Почтовый опрос
Почтовый опрос – разновидность анкетирования, эффективный прием «заочного» сбора первичной эмпирической информации. Этот метод с успехом используется как для выяснения мнений населения, так и для получения экспертных оценок.
Важное преимущество почтового опроса:
– простота организации.
- уменьшает материальные расходы на исследование,
- позволяет одновременно опросить людей, проживающих на большой территории, в том числе в труднодоступных районах.
- психологический барьер исключен.
- не «давят» временные рамки.
Недостатки:
- неполный возврат анкет,
- мнения ответивших могут не совпадать с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе;
- респондент не сам заполняет анкету,
- вопрос «структурных смещений», которые могут произойти за счет так называемой «самовыборки»,
- невозможность для респондента уточнить смысл вопроса, если он не совсем понятен;
- невысокое качество ответов на так называемые «открытые вопросы».
Прессовый опрос
Прессовый опрос – разновидность заочного опроса. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Чаще всего используют два вида такого опроса: первый – с целью получения данных о читателях и их мнения о работе печатного органа; второй – через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
Телефонное интервью
Телефонное интервью, представляющее собой одну из форм опосредованного опроса.
Достоинства:
– оперативность (быстрое установление контакта с респондентом, отсутствие этапа размножения полевой документации и т.д.)
- низкая стоимость.
- устранение эффекта «третьих лиц».
- влияние интервьюера на ответы респондента в телефонном интервью ниже, чем при их непосредственном общении.
|
Недостатки:
- небольшая длительность: средняя продолжительность интервью не должна составлять более 15 минут. Поэтому с помощью телефона невозможно собрать глубинную информацию или мнения респондентов по широкому кругу вопросов;
- ограничения по числу и сложности вопросов в интервью;
- невозможность предъявления респондентам визуальной информации;
- при телефонном опросе юридических лиц практически невозможно получить достоверную информацию по некоторым вопросам, особенно если они касаются доходов фирмы, ее поставщиков и клиентов;
- телефонные опросы, как правило, не подходят для опроса руководителей высокого ранга (генеральный директор, коммерческий директор).
Телефонные интервью различаются по типу респондентов:
· интервью с физическими лицами;
· интервью с юридическими лицами.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Дисциплина: «Организация социологических исследований в молодежной среде»
Тема: «Метод опроса» (продолжение)
Преподаватель: проф. Шаповалова И.С.
Адрес для вопросов: shapovalova@bsu.edu.ru
Технология проведение почтового включает в себя несколько этапов.
· разработка и тиражирование анкет;
· формирование адресного списка рассылки;
· рассылка анкет;
· получение, обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу;
· аналитическое описание результатов опроса: по результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.
|
При проведении почтового опроса необходимыми элементами являются:
1. Уведомление (см. образец 1). Они направляются за 3–4 дня до отправления анкет и настраивают человека на участие в опросе. В уведомлении указывают, каким образом исследователи получили адрес респондента (например, по списку избирателей, в адресной книге и т.д.), чему будет посвящен опрос, какие цели ставят перед собой исследователи; подчеркивается важность участия данного респондента в опросе.
Образец 1
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемый (уважаемая)
Центр социологических исследований НИУ «БелГУ» проводит социологическое исследование. Его цель – изучение читательской аудитории, более полный учет интересов подписчиков при подборе публикуемых в газете материалов.
Социологический опрос будет проведен по анкете, которую через несколько дней мы вышлем по Вашему адресу. Просим Вас принять участие в опросе.
Ваш адрес был выбран случайно из адресов пяти тысяч человек, обращавшихся в газету в прошлом году.
Заранее благодарим за участие в почтовом опросе.
С уважением...
2. Одновременно с рассылкой анкет в том же конверте высылаются другие документы. Среди них обязательно должно присутствовать сопроводительное письмо. Здесь, обращаясь к респонденту по фамилии или имени и отчеству, следует повторить просьбу об участии в почтовом опросе, подробно изложить цели исследования, подчеркнуть его практическую направленность, обратить внимание потенциального респондента на анонимность анкеты (нужно или нет подписывать возвращаемую анкету). Обязательно приводятся адрес и телефон исследовательской организации, что при необходимости позволит респонденту получить дополнительную информацию об исследовании, о правилах заполнения анкеты (см. образец 2).
|
Образец 2
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
Уважаемый (уважаемая)
Несколько дней назад мы направили Вам письмо, в котором просили Вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом Центром социологических исследований НИУ «БелГУ».
Просим заполнить прилагаемую анкету и выслать ее нам. Маркированный конверт с нашим адресом приложен.
Анкета – анонимная. Вы можете не подписывать ее и не указывать свой адрес.
Ваши ответы будут способствовать улучшению работы редакции, совершенствованию деятельности газеты в целом.
Заранее благодарим за участие в социологическом исследовании.
С уважением…
3. Рекомендуется высылать небольшое символическое вознаграждение (календарь, схему маршрутов общественного транспорта, линий метрополитена и др.), подчеркнуть внимание к респонденту. Это увеличит возврат анкет.
4. Вместе с анкетой респонденту непременно отправляют конверт с напечатанным на нем адресом исследовательской организации, для того чтобы респондент в этом конверте выслал заполненную анкету
5. Примерно через 2–3 недели после отправки анкет высылается напоминание (см. образец 3).
Образец 3
НАПОМИНАНИЕ
Уважаемый (уважаемая)
Ранее Вам была выслана социологическая анкета с письмом, содержавшим просьбу принять участие в социологическом опросе. К анкете прилагались маркированный конверт с нашим адресом и сигнальная карточка. Если Вы еще не успели за полнить анкету и выслать ее нам, убедительно просим сделать это в ближайшие дни.
Мы уверены, что Ваши ответы будут содействовать улучшению работы редакции.
Заранее благодарим за участие в почтовом опросе.
С уважением...
Очень важно заранее выяснить на почте сроки прохождения почтовых отправлений до респондентов и отправить анкеты так, чтобы опрашиваемые получили ее в конце трудовой недели: это повышает вероятность скорого заполнения анкеты.
Технология проведения телефонного интервью включает в себя несколько этапов.
· разработка анкет;
· формирование выборки: выборка может быть репрезентативной (полностью соответствующей по своим характеристикам генеральной совокупности, но меньше по размерам) либо целевой (когда опрашиваются только люди, соответствующие определенным критериям). Поиск респондентов, необходимых для опроса, ведется по списку телефонных номеров. Список телефонных номеров разных АТС, составляется, как правило, специальной компьютерной программой заранее, с определенным шагом, в зависимости от размера выборки;
· подготовка интервьюеров;
· полевое исследование и контроль качества. Телефонный опрос проводится специально подготовленными интервьюерами, которые заносят ответы респондента в анкету (печатную либо электронную, на экране монитора);
· обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу;
· аналитическое описание результатов интервью: по результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.