Режим государственной границы





В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» режим государственной границы устанавливается данным законом, другими законодательными актами — о правовом положении иностранных граждан, о порядке въезда в Россию и выезда из нее, Таможенным кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и др., а также международными договорами Российской Федерации.

Режим государственной границы - совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм, регулирующих порядок пересечения государственной границы, плавания и пребывания гражданских судов, военных кораблей в территориальных и пограничных водах, захода и пребывания гражданских кораблей во внутренних водах, содержания границы, ведения на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности и разрешения пограничных инцидентов.

Важнейшими элементами режима сухопутной границы являются ее содержание и пересечение. В интересах надлежащего содержания государственной границы Пограничной службой отводится земельная полоса, проходящая вдоль государственной границы; регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров; оборудуются пограничные просеки; проводятся совместные с сопредельным государством проверки прохождения государственной границы.

Для осуществления контроля, связанного с пересечением государственной границы, в пунктах пропуска создаются специальные органы: контрольно-пропускные пункты пограничной службой, таможенные учреждения и органы санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами, перемещение через государственную границу товаров и иных грузов осуществляются через пункты пропуска, устанавливаемые международными договорами России или решением Правительства РФ. Пропуск лиц через государственную границу осуществляется по действительным документам на право въезда и выезда. Порядок пропуска грузов, транспортных средств регулируется национальным законодательством и международными соглашениями. Этими соглашениями может быть установлен упрощенный порядок пропуска лиц, транспортных средств и грузов через границу.

Пограничная служба вправе сопровождать транспортные средства при пересечении границы, проверять документы, осуществлять личный досмотр и досмотр ручной клади, багажа, грузов, задерживать лиц, пытавшихся незаконно пересечь границу, пресекать незаконный провоз запрещенных для ввоза или вывоза предметов, валютных ценностей, печатных и иных материалов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну России.

Вопросы содержания государственной границы обычно решаются в соглашениях сопредельных государств по пограничным вопросам. Соглашения предусматривают наряду с односторонними осмотрами пограничных знаков и просек и совместные осмотры, срок проведения которых определяется сторонами по договоренности.

Соглашениями государств определяется также и порядок ведения работ и хозяйственной деятельности в пограничной местности (охота, изыскательские горные, взрывные и другие работы, связанные с обрушением или перемещением горной породы и грунта, и др.).

В отличие от режима государственной границы пограничный режим (режим пограничной зоны, территориального моря и внутренних вод Российской Федерации) служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы. Он включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности в этой зоне; проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учета и содержания маломерных самоходных и несамоходных средств и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения в территориальных и внутренних водах, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в этих водах. В пограничную зону включается полоса местности шириной до 5 км вдоль государственной границы; пределы ее определяются и предупреждающие знаки устанавливаются решениями органов субъектов Федерации[4] (з-н «О Государственной границе»).

Режим в пунктах пропуска через государственную границу устанавливается для создания необходимых условий пограничного, таможенного и иного вида контроля и включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц и транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Нормами внутригосударственного права регулируется также заход, пребывание иностранных невоенных судов и военных кораблей в портах Российской Федерации, производство грузовых и пассажирских операций, сход на берег членов экипажей, пассажиров и др.

В соответствии с соглашениями о режиме государственной границы из офицеров Пограничной службы ФСБ РФ по представлению Правительством назначаются пограничные представители Российской Федерации для решения вопросов, связанных с поддержанием режима государственной границы, своевременным и оперативным урегулированием пограничных инцидентов. Их имена и место официального пребывания сообщаются сторонами друг другу в дипломатическом порядке. Сведения о своих помощниках пограничные представители сами сообщают друг другу. Как правило, пограничными представителями назначаются командиры пограничных отрядов. Кроме заместителей и помощников в его аппарат включаются секретарь, переводчики, эксперты и другие сотрудники. Пограничные представители руководствуются в своей деятельности нормами Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», Положения о пограничных представителях Российской Федерации, утвержденного Правительством РФ 15 мая 1995 года, и другими актами, а также нормами договоров с сопредельными государствами, специальный раздел которых посвящен этому институту.

Важнейшей задачей пограничных представителей являются обеспечение соблюдения международных договоров и соглашений по режиму государственной границы и урегулирование пограничных инцидентов. Под пограничными инцидентами понимаются происшествия на границе, возникшие в результате незаконных действий жителей приграничных районов, военнослужащих, властей той или иной стороны, выражающиеся в различных нарушениях режима границы или соглашений по пограничным вопросам. Пограничными инцидентами считаются обстрел через границу, незаконный переход границы, перемещение и повреждение пограничных знаков, перегон домашних животных через границу, нарушение границы воздушными судами, плавучими средствами, фотографирование погранич­ной территории другой стороны, переговоры и другие формы общения через границу неуполномоченных на это лиц.

Пограничные представители не ограничиваются расследованием пограничных инцидентов, а принимают меры к их урегулированию. Согласованные решения пограничных представителей, исчерпывающие данный инцидент, являются окончательными и подлежат исполнению. Если пограничные представители не пришли к соглашению по данному инциденту, то он решается дипломатическим путем.

Функции пограничных представителей можно разделить на три группы: превентивного характера (обеспечение строгого выполнения международных договоров о режиме границы, принятие мер по предупреждению пограничных инцидентов, поддержание постоянных контактов с пограничными представителями сопредельного государства); мирного разрешения пограничных инцидентов (расследование инцидентов, ведение переговоров об их урегулировании, рассмотрение и разрешение претензий о возмещениях причиненного ущерба); контрольного характера (контроль за выполнением решений, принятых по инциденту, за возмещением нанесенного ущерба и т. п.).

В целях выполнения возложенных на пограничных представителей задач они вправе пересекать границу Российской федерации для встреч с пограничными представителями сопредельного государства, проводить на своей территории и территории сопредельного государства встречи с пограничными представителями этих государств, вести переписку с ними, привлекать к расследованию инцидентов специалис­тов и др.

В необходимых случаях проводятся односторонние (проводимые пограничными представителями каждой из сторон на своей территории) и совместные (проводимые пограничными представителями обеих сторон) расследования пограничных инцидентов. Результаты расследования закрепляются в протоколах и актах о происшествии на границе, протоколах опроса свидетелей и пострадавших, осмотра места происшествия, актах экспертизы и др.

Если в результате расследования установлена вина сопредельной стороны, то ее пограничному представителю заявляется претензия. Инцидент рассматривается на совместных заседаниях с участием экспертов, свидетелей, потерпевших, виновных лиц. Принимаемое решение записывается в протокол. Если есть особое мнение той или иной стороны, то оно может быть записано в протокол. Совместные решения по­граничных представителей, исчерпывающие данный инцидент, вступают в силу с момента подписания протокола по данному вопросу.

Для успешного осуществления своих функций пограничные представители наделяются необходимыми иммунитета­ми: неприкосновенностью личности пограничного представителя и членов его аппарата, правом ношения формы одежды и личного оружия, неприкосновенностью служебных бумаг, беспошлинным перемещением через границу транспортных средств, предметов и имущества с условием обратного вывоза, а также продовольствия и табачных изделий личного потребления. Пограничный представитель, находясь на сопредельной территории, вправе рассчитывать на необходимое содействие в обеспечении охраны ему и сопровождающим его лицам, в получении средств передвижения, связи со свои­ми властями, квартир и т. п.

Институт пограничных представителей может быть использован сотрудниками ФСБ для получения необходимой информации и обеспечения проведения оперативных мероприятий.

 

 

Заключение

В современных условиях для надежного обеспечения национальной и международной безопасности необходимо объединение усилий мирового сообщества по предотвращению возникновения войн, урегулированию возникающих региональных конфликтов на их ранней стадии, утверждению господства права, а не силы в международных отношениях. Кроме того, на первый план выходят более сложные политическим, финансово-экономическим, демографические проблемы устранение которых требует серьезных усилий всего международного сообщества.

В продвижении по пути к обеспечению международной безопасности важную роль играет международное право, поскольку без закрепления в его нормах результатов переговоров по проблемам укрепления мира и безопасности, по устранению других внешних угроз государствам в современном мире невозможны ни реализация достигнутых соглашений и договоренностей, ни дальнейшие шаги в этой области.

Юридическую основу права международной безопасности в широком смысле слова составляет всё современное международное право, поскольку всё оно направлено на обеспечение мира и международной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации Россия[5] является правовым государством. Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права, что означает, в первую очередь, верховенство закона.

Другими словами, суть правового государства состоит в том, что власть государственных органов ограничивается законом. Сказанное имеет самое непосредственное отношение и к формированию правовых основ пограничной деятельности, а также стратегического развития пограничной службы.

Новые внешнеполитические и международно-правовые реалии, принимаемые в соответствии с ними меры по совершенствованию государственного управления в области безопасности России значительно усложнили и сделали крайне динамичными процессы в пограничной сфере.

Следует отметить, что за последние годы законодательство о государственной границе Российской Федерации и пограничной деятельности существенно обновилось. Приняты и вступили в силу многие федеральные законы, направленные на регулирование правоотношений по защите государственной границы, выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в пограничной сфере.

 

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), N 1 (ч. 1), ст. 1.

2. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) "О Государственной границе Российской Федерации" (ч. I), ст. 4921.

3. Постановление Правительства РФ от 19.01.2011 N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 30.11.2013) // СЗ РФ, 24.01.2014, N 4, ст. 305.

4. Бирюков П.Н. Международное право: М.: Юрист. 2013.

5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А Административное право России: Часть 2. – М.: Зерцало, 2013.

6. Ушакова Н.А. Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2012.

7. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право: Учебник. М.: Международные отношения,2013.

8. Кононов П.И., Килясханов И.Ш., Кикоть В.Я. Административное право России. Издание 4. – М.: ЮНИТИ, 2013.

9. Шатов С.А. Административная юрисдикция. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2013.

 

 


[1] "Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву" (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994)

[2] "Венская Конвенция о праве международных договоров" (Заключена в Вене 23.05.1969)

[3] Приказ ФСБ России от 15.10.2012 N 515 (ред. от 18.11.2013) "Об утверждении Правил пограничного режима" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2012 N 26042)

[4] Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

[5] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

 





Читайте также:
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.026 с.