Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
на _____________ учебный год
1 класс
Учитель: ______________,
МОУ «СОШ №65
им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ»
Магнитогорск, _______ год
Пояснительная записка
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1
Всего часов на изучение программы: 40
Количество часов в неделю: в объёме 4 часа
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы по окружающему миру и на основе документов:
· Комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. «Литературное чтение» Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2008г.
· Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий «Литературное чтение», М.: Просвещение, 2011 г.
- Примерные программы начального общего образования. 2 части. М.: Просвещение 2010 г.
· Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. № 17785);
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. № 17785);
· О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г. № 19707);
|
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
· Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013–2014 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области
· приказа «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях от 31 июля 2009 года 103/3404»
· положения о разработке рабочих программ по МОУ СОШ № 65 от 5 сентября 2013 г.
· Учебный план МОУ СОШ № 65 на 2013-14 учебный год
Цели изучения курса
Главной целью является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Эта цель успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.
|
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.
Основными задачами реализации содержания предмета являются
- целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
- свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
- приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
- формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
- обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
- научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
- развивать интерес к литературному творчеству;
- духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Общие принципы, реализующие указанные цели:
- принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
- принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
- принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
- принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
- принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
- культурно-исторический принцип;
- принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
|
Учебно-методический комплекс
УМК. "Перспектива".
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:
Для учителя:
Примерные программы начального общего образования.2 части. М.: Просвещение 2010 г.;
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
Л.Ф Климанова Уроки чтения. 1 класс. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2010 г.
Для учащихся:
Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011 г. в 2-х частях.
Л.Ф. Климанова и др. Рабочая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов», 1 класс, М.: «Просвещение», 2010 г;
Л.Ф.Климанова, Т.Ю. Коти. Творческая тетрадь «Литературное чтение», 1 класс, М.: «Просвещение», 2011 г;
Л.Ф.Климанова. Читалочка. Дидактический материал. М.: «Просвещение», 2011г.
Ресурсы Интернета:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
Федеральный портал «Российское образование»;
Центр информационно-образовательных ресурсов;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
Сайт УМК «Перспектива» https://www.prosv.ru/umk/perspektiva.
Сайт «Начальная школа» https://1-4.prosv.ru
Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента:
Тематика содержания национально-регионального компонента соответствует требованиям письма министерства образования Челябинской области «Об организации учебного процесса в начальной школе в 2007-2008 учебном году» от 23 июля 2007г. № 391, приложению № 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.09 № 103/3431.
Содержание НРК, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны. На уроках чтения ребёнок знакомится с понятием «малая родина», с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведении, находит схожесть проявления любви к ней в произведениях разных народов России, приобщается к культурным, духовно-нравственным традициям народов Урала. При реализации НРК учитель использует хрестоматию для учащихся 1-4 класса «Литература родного края», составитель А.Б. Горская.
Класс Учебный предмет | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Окружающий мир | 6 ч | 7 ч | 7 ч | 7 ч |
Круг детского чтения- произведения устного народного творчества разных народов, произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России, в том числе произведения уральских авторов, и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Жанровое разнообразие произведений - русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины предназначены для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения
Литература родного края | Литературное чтение | «Литература родного края:»-хрестоматия для учащихся 1-4 кл./Сост. А.Б.Горская- Челябинск: «Взгляд», 2007 г. |
Национально-региональный компонент представлен следующими темами: