Геодезические работы при изысканиях автомобильных дорог
Состав полевых работ
- закрепить ось трассы на местности (закрепить пикеты и плюсовые точки, угол поворота и разбить кривую);
- провести нивелирование трассы способом «из середины»;
-провести тахеосъемку местности (20 м в каждую сторону в шахматном порядке).
Разбивка оси трассы на местности
Преподаватель задает на местности положение репера с условно принятой абсолютной высотой Hрп = 150,00 м. Длину трассы принять из расчета 100 м на человека. Расстояние между пикетами 50 м. ПК0 закрепить в начале трассы произвольно.
Далее необходимо определить направление трассы и угол поворота. Для этого над ПК0 установить теодолит, привести его в рабочее положение, закрепить на теодолите буссоль.Барабаном перестановки лимба (при закрепленной алидаде и лимбе) установить отсчет по ГК = 0°00´. Открепить лимб и повернуть прибор и ориентировать трубу на север с помощью буссоли. Закрепить лимб, открепить алидаду и свизироваться на выбранное направление дороги, снять отсчет по ГК – полученное значение будет являться азимутом магнитным Ам.
Разбить отрезок дороги на пикеты до намеченной вершины угла поворота. Кроме того закрепить все плюсовые точки (пересечения трассы с существующей дорогой, с линиями электропередач, коммуникациями и т.д.) и измерить расстояние до них от ближайшего пикета. Например, ПК2+14,56 (в м).
Вершину угла поворота не совмещать с пикетом, угол поворота ϕ принять от 10 до 40 °, измерить его полным приемом.
Сторона угла | Положение вертикального круга | Отсчет по ГК | Значение угла из полуприема | Значение угла из полного приема ϕ |
правая | КЛ | п(КЛ)= | ßкл = п(КЛ)- л(КЛ)= | ßср = = (ßкл+ßкп) /2 = |
левая | КЛ | л(КЛ)= | ||
правая | КП | п(КП)= | ßкп = п(КП)- л(КП)= | |
левая | КП | л(КП)= |
|
условие |ßкл-ßкп|≤ 2´
После нахождения числового значения угла поворота, рассчитать элементы кривой.
Расчет основных элементов кривой
Радиус кривой зависит от класса дороги и задается техническим предписанием, принять R = 150 м. Чтобы отыскать на местности начало кривой (НК), середину кривой (СК) и конец кривой (КК) по измеренному углу поворота φ и радиусу закругления R по формулам (1-4) сначала вычисляют ее элементы: тангенс (Т), кривую (К), биссектрису (Б) и домер (Д).
, (1)
, (2)
, (3)
, (4)
Затем заполняют пикетажный журнал, вычисляя пикетажное наименование главных точек кривой.
ПКНК (начало кривой) = ПКВУ- Т;
ПККК(конец кривой) = ПКНК + К;
Контроль: ПККК = ПКВУ + Т - Д.
Затем вычисляют пикетажное наименование главных точек кривой:
ПК НК = ПК ВУ-Т;
ПК КК = ПК НК + К;
Контроль: ПК КК = ПК ВУ+ Т- Д;
Пикеты, оказавшиеся на тангенсах (например, ПК2 и ПК3 на рис 4), выносят на кривую методом прямоугольных координат от точек НК или КК в зависимости от того, к какой из них ближе находится пикет. За ось абсцисс (Х) принимают линию тангенса по направлению к вершине угла (линия НК – ВУ), или (линия КК – ВУ),а за ось (Y)- линию, перпендикулярную оси абсцисс в точке НК или КК (рис. 4).
X = R sin (5) Y = 2R sin2 / 2 (6) = 180˚S / R (7)
где S - расстояние от начала или конца кривой до данного пикета.
Все расчеты для кривой №2 выполняют в пикетажном журнале, как это сделано в примере для кривой №1.
|
Рис.4 Геометрическая схема вычисления прямоугольных координат пикетов для пересечения их на кривую