баскетбольные мячи и др.) - в прямой зависимости. 4. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают налоги как предпринимательские издержки. С ростом налогов увеличиваются издержки производства, и сокращается предложение. Снижение налога на данный товар (НДС, акциз), как и предоставление государственной дотации, уменьшает издержки произво­дителя, увеличивая предложение товара. 5. Количество продавцов товара. Увеличение на рынке числа про­давцов при данном объеме производства каждого предприятия приводит к повышению рыночного предложения, при этом кривая предложения сме­щается вправо, и наоборот.

15. Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования.Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции». основные характеристики рынка совершенной конкуренции: — большое количество мелких продавцов и покупателей,— продаваемый продукт однороден у всех производителей, и: покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,— невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,— полная свобода «входа» на рынок и «ухода».При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве.Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора:рыночные свободные цены,спрос и предложение,конкуренцияОсновное место в любой экономической системе занимает рынок товаров и услуг. Рынок товаров и услуг – это такой тип рынка, который включают в себя отношения между покупателями товаров и услуг и продавцом.По характеру продаж рынок товаров и услуг включает в себя: розничный рынок,оптовый рынок - продажа крупных партий одноименных товаров

16 Формы несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;неоднородность продукта;наличие барьеров для входа в отрасль;несовершенство информации;участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.

Формы несовершенной конкуренции Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и олигопсония являются формами несовершенной конкуренции.Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

 

17. Теория монополистической конкуренции — современная буржуазная концепция, исследующая проблемы реализации в условиях конкуренции монополий. Система понятий теории связана с признанием реального факта переплетения на капиталистическом рынке монополии и конкуренции. Существо монополии, согласно теории монополистической конкуренции, заключается не в господстве над решающей сферой производства или сбыта данной отрасли, а в контроле над дифференцированным продуктом (т. е. продуктом, отличающимся от других продуктов даже самыми незначительными свойствами, например цветом, стилем и т. п.), осуществляемом как крупными, так и мелкими продавцами, вплоть до мелких галантерейных лавочек и лоточников. Тем самым теория монополистической конкуренции искажает существо монополий, противоречит ленинской теории монополистического капитализма. Конкуренция, согласно данной теории, возникает тогда, когда рынок оказывается поделенным между владельцами субститутов (заменителей) дифференцированных товаров. Сочетание монополии и конкуренции обусловливается тем, что «дифференциации продуктов» сопутствует возникновение их субститутов.Таким образом, поверхностные рыночные процессы формирования цен и прибылей представляются как процессы создания стоимости и прибыли. Вульгарная абсолютизация значения сферы обращения маскирует главный источник монопольной прибыли — прибавочную стоимость. Теория монополистической конкуренции призвана сглаживать острейшие противоречия государственно-монополистического капитализма.

 

18. Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика, ее цели и формы Отношение к монополиям двойственной:1) Они, ограничивая производство и повышая цены, ограничивают жизненный уровень; 2) Хорошее, т.к. у них производство добротной продукции по сравнительно не высоким ценам, крупные масштабы производства, за счет чего они могут снизить издержки производства, крупные фирмы имеют средства для внедрения новых технологий. Рыночный путь получения денег - это контроль над правом и ценами. Например, Трестстандартойл контролировал 90% нефтепереработки. Мелкие бизнесмены почувствовали угрозу со стороны больших гигантов. Америк. общество осознало это раньше других. Началась выработка антитрестовской политики, т.е. правил поведения монополий на рынке. Цель законодательства - защитить свободу предпринимательства от использования монопольной власти. Это называется защита эк. демократии. Антимонопольная политика. Задача – ограничить власть монополий. 1)закон Шермана. Он запрещал захват и единоличный контроль над отраслью. Он признавал незаконными любые незаконные объединения, тайную поддержку фиксированных цен. 2)упрощение процедуры создавания новых фирм. 3)открытие внутреннего рынка для зарубежных фирм. 4)принудительное разделение монополий. 5)гос контроль за слиянием. 6)гос контроль за ценами и ЗП. 7)наказание за ценовую дискриминацию.

 

19. Накопление капитала, его строение. Концентрация и централизация капитала Превращение прибавочной стоимости в капитал – есть накопление капитала. Накопление капитала происходит в процессе воспроизводства.Источники накопления: 1) часть прибыли, вкладываемая в дополнительный капитал. 2) амортизационное отчисление. 3) часть национального дохода, используемая государством для накопления. Размер накопления зависит от величины прибыли, от пропорций, в которых прибыль делится на накопляемую и потребляемую часть. В условиях внутри и межотраслевой конкуренции накопление является условием выживания и экономическим законом рыночной экономики. Факторы накопления: 1) рост производительности труда. 2) повышение качества средства труда. 3) норма прибавочной стоимости. 4) разница между применяемой и потребляемой частью капитала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: