Хотите встретиться с "мужчиной в самом расцвете сил" - Карлсоном, который живет на Крыше – тогда вам сюда. Целый развлекательный парк посвящен замечательной детской писательнице Астрид Линдгрен! Здесь Вы увидите и Пеппи Длинный чулок, и Рони-дочь разбойника и всех остальных героев шведских сказок.
27. Современный музей за рубежом
Современный музей - это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей - это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает художественная организация досуга, интеграция познавательной, развлекательной и художественной творческой функции. Современные музеи все чаще выходят за рамки привычного экскурсионного показа и становятся инициаторами и проводниками оригинальных форм социально-культурной деятельности.
"Известия" нашли три "музея XXI века". Один из них, в Японии, так и называется. Американский Музей Стриминг - использует самые современные технологии. Третий - в Норвегии - посвящен нефти, которая, видимо, останется самым важным сырьем в XXI и, возможно, в следующем столетии.
Это музей, в концепции которого отражены те реалии, которые присущи новому веку. Существовали две-три признанные культурные столицы: Париж, Нью-Йорк, для Германии - Кельн.
В 1990-м все это начало меняться. Тогда на Венецианской биеннале впервые были представлены китайские художники. И это стало сенсацией! Выставку долго обсуждали. Все говорили: "Китайское искусство - это что-то новое. Оно прекрасно!" И вот двадцать лет спустя никто не может представить себе крупную международную выставку без того, чтобы на ней не было художников из всех стран мира. Из Индии, Кореи, Японии, Китая, Ближнего Востока, Южной Америки, Африки. Такую тенденцию вы можете наблюдать, например, на биеннале. Однако все это вы не можете увидеть в музеях. Естественно, объединить столь разное искусство в рамках постоянной экспозиции - непростая задача. Музей, который справится с ней, по праву можно назвать музеем XXI века.
|
Музей - пространство для выставок, для демонстрации произведений искусства. Когда же здание музея само претендует на роль искусства, это, на мой взгляд, проблема. Например, Музей Гуггенхайма в Бильбао, построенный Фрэнком Гери. Я ни в коей мере не хотел бы критиковать этот музей, поскольку он действительно фантастический. И все же... В XXI веке подобные грандиозные, "авторские" архитектурные проекты - не комильфо. Следует найти какую-то новую форму скромности, предусмотрительности в этом вопросе.
Вовсе не обязательно строить музей из стекла и бетона. Более того, эти материалы действительно устарели. Будущее - за новыми синтетическими и текстильными материалами. Конечно, из текстиля не построишь музей для классического собрания произведений искусства, и он не заменит стеклянную стену. Однако его можно использовать для проецирования цифровых изображений, создания акустических пространств. Самые передовые архитекторы из Европы и Японии работают сейчас над проектами, связанными с использованием текстильных материалов в архитектуре.
Музеи XXI века
Норвегия: "Музей нефти"
Как стать нефтяником-олигархом? Откуда берется нефть? И что с ней делать? Ответы на эти вопросы можно получить в Музее нефти. Он находится в городе Ставангер, "нефтяной столице" Норвегии. Школьники со всей страны приезжают сюда впервые в возрасте восьми лет - на образовательные курсы. В числе меценатов музея - гиганты BP и Exxon-Mobil.
|
Почему "Музей нефти" - музей XXI века? Нефть, как известно, легче воды. А потому - не тонет. Столь же непотопляемо ведущее положение нефти и в структуре энергетики XXI века - наперекор всем чаяниям экологов. Прогноз на ближайшие тридцать лет гласит: нефть сохранит самую крупную долю в структуре энергетики - тридцать пять процентов. Для сравнения: солнечные батареи и ветряные мельницы - флагман и надежда ученых-инноваторов - дают энергетике не более одного процента.
Другая экобайка - "нефть-кончится-через-несколько-лет-готовьтесь" - разбивается о льды Арктики. Здесь, на шельфе Северного Ледовитого океана нефтяных запасов, похоже, столько, что страны - участницы Арктического совета уже пытаются застолбить за собой побольше подводных хребтов. Вывод из этого один: в XXI веке нефть останется "нашим всем". А потому посвятить ей музей - весьма актуально.
"Музей нефти" в Норвегии - это своего рода луна-парк для взрослых. Пространство представляет собой лабиринт из залов, в каждом из которых - аудио-видео-мультимедиа-гаджеты и прочий хай-тек. Цель одна - рассказать простым и доступным языком о сложном процессе нефтедобычи. "Гуляя по залам нашего музея, вы начинаете лучше понимать, что такое нефтяная индустрия, узнаете о связанных с ней науках, например, о геологии", - рассказал заведующий кураторским отделом музея Геир Йоханнесен.
|
"Можете даже пройти курс безопасности. При этом на всех приборах можно и нужно нажимать кнопочки, дергать рычаги. А это, согласитесь, делает процесс познания более увлекательным".
В числе экспонатов - технические приспособления, которые реально используют в нефтяной отрасли. "Все - оригинальные. Не муляжи!" - заметил наш собеседник. Так, в одном из залов выставлен фрагмент самого большого в мире бура. Его диаметр - почти метр, вес - под две тонны. Экспонат достался музею от компании Statoil, им бурили скважины на норвежском шельфе. Впрочем, есть и более занятные вещицы. Например, спасательная капсула на двадцать восемь человек, внешне похожая на летающую тарелку. В нее можно забраться по лестнице и посмотреть в окошко иллюминатора. Или - устройство для экстренной эвакуации рабочих. Длинная вертикальная труба с сеткой из канатов.
"Интерактивность - главная особенность нашего музея, - продолжает Йоханнесен. - Этим мы отличаемся от музеев традиционных. Ведь в них можно только смотреть на экспонаты, а трогать - нельзя. Мы же предлагаем нашим гостям самим стать участниками экспозиции. Думаю, этот подход соответствует духу XXI века".
Еще одна особенность норвежского музея - его "универсальность". По вечерам здесь работает ресторан высокой кухни Bolgen&Moi Cafe. Днем - конференц-зал. Есть детская комната. По словам Йоханнесена, музей в XXI веке - это "не просто музей, но и место встречи".
Япония: Найти свое "я"
Причина, по которой музей в японском городе Канадзава назвали музеем XXI века, проста. "Местные жители мало смыслили в современном искусстве. Поэтому пришлось дать музею такое название, которое вызывало бы у них хоть какие-то ассоциации", - рассказал старший куратор музея Мисато Фудо. Между тем, как корабль назовут, так он и поплывет. "Умная архитектура" - конек музея XXI века в Канадзаве. И дело вовсе даже не во внешнем виде. Хотя он и был отмечен "Золотым львом" на Венецианской бьеннале 2004 года как самый выдающийся музейный проект.
Дело и не в громких именах архитекторов. Над зданием трудились основатели одного из ведущих мировых архитектурных бюро SANAA - Кадзуе Сейдзима и Рюэ Нисидзава. А дело все в том, что архитектура музея непосредственным образом влияет на восприятие посетителями его экспонатов. Начать хотя бы с того, что у музея нет ни фасада, ни главного входа. Здание круглое, по всему периметру расположены двери. Некоторые из них открыты, другие закрыты. Куда идти? Куда ведут эти двери? - сразу не скажешь. Так что уже на входе в музей посетитель должен почувствовать себя этакой Алисой в Стране чудес и подготовиться: в XXI веке приходится прокладывать свой путь к познанию искусства.
Внутри музея - четырнадцать галерей. Они разбросаны хаотично на площади в семнадцать тысяч квадратных метров. Каждая галерея имеет собственную форму, пропорции, высоту и даже освещение. Их соединяют коридоры с прозрачными стенами. Так, чтобы глазу легче было зацепиться за интересующие его экспонаты.
Мисато Фудо объяснил смысл архитектурной задумки: "Раньше кураторы задавали тон. Они говорили, что, как и в какой последовательности смотреть. Однако в новом веке инициатива должна исходить от самих посетителей. Именно они будут выискивать те произведения, которые интересны лично им, формировать свой собственный, уникальный маршрут экспозиции. Таким образом каждый человек получит возможность раскрыть собственное непознанное "Я" с помощью современного искусства".
Экспозиция "Музея XXI века" насчитывает около трех с половиной тысяч артефактов. Время их создания - начиная с 1980-х годов и до наших дней.
США: Искусство онлайн
В XXI веке возможно все: один и тот же музей может находиться одновременно на семи континентах, принимать гостей в Нью-Йорке и Канберре и работать 24 часа в сутки. Более двух миллионов человек посещают такой музей одномоментно, и им ничуть не тесно. А куратор формирует экспозицию, не вставая с шезлонга на пляже, за бокалом белого вина. Как такое возможно? "Музей Стриминг" является ответом.
Это продукт не вполне реальный. Основная площадка находится в интернете, то есть в виртуальном пространстве. Вход в музей - по ссылке www.streamingmuseum.org. Вместо залов - "иконки" текущей экспозиции. Выставки обновляются примерно четыре-пять раз в год. Экспонаты, как правило, в формате YouTube: видео, записи инсталляций, перформансов, музыкальных произведений. То есть по большей части - современное искусство. Например, сейчас в Музее Стриминг можно увидеть мультимедийный проект Аарона Коблина. Коблин - американский гуру графического дизайна. Его работы, несмотря на юный возраст автора - художнику нет и тридцати, - уже вошли в собрание Музея современного искусства в Нью-Йорке.
"Даже тем, кто не разбирается в современном искусстве, наши выставки могут быть интересны", - рассказала владелица и основательница музея американка Нина Колоси. Каждую из работ сопровождает подробная "экспликация", то есть текст о концепции произведения и биография автора. А иногда и видео, на котором запечатлено, как создавался артефакт. "Все это помогает лучше понять задумку художника. Когда же начинаешь понимать - приходит интерес", - считает Колоси. Кроме того, Музей Стриминг время от времени приглашает своих гостей тоже побыть художниками. Например, нарисовать какую-то деталь, которая впоследствии становится элементом видео.
28. Массовая культура за рубежом и социокультурный сервис
Массовая культура - это семиотический (знаковый) образ реальности, а фундаментальная культура - это «вторичная моделирующая система», которая, что бы осуществиться, нуждается в языке реальности.
Для массовой культуры характерны Антимодернизм и Антиавангардизм. Если модернизм и авангардизм стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно ясной, простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангардизме преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, ибо обращена к огромной читательской, зрительской и слушательной аудитории. Можно даже сказать, что массовая культура возникла в XX в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий.
Наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе. Но важно и противоположное. В тоталитарных обществах в культуре практически отсутствует деление на Массовую и Элитарную. Вся культура объявляется массовой, а на самом деле вся культура является элитарной. Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали, и деньги, затраченные на нее, давали прибыль.
Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть некачественно сделанной, а, наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, без сомненья, коммерческий успех.
Используя семиотические термины, можно добавить, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. В XX в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко.
Разновидностью текстов массовой культуры являются Культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе, а в окружающей реальности.
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности
человека. Человеческая масса испытывает и всегда испытывала отвращение к
образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не
раскрывали ее смысл.
В Америке “массовая культура приобрела двойственный характер: американский
ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхающим, в то
время как другая его часть, занятая открытиями, производством и социальной
организацией, напоминает Ниагарский водопад. Американская воля воплощается
в небоскребе, американский интеллект - в колониальных постройках.
По, ориентированным на рынок предметам потребления, мы узнаем о типичных
формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках и ожиданиях
большого количества людей.
Одна из важных функций современной массовой культуры состоит в
мифологизации общественного сознания. Произведения массовой культуры, так
же как и мифы, основаны на не различении реального и идеального, Они
становятся предметом не познания, а веры.