Понятие рисков и их виды




РИСКИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Фирмы в рыночной экономике осуществляют свою деятельность в условиях неопределенности развития внешней среды, политической неустойчивости, непредсказуемости научно-технического прогресса с внезапными технологическими прорывами, быстрыми изменениями в позициях конкурентов и т.д. Поэтому деятельность любого коммерческого предприятия в современных условиях сопряжена с многочисленными рисками.

Слово «риск» испано-португальского происхождения и означает «подводная скала», т.е. опасность. Под риском, говорится в толковом словаре русского языка, следует понимать «действие наугад, в надежде на счастливый исход». Из этого определения понятно, что идти на риск заставляет неопределенность, неясность обстановки: необходимо действовать, а как – неизвестно.

В окружающей среде как правило происходят события, которые нельзя предсказать с полной определенностью. Поэтому степень неопределенности, с точки зрения принятия решений, является весьма важной характеристикой среды. Кроме того, среде присущи определенная степень динамики (так как с течением времени она подвергается модификации), степень сложности и степень конфликтности интересов лиц, действующих в ней.

Неопределенность и динамичность окружающей среды, когда обстоятельства не полностью контролируемы, создают риск в деятельности фирм.

Любая сфера человеческой деятельности, в особенности экономика, связана с принятием решений в условиях неполноты информации, выбор решения происходит при риске и может привести к множеству возможных частных исходов. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. В частности, риск может быть определен как уровень конкретной финансовой потери, выражающейся в возможности не достичь поставленной цели.

Риск является исторической и экономической категорией.

Как историческая категория риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность, он возник на низшей ступени цивилизации с появлением у человека чувства страха перед смертью.

С развитием цивилизации появляются товарно-денежные отношения и риск становится экономической категорией, он представляет собой событие, которое может произойти или не произойти.

С точки зрения деловой философии, риск – понятие достаточно противоречивое. Каждый предприниматель рискует, но благодаря этому риску общество в целом выигрывает. Наличие многочисленных и многообразных рисков в системе предпринимательства приносит выгоду обществу и национальной
экономике.

Набор рисков, соответствующих определенному виду деятельности, можно назвать комплексом рисков, и в деятельности предприятия они взаимно пересекаются.

Различают следующие комплексы рисков:

промышленные (нарушение нормального хода производственного процесса, опасность повреждения или утери производственного оборудования и транспорта, возникновение аварийной ситуации и нанесение ущерба окружающей среде, персоналу и третьим лицам);

экологические (являются составной частью промышленного риска и влекут наступление гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц);

инвестиционные (недополучение или потеря прибыли в ходе реализации инвестиционных проектов);

кредитные (возможность неполучения обратно суммы кредита и процентов по нему);

технические (строительно-монтажные и эксплуата-
ционные);

финансовые (валютные, процентные и портфельные);

страховые (для предпринимателя означают возможность неисполнения заключенных международных контрактов, повреждение или потерю имущества, денежных средств в результате определенных социально-политических или экономических событий);

политические (изменения законодательства, военные действия, гражданские волнения, массовые беспорядки, нестабильность политической ситуации в стране).

В коммерческой деятельности вероятность возникновения неблагоприятных для предприятия событий достаточно велика. Поэтому опытный, предусмотрительный администратор (руководитель) стремится в свой работе предвидеть заранее возможные зоны риска, заблаговременно принимать адекватные контрмеры.

Вместе с тем даже при самом умелом управлении, когда учитываются все или почти все возможности наступления неблагоприятных событий, полностью риски исключить нельзя. К тому же опыт предпринимательства показывает, что сделки с наиболее высокой, но оправданной степенью риска при их благополучном исходе оказываются самыми выгодными.

Наиболее вероятные хозяйственные риски торговой фирмы указаны на рис. 2.

 

 

 


Рис. 2. Основные виды хозяйственных рисков

Торговой фирмы

 

Дадим краткую характеристику перечисленных на рис. 2 хозяйственных рисков, кроме коммерческого, который рассматривается более подробно ниже, так как является для нашей дисциплины основным.

Риск случайной гибели не зависит от результатов коммерческой деятельности. Потери материальных активов могут возникнуть от стихийных бедствий (наводнение, ураган), техногенных аварий, пожаров и т.п.

Экономический риск заключается в недостижении запланированных экономических показателей по причине изменения рыночной конъюнктуры или в результате просчетов в коммерческой деятельности персонала. Этот вид риска является весьма распространенным.

Ценовой риск выражается в повышении уровня закупочных цен (при неизменном уровне реализации) или в снижении уровня цен реализации при неизменном уровне закупочных цен.

Валютный риск проявляется при изменении обменного курса иностранной валюты, используемой во внешнеэкономических торговых операциях. Так, в августе 1998 г. при резком падении курса рубля большинство предприятий, торгующих импортными товарами, понесли крупные убытки, многие при этом обанкротились. Этот риск не зависит от коммерческой деятельности.

Процентный риск заключается в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рынке по причине изменения конъюнктуры денежного рынка и государственного регулирования учетной ставки. Этот риск мало зависит от коммерческой деятельности.

В условиях высоких темпов инфляции велика доля инфляционного риска, при этом обесценивается реальная стоимость капитала торгового предприятия (в форме хранимых денежных активов), а также формируемых в денежной форме отдельных его финансовых фондов (амортизационного фонда, например). Данный вид риска на современном этапе носит постоянный характер, ему должно уделяться особое внимание.

Инвестиционный риск характеризует финансовые потери в процессе инвестиционной деятельности торговой фирмы, возникает этот риск при реальном или финансовом инвестировании. Этот вид риска относят к наиболее опасным.

В современных условиях хозяйствования распространен налоговый риск. Причины появления: вероятность введения новых налоговых платежей, возможность увеличения уровня ставок действующих налоговых платежей, изменение условий и сроков уплаты отдельных налоговых платежей и предоставления налогового кредита, вероятность отмены действующих налоговых льгот. Являясь непредсказуемым для торгового предприятия (исходя из современной фискальной практики), он оказывает существенное отрицательное воздействие на результаты хозяйственной деятельности торговой фирмы.

Риск неплатежеспособности объясняется всей деятельностью торговой фирмы, в результате которой она не в состоянии платить по своим обязательствам, что может вызвать возбуждение дела о банкротстве.

Риск потери финансовой устойчивости генерируется несовершенной структурой капитала торгового предприятия (чрезмерной долей использования заемных средств). По уровню угрозы банкротства – наиболее опасный вид хозяйственного риска.

Прочие виды рисков – это довольно обширная группа рисков, но по своим финансовым последствиям не слишком опасная (риск потерь от краж при самообслуживании, риск подделки финансовых документов, риск потерь из-за несвоевременного осуществления расчетно-кассовых операций коммерческим банком).

Под коммерческим риском понимают вероятность возникновения непредвиденных имущественных или финансовых потерь (снижение суммы прибыли и доходов, потери активов и т.п.) в ситуации неопределенности условий хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Коммерческий риск включает в себя маркетинговый и деловой риски. Факторами маркетингового риска являются конкурентоспособность продукции и фирмы в целом, ценовая и ассортиментная политика, правовые аспекты и др. Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал фирмы, эффективность коммерческой деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления и т.п.

Различают чисто коммерческие риски, которые могут проявляться в виде следующих событий:

неплатежеспособность покупателя к моменту оплаты товара – риск потерь в результате того, что покупатель не способен платить по своим обязательствам (чтобы избежать подобных потерь, предприятие должно особо тщательно анализировать платежеспособность предполагаемых партнеров-покупателей);

отказ партнера от заключения договора после проведения переговоров – риск недобросовестности партнера (для снижения риска в данной ситуации предприятию следует составлять протокол о намерениях, в котором определяется срок, в течение которого договаривающиеся стороны могут вносить необходимые изменения, и указывается размер материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта);

изменение цен на продукцию после заключения контракта – риск снижения валового дохода (для снижения потерь в договорах поставки необходимо оговаривать условия и пределы возможности повышения цен после заключения договора, а также возможность отказа от продукции при резком повышении цены);

снижение спроса на продукцию – риск возникновения залежалых товаров, замедления оборачиваемости товаров, что в итоге приводит к ухудшению конечных результатов деятельности предприятия;

недобросовестность коммерческих партнеров – риск непредвиденных потерь (при заключении договоров с новыми партнерами необходимо уделить внимание их репутации в деловых кругах и важно в соответствии с законодательством устанавливать размер и порядок возмещения ущерба при неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров);

просчеты в коммерческой деятельности – риск недостижения запланированных экономических показателей, снижения эффективности коммерческой деятельности;

утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников предприятия, либо в результате шпионажа, предпринятого конкурентами; несовершенство маркетинговой политики, включая неполную и неверную информацию о конкурентах; недобросовестность конкурентов, использующих в конкурентной борьбе любые методы.

В условиях рыночной экономики становится актуальным сохранение коммерческой тайны, при которой засекречиваются отдельные коммерческие секреты – сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне предприятия и подлежащие защите от хищения, выведывания, утечки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: