Нетарифное регулирование, т.е. действия государства, которые не влияют напрямую на цену товаров и ВЭД, включает ряд направлений, представленных на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Структура нетарифного регулирования
Лицензирование внешнеэкономических операций определяется как комплекс административных действий органа исполнительной власти по вопросам экономической политики по предоставлению разрешения на осуществление субъектом внешнеэкономической деятельности экспорта (импорта) товаров.
Лицензирование и квотированиеэкспорта и импорта вводятся государством самостоятельно в лице ее государственных органов в следующих случаях (рис. 1.6).
В зависимости от наличия количественного ограничения на объем операций выделяют следующие виды лицензирования (рис. 1.7).
Автоматическое лицензирование определяется как комплекс административных действий органа исполнительной власти по вопросам экономической политики по предоставлению субъекту ВЭД разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, в отношении которых не устанавливаются квоты (количественные или другие ограничения).
Рис. 1.6. Общие основания для лицензирования экспорта-импорта
Рис. 1.7. Виды лицензирования
Автоматическое лицензирование экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии не оказывает ограничительного воздействия на товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию. Автоматическое лицензирование импорта должно быть отменено в случае прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, а также в случае существования других процедур, с помощью которых можно решить задачи, для решения которых вводится автоматическое лицензирование.
|
Неавтоматическое лицензирование определяется как комплекс административных действий органа исполнительной власти по вопросам экономической политики по предоставлению субъекту ВЭД разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, относительно которых устанавливаются определенные квоты (количественные или другие ограничения).
Неавтоматическое лицензирование экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии используется в случае установления квот (количественных или других ограничений) на экспорт (импорт) товаров.
Особенности процедуры лицензирования представлены в табл. 1.9.
Таблица 1.9
Особенности процедуры лицензирования
Автоматическое лицензирование | Неавтоматическое лицензирование |
1) заявка на получение лицензии и другие необходимые документы могут подаваться в любой рабочий день до таможенного оформления товаров; 2) срок выдачи лицензии не должен превышать установленного законодательством количества рабочих дней от даты получения заявки и других необходимых документов, соответствующих установленным требованиям | 1) срок рассмотрения заявок не должен превышать установленного законодательством количества дней от даты получения заявки, если они рассматриваются в порядке их поступления, и не более установленного законодательством количества дней, начиная с даты получения заявки / окончания объявленного срока приема заявок, если все они рассматриваются одновременно; 2) лицензиявыдается на основании заявки в пределах квоты |
|
По содержанию и параметрам лицензии и квоты подразделяются на несколько видов, представленных в табл. 1.10.
Таблица 1.10
Виды лицензий и квот
Лицензии | Квоты | ||
Генеральная | открытое разрешение на экспортные (импортные) операции по определенному товару (товарам) и/или с определенной страной (группой стран) в течение периода действия режима лицензирования по этому товару (товарам) | Глобальные | квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) без определения конкретных стран (групп стран), куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется. |
Разовая | разовое разрешение, имеющее именной характер и выдается для осуществления каждой отдельной операции конкретным субъектом ВЭД на определенный период | Групповые | квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) с определением группы стран, куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется. |
Открытая | разрешение на экспорт (импорт) товара в течение определенного периода времени (но не менее одного месяца) | Индивидуальные | квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) с определением конкретной страны, куда товар может экспортироваться или из которой он (они) могут импортироваться |
Антидемпинговая | право на импорт в страну течение установленного срока определенного товара (товаров), являющегося объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер | Антидемпинговые | предельный объем импорта в страну определенного товара (товаров), являющегося объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер |
Компенсационная | право на импорт в страну в течение установленного срока определенного товара (товаров), являющегося объектом антисубсидиарного расследования и / или компенсационных мер | Компенсационные | предельный объем импорта в страну определенного товара (товаров), являющегося объектом антисубсидиарного расследования и/или компенсационных мер, который разрешено импортировать в страну |
Специальная | право на импорт в страну течение установленного срока определенного товара (товаров), являющегося объектом специального расследования и/или специальных мероприятий | Специальные | предельный объем импорта в страну определенного товара, являющегося объектом специального расследования и/или специальных мер, который разрешено импортировать в страну |
|
По каждому виду товара может устанавливаться только один вид квоты.
Решение об установлении режима лицензирования и квотирования экспорта (импорта) принимается высшим законодательным органом государства по представлению Кабинета Министров с определением списка конкретных товаров, которые подпадают под режим лицензирования и квотирования, и сроков действия этого режима по каждому из товаров. Лицензии выдаются профильным министерством.
Лицензирование операций по перемещению валютных средств между субъектами внешнеэкономической деятельности с целью инвестиций и/или предоставление (получение) кредитов осуществляется Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики.
Запрещается одновременное установление по одним и тем же товарам режима лицензирования и квотирования, режима налогообложения экспорта (импорта).
Лицензии выдаются на основании заявок субъектов ВЭД, составленных соответственно форме, утвержденной профильным министерством.
Перечень документов, необходимых для получения лицензии:
1) заявка;
2) письмо-обращение относительно оформления лицензии в произвольной форме с гарантией оплаты государственного сбора за ее оформление на официальном бланке субъекта ВЭД – заявителя за подписью его руководителя;
3) копия контракта, все приложения и спецификации к нему, заверенные в установленном порядке руководителем субъекта предпринимательской деятельности;
4) копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная руководителем субъекта предпринимательской деятельности;
5) согласование соответствующего уполномоченного на это учреждения в случае коммунального или государственного предприятия;
6) акт экспертизы товара, выданный Торгово-промышленной палатой с определением кода товара согласно УКТ ВЭД;
7) выдача лицензии осуществляется при наличии документа, который подтверждает оплату государственного сбора.
Заявка на лицензию должна иметь следующие реквизиты: номер заявки, официальное наименование субъекта ВЭД, наименование и код товара (товаров), изготовитель, потребитель товара, шифр и название страны (стран), в которую (которые) товар экспортируется или из которой (которых) он импортируется, срок действия, количество или стоимость товара (в случае квотирования экспорта и импорта и выдачи открытой индивидуальной лицензии), таможня, полное наименование и адреса продавца и покупателя, вид соглашения, валюта платежа, единица измерения товара, цена товара, согласование, имя руководителя подателя, орган, который выдал лицензию, особые условия лицензии.
В случае принятия решения о выдаче лицензии на бланке заявки отмечается номер и вид лицензии, подпись должностного лица, которое выдало лицензию, и печать соответствующего учреждения. Бланк заявки, на котором проставленные указанные выше реквизиты, являются документом, который удостоверяет наличие лицензии.
Наличие у заявителя контракта, заключенного к принятию решения о выдаче лицензии, не является основанием для ее выдачи.
Решение по заявке на лицензию регистрируется в Государственном реестре экспортных и импортных лицензий, содержание которого открыто для субъектов внешнеэкономической деятельности. Решение об отказе в выдачи лицензии должно быть мотивированным и направляется (выдается) подателю в письменной форме.
Из-за отсутствия зарегистрированного решения по заявке на лицензию в установленный законом срок или в случае необоснованности отказа в выдачи лицензии податель заявки может обратиться за защитой своих прав в арбитражные или судебные органы государства. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина, размер которой устанавливается Кабинетом Министров и который должен отвечать фактическим затратам государства на осуществление операций по выдаче лицензии.
Профильное министерство не имеет права требовать у подателя дополнительной информации, кроме той, которая размещается в заявке.
В случае введения режима квотирования заявки на индивидуальные лицензии рассматриваются профильным министерством в порядке их поступления, обусловленном соответственно датам их регистрации.
Если на момент поступления заявки установленная квота исчерпана, принятие и регистрация заявок не осуществляются. О факте исчерпания квоты должно быть официально сообщено субъекту ВЭД, который подал соответствующую заявку, на протяжении семи рабочих дней с момента ее исчерпания.
Копия лицензии прилагается к грузовой таможенной декларации, если это является основанием для пропуска через таможню грузов, которые подпадают под режим лицензирования и квотирования. Органы государственного таможенного контроля направляют на протяжении трех рабочих дней в профильное министерство сообщение о прохождении через таможенную границу товаров, которые подлежат лицензированию и квотированию.
Запреты и ограничения по отношению к экспорту и импорту. Государством могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и/или импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:
1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
3) сохранение культурного наследия народа;
4) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
6) обеспечение национальной безопасности;
7) защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса;
8) выполнение международных обязательств государства.
Перечень запретов и ограничений на осуществление ВЭД представлен в табл. 1.11 [5,6].
Таблица 1.11
Запреты и ограничения в отношении экспорта, импорта
Запрещено | Ограничено |
1) экспорт с территории государства предметов, составляющих национальное, историческое, археологическое или культурное достояние народа, определяется согласно законам государства; 2) импорт или транзит любых товаров, о которых заранее известно, что они могут нанести вред общественной морали, здоровью или представлять угрозу жизни населения, животному миру и растениям, или привести к причинению вреда окружающей природной среде, если в отношении транзитных товаров не приняты необходимые меры для предотвращения такого вреда; 3) импорт продукции и услуг, содержащих пропаганду идей войны, расизма и расовой дискриминации, геноцида и тому подобное, которые противоречат соответствующим нормам Конституции государства; экспорт исчерпаемых природных ресурсов, если ограничения также применяются к внутреннему потреблению или производству; 4) экспорт и импорт товаров, осуществляемых с нарушением прав интеллектуальной собственности; 5) экспорт с территории государства товаров в пределах выполнения решений Совета Безопасности ООН о применении ограничений или эмбарго на поставки товаров в соответствующее государство | 1) не допускается вывоз гражданами за границы таможенной территории государства независимо от общей стоимости: § товаров, в отношении которых в соответствии с законодательством государства применяются меры тарифного и нетарифного регулирования экспорта; § товаров, на которые установлены государственные дотации, кроме предметов личного пользования; 2) вывоз драгоценных металлов (за исключением банковских металлов, памятных и юбилейных монет из драгоценных металлов), драгоценных камней и изделий из них, а также культурных ценностей с целью их отчуждения разрешается в установленном порядке; 3) изготовление (производство), хранение, реклама, распространение, приобретение продукции, содержащей детскую порнографию, ввоз, вывоз, транзит через территорию государства, почтовая пересылка такой продукции. |
Паратарифное регулирование ВЭД. Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, налог на добавленную стоимость и акцизы.
В некоторых странах имеются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.
Паратарифные методы, как правило, официально не связывают с целями регулирования внешней торговли (как, например, таможенные пошлины), однако их воздействие нередко оказывается весьма существенным.
Меры контроля цен представляют собой действия против искусственного занижения цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).
Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего отраслей аграрного сектора) могут применяться скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.
Антидемпинговые процедуры представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.
Ценовые преференции устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.
Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).
Методы скрытого протекционизма. Количественные ограничения являются альтернативой тарифов при регулировании внешнеэкономической деятельности, однако существуют другие нетарифные методы, которые применяются относительно импортной продукции параллельно с системой таможенного регулирования. Контроль за применением некоторых из них положен на таможенные органы. Данную группу нетарифных ограничений иногда называют «скрытыми методами протекционизма».
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которых страны в одностороннем порядке ограничивают импорт или экспорт, их можно классифицировать на четыре основные группы: политика государственных закупок; внутренние налоги и сборы; требования национального содержимого; технические барьеры [7].
Политика в рамках государственных закупок – это один из методов скрытого протекционизма, который базируется на тезисе «покупка только отечественных товаров». Т.е. государственные органы и предприятия могут покупать определенные товары лишь у национальных производителей, даже если они более дорогие, чем импортные.
Внутренние налоги и сборы направлены на повышение цены реализации импортного товара с целью потери его конкурентоспособности. Употреблять данное мероприятие могут как центральные, так и местные органы государственной власти. Налоги могут быть прямыми (налог на промысел, налог на продажу импортных товаров) или косвенными (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, сбор за таможенное оформление, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы сыграют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются исключительно на импортные товары, то есть относительно национальных товаров действует совсем другая система налогообложения. Если страна ставит цель создать равные стартовые условия для конкуренции национальных и импортных товаров, то действует одинаковая система налогообложения.
Решая проблему защиты национального рынка от конкуренции иностранных товаров, правительства некоторых стран проводят замену импорта внутренним производством, вводя местные требования к определенным отраслям и сферам деятельности. Эти ограничительные барьеры получили название «требования о содержании местных компонентов». Суть их состоит в том, что государство законодательно устанавливает определенный процент стоимости товара, который должен обеспечиваться местным производством.
Сертификацияэкспортно-импортной продукции. Большинство средств нетарифного регулирования возникли как инструменты внешнеторговой политики, причиной же технических барьеров стало существование различия между национальными промышленными стандартами, системами измерения и инспекций качества, требованиями технической безопасности, санитарно-ветеринарными нормами, правилами маркировки и упаковки товаров. Но с течением времени их использование получило сугубо протекционистский характер. То есть технические барьеры стали одним из активных элементов системы препятствий на пути импорта в страну. Активизация в использовании этого инструмента поясняется тем, что данные препятствия, во-первых, довольно сложно обнаружить, во-вторых, они по-разному действуют относительно разных стран и товаров. Чем более сложный по техническим параметрам товар, тем проще создать систему препятствий для его импорта в страну.
Существование различий, по которым, с одной стороны, конкуренция заставляет все чаще использовать технические барьеры как средство внешнеторговой политики, а с другой – интернационализация хозяйственной жизни диктует необходимость унификации норм и правил относительно товаров, привело к тому, что технические барьеры стали объектом международных переговоров, как на двустороннем уровне и на уровне интеграционных объединений, так и в рамках международных организаций ГАТТ /СОТ/ ЮНКТАД.
В рамках «Токийского раунда» ГАТТ, был подписан Кодекс по стандартам. Цель данного законодательного акта – избегание дискриминационного использования стандартов, требований к упаковке и маркировке товаров, систем сертификации и испытание качества товаров. Предполагается, что они должны формироваться и использоваться таким образом, чтобы не препятствовать международной торговле. Для этого относительно импортных товаров целесообразно использовать одни и те же стандарты, административные процедуры и требования сертификации, что и к товарам национального производства. В связи с этим страны взяли на себя такие обязательства:
не использовать стандарты и технические регламенты с протекционистской целью, а при их разработке учитывать существование международных стандартов;
предоставлять товарам стран-участниц национальный режим относительно действия стандартов и технических регламентов;
не дискриминировать другие государства относительно доступа к национальным методам испытания и системам сертификации товаров;
обеспечить там, где это возможно, признание государственными органами стран-участниц результатов испытаний, сертификатов и знаков соответствия стандартам, которые выдаются компетентными органами других государств.
Положение Соглашения вменяет в обязанность всех участников доводить до сведения о нововведении в стандартах (так называемая «нотификация»), которые отличаются от международных или потенциально могут значительно влиять на торговлю других стран-участниц, а также новые системы сертификации. Для этого в каждой стране-участнице может быть создана справочно-информационная служба, которая обязана предоставлять информацию любому государству-участнику Соглашения.
В последние годы среди технических барьеров наиболее распространенными становятся требования и нормы, связанные с безопасностью товаров, среди которых особая роль отводится соблюдению санитарно-гигиенических норм и требований (табл. 1.12).
Таблица 1.12
Виды техничного контроля
Вид контроля | Подконтрольные объекты |
Обязательная сертификациякачества | электробытовое и аналогичное оборудование и комплектующие изделия, светотехническая продукция и комплектующие изделия к ним, ручные электромеханические машины, переносные станки и инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками аппаратура радиоэлектронная бытовая средства вычислительной техники, специальные средства самозащиты, оборудование технологическое для пищевой, мясо-молочной промышленности, предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков, медицинская техника, моющие средства, сельскохозяйственная техника, подъемные сооружения и крановая продукция, товары легкой промышленности детского ассортимента, пищевая продукция и продовольственное сырье, в т.ч. ликеро-водочные изделия, спирты, нефтепродукты, строительные материалы, изделия и конструкции, трубы и баллоны, гостиничные услуги и услуги питания, предоставляемые субъектами туристической деятельности, техника радиационная, химические источники тока, оружие огнестрельное охотничье и спортивное, изделия пиротехнические бытовые, кабельно-проводниковая продукция |
Продолжение табл. 1.12
Санитарно-эпидемиоло-гический контроль | ввоз из-за границы сырья, продукции (изделия, оборудование, технологические линии и т.п.) и реализацию и использование их в стране; транзит через территорию страны химических, биологических, радиоактивных, других опасных для здоровья населения видов сырья, полезных ископаемых, веществ и материалов (в том числе нефти и нефтепродуктов, природного газа) |
Фитосани-тарный контроль | семена и посадочный материал сельскохозяйственных, лесных, декоративных цветочных и дикорастущих культур, растения и их части (черенки, луковицы, клубни, корневища, коры и т.п.), свежие овощи, фрукты, картофель, плоды и бахчевые, продовольственное, фуражное, техническое зерно, солод, шрот, комбикорма, жмых, копра, тапиока, табак, волокно хлопка, льна и других прядильно-волокнистых культур, шерсти немытой и нечесанной, кожсырья, не прошедшей химическую обработку, лекарственное растительное сырье, рис, крупы, орехи, арахис, мука и изделия из него, кофе-зерно, какао-бобы, кондитерские изделия, чай, пряности, специи, лавровый лист, которые могут быть носителями вредителей, болезней растений и сорняков, сушеные овощи, фрукты, грибы, культуры живых грибов, бактерий, вирусов, нематод, клещей, которые являются возбудителями и носителями болезней растений, а также насекомых, причиняющих вред живым растениям и продукции растительного происхождения, коллекции насекомых, возбудителей болезней растений, гербарии и коллекции семян, растительные вложения в почтовые отправления, багаж пассажиров, древесина и химически необработанные изделия из нее, пиломатериалы, тара и контейнеры, поступающие из стран распространения рода трогодерма (trogoderma), монолиты и образцы почв, фураж (сено, комбикорм, подстилка и др.), что используется при ввозе скота из-за рубежа, срез живых цветов |
Ветеринарный контроль | животные и птицы всех видов, продукты и сырье животного происхождения, рыбы, пчелы, шелкопряд, корма и кормовые добавки, биопрепараты, ветеринарные лекарственные средства, штаммы микробов, вирусов и грибов, токсинов и т.п. |
Экологичес-кий контроль | транспортные средства, грузы, сырье, отходы, химические соединения, токсичные химические, радиоактивные и другие опасные для окружающей природной среды и здоровья людей вещества, средства защиты растений и агрохимикаты, все виды диких животных, водных живых ресурсов и растений, зоологические, ботанические, минералогические коллекции, охотничьи трофеи |
Гомологичес-кий контроль | 1) драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т.п); 2) драгоценные камни – природные и искусственные (синтетические) минералы в сырье, необработанном и обработанном виде (изделиях): а) первого порядка – алмаз, рубин, сапфир синий, изумруд, александрит; б) второго порядка – демантоид, эвклаз, жадеит (империал), сапфир розовый и желтый, опал благородный черный, шпинель благородная; |
Продолжение табл. 1.12
в) третьего порядка – аквамарин, берилл, кордиерит, опал благородный белый и огненный, танзанит, топаз розовый, турмалин, хризоберилл, хризолит, цаворит, циркон, шпинель; г) четвертого порядка – адуляр, аксинит, альмандин, аметист, гессонит, гроссуляр, данбурит, диоптаз, кварц дымчатый, кварц розовый, клиногумит, хрусталь горный, кунцит, морион, пироп, родолит, скаполит, спессартин, сподумен, топаз голубой, винный и бесцветный, фенакит, фероортоклаз, хризопраз, хромдиопсид, цитрин; 3) драгоценные камни органогенного образования – жемчуг и янтарь в сырье, необработанном и обработанном виде; 4) полудрагоценные камни – природные и искусственные (синтетические) минералы, органогенные образования и горные породы в сырье, необработанном и обработанном виде (изделиях): а) первого порядка – бирюза, жадеит, лазурит, малахит, молдавит, нефрит, тигровый и кошачий глаз, хаулит, хризокола, цоизит, чароит; б) второго порядка – агат, амазонит, гагат, гематит, дерево окаменелое, джеспилит, эгирин, эпидозит, кахолонг, кварцит цветной, кремень цветной, оникс мраморный, опал, пегматит, пирофилит, родонит, сердолик, серпентинит, скарни цветные, содалит, халцедон, шпаты иризирующие полевые, яшма |
В основном, они действуют относительно импорта сельскохозяйственных товаров, пищевых продуктов, животных, медикаментов, предметов парфюмерии и косметики, ядохимикатов и некоторых других товаров.
Все эти нормы формально не связаны с внешнеторговой политикой и направлены на здравоохранение населения, животного и растительного мира, но они являются довольно серьезным препятствием на пути импорта. Как и другие средства скрытого протекционизма, санитарно-гигиенические нормы и стандарты используются как к товарам иностранного, так и национального происхождения. Очень важно доказать, что является причиной применения конкретной нормы – защита здоровья потребителей или защита позиций национальных производителей. Решающим в данном разе является сравнение влияния конкретной нормы на национальную продукцию и на импортный товар.
Проводя внешнеэкономическую политику, каждая страна мира предусматривает создание системы мероприятий по защите национального рынка от некачественных товаров. Подпочвой для построения данной системы является сертификацияэкспортно-импортной продукции на соответствие требованиям безопасности страны в зависимости от группы товаров, качественные характеристики устанавливаются национальными органами контроля общепринятыми в торговой практике способами: по национальному стандарту, техническим условиям, по образцу, по описанию, по предварительному осмотру, по содержанию отдельных веществ, по выходу готового продукта, по натуральной массе, по экологическим признакам и т.п.
Существование определенных отличий в санитарно-технических нормах разных стран побуждают к созданию санитарно-ветеринарных служб, которые регламентируют ввоз товаров, требуют от экспортера предоставление сертификата, который содержит детальные данные о производстве товара, его составе, технических параметрах. Вместе с тем они могут отказать в признании данного сертификата и принудить экспортера проводить продолжительную и дорогую экспертизу в данной стране. Все это, без сомнения, дискриминирует иностранную продукцию.
В рамках ЕС была принята специальная директива, соответственно которой к торговой сети допускается только и продукция, которая не несет угрозы для здоровья и жизни потребителей. Производители должны информировать покупателей о возможном риске. За допуск на рынок опасных товаров накладываются большие штрафы.
Несмотря на то, что в рамках международных организаций, таких как Всемирная организация здоровья (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), а также ВТО, делаются попытки по выработке унифицированных принципов и норм в данной сфере (В 1975 г. ВОЗ приняла «Схему аттестации фармацевтических продуктов, которые являются объектом международной торговли». Страны, которые присоединилось к схеме, согласились с тем, что импортированный товар должен иметь сертификат, который выдан компетентными организациями страны экспорта, на основе которого страна, которая импортирует товар, решает вопрос его допуска на национальный рынок), использование всего комплекса санитарно-ветеринарных норм в торгово-политических целях многосторонними международными соглашениями не регламентируется, то есть эти нормы становятся мерами конкурентной борьбы за рынки. При этом следует подчеркнуть такую закономерность: чем выше уровень экономического развития страны, тем более жесткие санитарно-гигиенические требования предусмотрены относительно импорта.
Товары, которые импортируются на внутреннюю территорию государства, подлежат обязательной сертификации на соответствие фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим нормам, если того требует действующее законодательство.
В случае импорта товаров, которые не имеют аналогов в стране, субъект ВЭД, который осуществляет импорт (или иностранный субъект хозяйственной деятельности), который осуществляет экспорт, должен предъявить сертификат, который удостоверяет соответствие фармакологических, санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и экологических характеристик этого товара действующим международным и национальным стандартам и требованиям страны, которая является ведущей в экспорте этого товара. Мировая практика свидетельствует, что испытание на соответствие нормам безопасности проводится за счет средств фирм производителя или по его поручению – резидентом.
Иностранные субъекты хозяйственной деятельности могут предъявить сертификаты, которые удостоверяют соответствие товара стандартам и требованиям, которые действуют в стране иностранного экспортера, в том случае, если государство заключило соглашение с соответствующим другим государством о взаимном признании результатов испытаний и сертификации продукции.
На данное время сертификациянеобходима для таких видов продукции: сельскохозяйственная продукция; нефтепродукты; линолеум ПХВ; окна и двери, комплектующие к ним; ткани для детского ассортимента; тракторы малогабаритные; машины вычислительные электронные; велосипеды; легковые автомобили; игрушки. Пропуск товаров и других предметов, подконтрольных Государственному комитету, осуществляется при наличии сертификата соответствия или свидетельства о признании.
Документами, которые подтверждают соответствие товара обязательным требованиям нормативных документов и дают право на ввоз этого товара на внутреннюю территорию являются:
сертификат соответствия (далее сертификат), выданный органом по сертификации по результатам сертификации товара;
свидетельство о признании иностранного сертификата (далее свидетельство о признании), выданное органом из сертификации по результатам признания иностранного сертификата.
Пропуск таможенными органами на таможенную территорию продукции, которая подлежит обязательной сертификации, осуществляется при условии представления соответствующему таможенному органу сертификата или свидетельства о признании, выданного соответствующими органами по сертификации.
Сертификат или свидетельство о признании (оригинал и его копия, заверенная подписью руководителя и печатью органа из сертификации) подается в таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель товара, вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для таможенного оформления соответствующего товара.
Одним из нетарифных барьеров относительно импорта товаров, которые в последнее время приобрел широкое распространение, стала маркировка и упаковка товаров. Во многих странах созданы сложные системы национальных требований к упаковке импортированных товаров. Они определяют размеры, массу, форму, объем информации, которую должна содержать маркировка товаров. Такие требования обычно отвечают национальным особенностям производства и потребления товаров.