Классификация и идентификация машин и оборудования




 

Оценка машин и оборудования сопряжена со множеством трудностей, среди которых чрезвычайное разнообразие типов и видов, а также вариантов исполнения их. Кроме того, оцениваются в основном не современные, выпускаемые, а уже снятые с производства объекты, которые эксплуатируются в парке или находятся в консервации. В этой связи актуальным становится вопрос о группировке машин и оборудования по определенным принципам, что можно осуществить с помощью классификации и применения единой процедуры оценки к объектам одной группы.

Классификация - это система распределения по конкретным отличительным признакам.

В настоящее время разработано много разных классификаторов для оборудования. Их применяют для целей учёта основных средств, оценки стоимости, идентификации, коммерческих операций, начисления амортизации, проведения ремонтных работ и технического обслуживания и т.д

Наиболее распространенными в практике оценки случаями, при которых возникает необходимость классификации, являются:

а) проведение массовой переоценки основных фондов предприятия в сжатые сроки. При этом весь имеющийся парк разделяют на группы подобного оборудования, из которых выбирается типовая модель -представитель. Для выбранного представителя производится детальное определение фактической восстановительной стоимости на момент переоценки и определяется реальное значение коэффициента пересчета.

Численное значение этого коэффициента распространяется на всех представителей данной группы. Отнесение всех субъектов группы к одной классификационной группе служит доказательством правомерности распространения результатов, полученных при оценке модели -представителя, на все объекты группы;

б) оценка объекта с использованием сравнительного подхода, когда известны стоимость воспроизводства (замещения) базового объекта и технические характеристики оцениваемого и базового оборудования. В этом случае применяют процедуру корректировок исходя из сравнения потребительских свойств оцениваемого и базового объектов. При подобной технологии оценки возникает необходимость доказать правомерность выбора базовой модели в качестве аналога. Одним из доказательств этого служит отнесение рассматриваемых машин и оборудования к одной классификационной группе. Подобное доказательство правомерности выбора аналога наиболее приемлемо в тех случаях, когда оценщик не владеет данными об особенностях конструкции и потребительских свойствах оцениваемых объектов и использует формальные признаки при доказательстве их аналогичности.

Кроме того, классификация используется при определении объема выполняемых работ при оценке, распределении работ между оценщиками, привлечении экспертов и т. д.

Алгоритм классификации предусматривает следующие этапы:

· определение первичного объекта оценки;

· выбор способа классификации;

· определение степени детализации в пределах выбранного способа;

· кодирование объекта оценки.

В качестве первичного объекта оценки могут быть выбраны:

инвентарный объект;

технологический комплекс оборудования;

однородный машинный парк предприятия или его структурных подразделений.

Обычно инвентарный объект выбирается при проведении детальных оценок отдельных объектов, технологический комплекс - при оценке с использованием доходного подхода обособленной группы оборудования, производящей готовую продукцию, машинный парк - при массовой переоценке основных фондов предприятия. Инвентарными объектами считаются:

· по передаточным устройствам - каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;

· по силовым машинам и оборудованию - каждая силовая машина с фундаментом и всеми приспособлениями к ней и принадлежностями, приборами и индивидуальным ограждением;

· по рабочим машинам и производственному оборудованию -каждый станок или аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности и приборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарный объект;

· по транспортным средствам - каждый объект транспортных средств с относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями (грузовой автомобиль, включая запасное колесо с камерой и покрышкой и комплект инструмента).

Приняты следующие способы классификации объектов оценки:

а) по виду основных средств - на производственные или непроизводственные в зависимости от их вхождения в состав соответствующих подразделений предприятия. Этот способ классификации актуален при проведении оценки отдельных служб или подразделений предприятия;

б) по этапу жизненного цикла объектов:

· недавно поступившие и подготавливающиеся к эксплуатации, монтирующиеся, отлаживающиеся, проходящие пробную эксплуатацию;

· находящиеся в эксплуатации;

· временно не эксплуатируемые и находящиеся в капитальном ремонте, на реконструкции, модернизации, переоснащении и т.д.;

· находящиеся на консервации или в запасе (в том числе мобилизационном);

· подготавливаемые к выбытию для продажи или передачи;

· выбывшие из эксплуатации, подлежащие разборке и утилизации;

в) по праву собственности, где выделяются:

· относящиеся к собственным средствам предприятия;

· безвозмездно полученные во временное пользование;

· арендуемые у другого владельца;

· собственные; сданные в аренду;

г) по способу приобретения и происхождения-выделяются машины и оборудование:

· отечественные, приобретенные новыми;

· импортные, приобретенные новыми;

· отечественные, приобретенные подержанными;

· импортные, приобретенные подержанными;

· изготовленные собственными силами;

д) по степени универсальности выделяют машины и оборудование:

· универсальные;

· специализированные;

· специальные;

е) по функциональному назначению в соответствии с функциональной и отраслевой классификацией, где существуют классификаторы:

· основных фондов;

· товарной номенклатуры для внешнеэкономической деятельности;

· отраслевые.

В табл. 2 представлен пример структуры отраслевого классификатора.

Для многих видов техники элементы классификации содержатся в их марках (моделях). Рассмотрим расшифровку моделей двух наиболее распространенных автотранспортных средств и технологического оборудования.

В общем случае индексация автомобиля имеет вид:

ХХ XX Х Х

Характеристика Порядковый Модификация Экспортное автомобиля номер исполнение

Для грузовых автомобилей индекс модели имеет вид:

Х X ХХ Х

Класс Вид Номер модели Модификафия

 

Класс Полная масса, т.
  - менее 1,2
  - 1,2-2,0
  - 2-8
  - 8-14
  - 14-20
  - 20-40
  - более 40

 

Таблица 2. Структура классификатора для металло- и деревообрабатывающего оборудования.

Признак классификации Наименование Код
Отраслевая приндлежность Оборудование металло- и деревообрабатывающее  
Вид оборудования Металлорежущий станок  
Вид обработки Токарная  
Конструктивное исполнение Станки токарные и токарно-винторезные  
Диапазон обрабатываемых изделий Станки токарные и токарно-винторезные с наибольшим диаметром обрабатываемого изделия 400-630 мм.  
Точность Станки токарные и токарно-винторезные повышенной точности, с наибольшим диаметром обрабатываемого изделия 400-630 мм.  
Автоматизация Станки токарные и токарно-винторезные повышенной точности, с ручным управлением, с наибольшим диаметром обрабатываемого изделия 400-630 мм.  
Порядковый регистрационный номер Станок модели 16Б20П с наибольшей длиной обрабатываемого изделия 1000 мм  

 

Обозначение вида соответствует конструктивному исполнению машины:

3 - бортовая;

4 - тягач;

5 - самосвал;

6 - цистерна;

7-фургон;

8 - специальное исполнение.

Обозначение ЗИЛ-4331 расшифровывается как грузовой автомобиль с полной массой 8-14 т Автозавода им. Лихачева.

Для легковых автомобилей индекс модели имеет вид:

Х X X Х Х

Класс Вид Номер Модификация Экспортное исполнение

Для всех легковых автомобилей вид - 1.

Класс соответствует рабочему объему двигателя:

1 - менее 1,2 л, особо малый;

2 - 1,2-2,0 л, малый;

3 - 2-4 л, средний;

4 - более 4 л, большой.

Обозначение ВАЗ-2108 расшифровывается как легковой автомобиль малого класса Волжского автомобильного завода.

Для автобусов индекс модели имеет вид

Х Х ХХ

Класс Вид Номер

Для всех автобусов вид - 2.

Класс зависит от длины автобуса:

Класс Длина,м

2 - до 5

3 - 6-7,5

4 - 8-9,5

5 - 10,5-12

6 - 16,5-24

Обозначение ЛиАЗ-5256 расшифровывается как автобус длиной 10,5-12 м Ликинского автобусного завода.

Индекс модели универсального металлорежущего оборудования включает четыре цифры и несколько букв. Первые, две цифры обозначают соответственно группу (вид обработки) и тип (конструктивное исполнение) станка. Буквенные обозначения между 1-й и 2-й или 2-й и 3-й цифрами означают модификации базовой модели, буквы в конце индекса модели — класс точности станка:

П - повышенная точность;

В - высокая точность;

А - особо высокая точность.

Наличие системы программного управления отмечается буквой "Ф" с соответствующими цифрами, магазин с инструментами - "М". Остальные цифры в индексе модели означают максимальный размер обрабатываемой заготовки или другой основной размерный параметр станка.

При оценке важное значение имеет идентификация объекта оценки, т. е. установление соответствия между документацией на объект и его реальным состоянием. Машины и оборудование изготовляются во множестве исполнений и модификаций, имеют различную комплектацию, что существенно влияет на их стоимость. В связи с этим идентификацию проводить необходимо, и от ее качества в значительной степени зависят результаты оценки и авторитет оценщика. При проведении идентификации следует дать описание (листинг), оцениваемого объекта, которое имеет следующую структуру:

а) наименование, модель (марка) объекта;

б) назначение и принцип действия;

в) масса и габариты;

г) основные технические характеристики, позволяющие определить потребительские свойства объекта:

д) характеристика системы управления;

е) комплектация, включая приспособления, управляющие программы и инструмент;

ж) год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;

з) сведения об установке на фундамент и подключении к энергетическим и информационным сетям;

и) сведения о ремонте и техническом обслуживании объекта, замене его отдельных узлов и агрегатов;

к) наименование и реквизиты изготовителя.

Идентификация объекта проводится в два этапа. На первом этапе анализируется инвентарная опись оцениваемого оборудования, уточняются его технико-экономические характеристики. Этот этап проводится оценщиком на своем рабочем месте и предусматривает наличие определенной информации по оцениваемому объекту. По завершении этого этапа оценщик должен сделать для себя вывод - может ли он взяться за предлагаемую работу и уяснить для себя особенности оцениваемых машин и оборудования. Второй этап проводится на месте установки объекта и предполагает изучение имеющихся документов на объект, его комплектности, работоспособности и фактического состояния.

 


Заключение

 

Потребность в оценке машин и оборудования возникает тогда, когда объект гражданских прав (вещь, имущество, имущественные права и т.д.) вступает в хозяйственный оборот и над ним совершаются те или иные хозяйственные операции. Машины и оборудование могут быть объектами различных сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, и в силу этого становятся объектом оценки. Кроме того, потребность в оценке машин и оборудования может возникнуть и по каким-либо другим обстоятельствам, не связанным с изменением вещных прав, например, в случае переоценки основных фондов, при страховании, залоге, для целей инвестирования, при ликвидации бизнеса и др.

Оценка стоимости оборудования - это очень многообразный вид оценочной деятельности, включающий в себя определение стоимости практически всего спектра объектов движимого имущества: станков, приборов, компьютеров, автомобилей, технологических комплексов и поточных линий, силовых агрегатов, оргтехники, мебели, офисного оборудования, бытовых предметов и прочих объектов, которые относятся к движимому имуществу. При проведении экспертизы оценщик устанавливает стоимость объектов-аналогов, присутствующих на рынке, определяет износ и возможность получения доходов от использования или продажи оцениваемого объекта. Окончательная величина стоимости определяется на основании комплексного анализа перечисленных факторов.

Анализ современного состояния предприятий железной дороги показал, что несмотря на его стабильную работу, существует ряд нерешенных проблем, такие как:

· избыточность и высокая степень износа основных фондов отрасли;

· существенная нехватка и ограниченные возможности привлечения инвестиций;

· несовершенство нормативно- правовой базы железнодорожного транспорта;

· недостаточная финансовая прозрачность хозяйственной деятельности;

· перекрестное субсидирование убыточных видов деятельности за счет прибыльных.

Необходимо вести тщательный учет всех без исключения повреждений и неисправностей оборудования, всех плановых и неплановых ремонтов, учитывать все замеры контролируемых параметров узлов, имеющих механический износ.

Непременное условие для получения достоверных текущих сведений о техническом состоянии подвижного состава - использование имеющихся разрабатываемых средств и методов диагностирования. В технологическом процессе диагностирования выполняются три основные задачи. Прежде всего получение информации о техническом состоянии конкретного оборудования или агрегата подвижного состава. Затем - обработка и анализ этой информации с помощью ЭВМ. Конечный результат - оценка состояния диагностируемых элементов и прогнозирование остаточного ресурса. На основании этого дается заключение о целесообразности корректировки планового срока очередного ремонта конкретного оборудования или агрегата.

Оценка для машин и оборудования предприятий базируется на использовании трех подходов: затратного, доходного и сравнительного. Каждый из подход предлагает применение своих специфических методов и приемов, а также соблюдения особых условий, наличия достаточных фактов. Информация, используемая в том или ином подходе, отражает либо предложения фирмы, либо ее прошлые достижения, либо ожидаемые.

К особенностям оценки относятся: специфика объекта оценки.; сложность, проблемы идентификации объекта; высокая актуальность определения физического, морального и внешнего износов; большая зависимость стоимости оборудования от стадии жизненного цикла, на которой находится объект на момент оценки; значит, доля рекламных и маркетинговых затрат в цене единицы оборудования; высокая степень структуризации, ограниченность и подвижность рынка машин и оборудования; необходимость определения, в каких случаях и как учитывать, к примеру, транспортно-заготовительные расходы, прямые затраты, связанные с установкой и наладкой, косвенные издержки на выполнение 5от, связанных с приобретением, установкой и запуском оборудования, 1шины и оборудование могут быть отдельно стоящими и функционально самостоятельными объектами, либо находиться во взаимосвязи и образовывать технологические комплексы.

 


Список использованной литературы:

1. Андрианов Ю. В. Оценка автотранспортных средств. М.:Дело 2002

2. Гельберг Б.Т., Пекелис Г.Д. Ремонт промышленного оборудования. М.: 2000.

3. Ковалев А.П. Оценка машин, оборудования и транспортных средств, М: 2002.

4. Корниенко А.А., Хомяков В.С. Автоматизированная система оценки стоимости технологического оборудования. Вестник машиностроения. 2004г.

5. Кузнецов О.Т., Танбаев Ж.Д. Теория и практика оценки транспортных средств. Алматы, 2002г.

6. Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции..М.: НИИмаш, 2000.

7. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. М.: Транспорт, 2001.

8. Попеско А.И. Износ технологических машин и оборудования при оценке стоимости. М.: 2002

9. Рудгайзер В. Оценка машин и оборудованиям: 2002

10. Саприцкий Э.Б. Как оценить рыночную стоимость машин и оборудования на предприятии.М: Информэлектро,1997

11. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М., 2004

12. Строительные нормы и правила. Сборник расценок на монтаж оборудования. М.: Госстрой, 2004

13. Карташов В.П., Мальцев В.М. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. М.: Транспорт 2003 г.

14. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М., Транспорт. 2002г.

15. Аксенова З.Н. Анализ'производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий, М., Высшая школа. 2002г.

16. Суханов Б.Н. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М.,Транспорт. 2001г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: