Сущность оптовой торговли и ее функции




ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ

 

Сущность оптовой торговли и ее функции

 

Первым звеном реализации произведенного товара в канале распределения является оптовая торговля. ГОСТ 51303-99 определяет оптовую торговлю как «торговлю товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием».

Функции оптовой торговли в сфере товарного обращения с точки зрения распределения товарных потоков в территориальном (пространственном) аспекте и обеспечения эффективного функционирования территориального (регионального и локального) рынка следующие:

организация межрегиональных и региональных хозяйственных связей между производителями (изготовителями) и оптовыми покупателями;

организация перемещения товарных потоков в пространстве в соответствии с потребностями региональных рынков и населения территорий;

формирование ассортимента товаров в результате преобразования производственного ассортимента в торговый в соответствии с потребностями розничной торговой сети города;

формирование товарных запасов (выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей города. Хранение товаров может быть также вызвано сезонностью спроса на товар и даже сезонностью транспортной доступности – досрочный завоз в северные районы.);

формирование складской сети на пути движения товаров, транспортное обслуживание оптовых потребителей;

оказание услуг оптовым покупателям в хранении и регулировании товарных запасов;

информационное и консалтинговое обслуживание территориального рынка, создание информационной базы о производстве товаров, условиях поставки, ценах, вариантах перемещения;

маркетинговое обслуживание территориального рынка;

инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

кредитование производственных, коммерческих операций при формировании территориального рынка и др.

Развитие инфраструктуры рынка является необходимым условием действия рыночных механизмов, конкуренции, что побуждает к развитию производственной сферы, ее неразвитость, напротив, создает препятствия как для нее, так и для других видов деятельности. Как важнейший элемент формирующейся рыночной инфраструктуры города деятельность оптовой торговли оказывает значительное влияние на развитие и других ее
элементов.

Становление рыночного хозяйства в России, появление многоукладности в хозяйстве, возникновение множества самостоятельных, экономически независимых хозяйственных структур на потребительском рынке естественным образом включают механизм конкуренции, способный обеспечить динамичное развитие экономики. Усиление конкуренции среди посреднических оптовых структур способствует реализации и их социальных функций, поскольку их существование, конкурентоспособность, доходы зависят от удовлетворения спроса населения в нужных товарах в нужном месте и в нужное время.

Таким образом, достигается единство экономических и социальных целей развития.

Оптовая торговля обеспечивает перемещение товаров из сферы производства в сферу обращения, способствует развитию экономических связей между отдельными регионами страны, отраслями, производственными и торговыми предприятиями. Произведенные потребительские товары от предприятий-изготовителей в розничную торговлю поступают в основном через склады оптовой торговли или по крайней мере с ее участием.

Оптовая торговля ориентируется на потребности рынка, а также на достижение высоких экономических результатов. Ее основной задачей является организация своевременного и бесперебойного снабжения предприятий розничной торговли высококачественными товарами в соответствии с запросами конкретных групп потребителей.

Аккумулируя распыленные товарные ресурсы отдельных производителей, оптовое предприятие получает возможность формировать товарный ассортимент и снабжать розничное торговое предприятие в соответствии с их требованиями и спецификой. Оптовая торговля в рыночных условиях наиболее активно может играть роль организатора рынка, поскольку непосредственно связана с производителем и потребителем, имеет реальную информацию о спросе и предложении, тенденциях в их развитии, а значит – возможность реально оценить емкость рынка, формировать товарное предложение на потребительском рынке в соответствии с объемом и структурой спроса. Развивая процесс торгового обслуживания, увеличивая количество и качество предлагаемых товаров, оптовая торговля способствует не только удовлетворению спроса, но и его развитию.

Основные задачи оптовой торговли сводятся к посредничеству, передвижению товаров от производителей к потребителям. В условиях свободных рыночных отношений их содержание принципиально изменилось. Главенствующим моментом деятельности оптового звена является вовлечение имеющихся товарных ресурсов в оборот на основе конкуренции как товаропроизводителей, так и покупателей.

На протяжении многих десятилетий промышленность России была ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей в условиях закрытой экономики и централизованного распределения ресурсов, отсутствия конкуренции. Эти условия привели к неконкурентоспособности потребительских товаров и сильной зависимости отечественного рынка от импортного. Большая доля оптовых посредников ориентирована на закупку товаров у зарубежных производителей. Отечественный производитель в настоящее время борется за рынок сбыта. Особенно заметен этот процесс в пищевой промышленности.

Торговый посредник, в первую очередь, оптовый:

стимулирует производство, так как снижает или освобождает товаропроизводителей от риска потерять прибыль в результате непосредственных контактов с огромной массой потребителей, сглаживая неопределенность и непредсказуемость платежеспособного спроса, минимизируя возможные потери от несопряженности производства и потребления;

способствует поддержанию конкуренции на потребительском рынке, осуществляя выбор поставщиков исходя из экономической целесообразности выполнения ими договорных обязательств;

принимает участие в формировании издержек производства и цен на всех этапах продвижения товара, сокращая амплитуду этих колебаний;

снижает риск недопроизводства, обеспечивая синхронизацию ритма производства и ритма потребления, подверженных различных колебаниям, путем создания товарных запасов;

информирует товаропроизводителей относительно запросов потребителей и, участвуя в различного рода рекламной деятельности, влияет на выбор потребителями того или
иного товара;

снижает риск неплатежей, денежные доходы товаропроизводителей становятся более регулярными и не зависимыми от издержек при продаже товаров мелким покупателям.

Звенья оптовой торговли занимают промежуточное положение между производством и розничной торговлей, и функции оптовой торговли имеют поэтому двойственный характер: по отношению к предприятиям-производителям потребительских товаров и по отношению к предприятиям розничной торговли.

По отношению к производственным предприятиям оптовая торговля должна выполнять функции маркетингового исследования рынка потребительских товаров и обеспечения производства необходимой информацией о его перспективах. Оптовая торговля освобождает производителя от необходимости вступать в хозяйственные отношения с многочисленными потребителями. Путем создания необходимых товарных запасов она обеспечивает синхронизацию ритма производства и потребления, подверженных разнообразным сезонным колебаниям. По мере развития и укрепления оптовая торговля может участвовать в финансировании производства потребительских товаров.

По отношению к розничной торговле оптовые предприятия выполняют следующие функции.

Преобразование производственного ассортимента в торговый, при этом сравнительно узкий ассортимент выпускаемых промышленными предприятиями потребительских товаров преобразуется в широкую номенклатуру товаров, которая постоянно расширяется.

Хранение товарных запасов, в том числе и по товарам сезонного производства и сезонного потребления, организация доставки товаров в предприятия розничной торговли.

Информационное и консалтинговое обслуживание предприятий розничной торговли, а также кредитование своих покупателей, главным образом, за счет предоставления товарного кредита. Оптовая торговля должна оказывать розничным предприятиям комплекс услуг, помогая в реализации товаров (реклама товаров, организация предпродажного и послепродажного обслуживания технически сложных товаров, оказание помощи в реализации излишне завезенных товаров и т.д.).

Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют о том, что функционирование внутреннего рынка страны, отражающееся на многочисленных межотраслевых, региональных, межрегиональных и международных связях, немыслимо без участия оптовой торговли, выступающей в роли активного коммерческого посредника.

Основные преимущества оптовой торговли в том, что она располагает большими возможностями по маневренности товарными ресурсами, чем розничная. Рыночное пространство оптовой торговли начинается при завершении производства продукции промышленными и сельскохозяйственными производителями и заканчивается продажей и доставкой товаров предприятиям розничной торговли, а также промышленным потребителям.

Формирование товарного предложения в соответствии со спросом и по региональным рынкам страны возможно лишь силами крупных оптовых предприятий, которые могут эффективно организовать перемещение товарных ресурсов из районов производства в районы потребления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: