1. Какую роль играют корни в жизни растения?
1) образуют органические вещества из неорганических
2) охлаждают растения
3) запасают органические вещества
4) поглощают углекислый газ и выделяют кислород
2. Установите правильное обозначение видов корней.
| ||||||||||||
|
3. Установите правильное обозначение видов корневых систем.
1) 1 − стержневая, 2 − мочковатая, 3 − мочковатая
2) 1 − стержневая, 2 − стержневая, 3 − мочковатая
3) 1 − мочковатая, 2 − стержневая, 3 − мочковатая
4) 1 − стержневая, 2 − мочковатая, 3 – стержневая
4. Главной функцией корня является
1) запасание питательных веществ
2) почвенное питание растений
3) поглощение органических веществ из почвы
4) окисление органических веществ
5. Рассмотрите рисунок. Что позволяет обнаружить данный опыт?
1) | корневое давление |
2) | влажность почвы |
3) | значение воды для растения |
4) | испарение воды |
6. Что необходимо сделать при пересадке рассады растений на грядки?
| |||||||||||||||
7. Свисающие вниз белые нити у орхидей (см. рисунок) на самом деле являются | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
8. Длинные, мёртвые клетки, полые внутри, находящиеся в зоне проведения, по которым вода с минеральными веществами поднимается из корня в стебель, называют | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
9. Какие корни называют придаточными? | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
10. Какой корень называют главным? | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
11. Главный корень развивается из | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
12. Правильная последовательность расположения зон корня вверх от корневого чехлика: | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
13. Передвижение растворённых минеральных веществ от корней к листьям в организме растений происходит по | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
14. Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?
| |||||||||||||||
15. Чем характеризуется мочковатая корневая система? | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
16. В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
17. Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?
| |||||||||||||||
18. Рассмотрите внутреннее строение корня.
Какой цифрой на рисунке обозначена структура,
по которой происходит движение воды в стебель?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
19. В какой зоне корня находятся корневые волоски?
1) деления
2) роста
3) всасывания
4) проведения
20. Рост корня в длину происходит за счёт деления клеток
1) корневых волосков
2) образовательной ткани
3) зоны проведения
4) корневого чехлика
21. На рисунке изображено микроскопическое строение корня. В какой из зон был сделан срез?
1) всасывания
2) роста
3) деления
4) проведения
22. Образовавшиеся в процессе фотосинтеза органические вещества с током воды перемещаются по
1) камбию
2) механической ткани
3) ситовидным трубкам
4) сосудам
23. Что представляет собой корневой волосок?
1) длинный вырост наружной клетки
2) сосудисто-волокнистый пучок
3) корень, имеющий небольшие размеры
4) корень, отрастающий от главного корня
24. Рассмотрите рисунок, на котором изображено строение корня. Какой цифрой на нём обозначена зона деления?
|
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
25. Почему изображённое на рисунке растение, к корням которого не поступает воздух, имеет угнетённый вид?
1) испытывает недостаток кислорода
2) испытывает недостаток углекислого газа
3) испытывает недостаток света
4) затруднено передвижение веществ
26. Как и для других живых организмов, для растений характерен признак жизнедеятельности —
1) рост и размножение
2) прикреплённый образ жизни
3) воздушное питание
4) почвенное питание
27. Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?
| ||||
28. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни
1) воздушные
2) главные
3) боковые
4) придаточные
29. Сила, с которой вода из корня поступает в стебель, называется
1) тургором
2) осмосом
3) корневым давлением
4) всасывающей силой
30. Какой буквой на рисунке обозначена зона корня растения, выполняющая функцию поглощения воды и минеральных веществ?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
31. Транспорт воды и минеральных веществ от корня ко всем органам
у цветковых растений обеспечивают
1) сосуды
2) ситовидные трубки
3) лубяные волокна
4) сердцевинные лучи
32. Рост корней в длину происходит за счет
1) деления и роста клеток, расположенных у основания корня
2) растяжения всех клеток, из которых состоит корень
3) деления и роста клеток по всей длине корня
4) деления и роста образовательной ткани верхушки корня
33. Какая зона корня состоит из образовательной ткани?
1) корневой чехлик
2) зона роста
3) зона деления
4) зона всасывания
34. В основе роста корня и побега в длину лежит процесс
1) ветвления побега и кущения корня
2) деления клеток образовательной ткани
3) образования органических веществ и их транспорта во все органы
4) дыхания всех клеток растения
35. На рисунке изображён способ выращивания растений, получивший название гидропоника. Главной особенностью этой технологии является то, что рост и развитие растений происходит без участия
1) света
2) воздуха
3) почвы
4) воды
36. Кончик корня при пересадке рассады капусты прищипывают с целью
1) увеличения числа боковых корней
2) усиления роста главного корня
3) усиления роста придаточных корней
4) повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям
37. Рыхление почвы на грядках способствует
1) отпугиванию насекомых-вредителей, обитающих в почве
2) уничтожению сорняков
3) появлению придаточных корней у культурных растений
4) поступлению воздуха в почву
38. Рыхление почвы вокруг культурных растений способствует
1) обогащению почвы минеральными солями
2) сохранению в ней влаги
3) отпугиванию насекомых-вредителей, обитающих в почве
4) уничтожению многолетних сорняков
39. Рыхлить почву, окучивать растения необходимо, чтобы
1) улучшить рост их корней
2) вызвать преждевременное цветение
3) увеличить интенсивность фотосинтеза
4) защитить растения от насекомых-вредителей
40. Почему на корнях растений при пересадке необходимо оставлять почвенный ком?
1) для сохранения корневых волосков
2) для быстрого роста главного корня
3) для увеличения доступа кислорода
4) для защиты от попадания микроорганизмов
41. Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля? 1) пикировка 2) окучивание 3) пасынкование 4) рыхление
42. При пересадке рассады капусты у неё прищипывают верхушку корня для 1) усиления образования придаточных корней 2) ускорения фотосинтеза в листьях 3) уменьшения испарения 4) образования столонов
43. Рассмотрите изображение микропрепарата. Как называют вид растительной ткани, являющийся основой этого микроскопического объекта? | ||||||||||||
| ||||||||||||
44. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | ||||||||||||
1) лист
2) корень
3) стебель
4) плод
45. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | ||||||||||||
1) столбчатая ткань 2) чешуйка 3) венчик 4) боковой корень | ||||||||||||
46. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | ||||||||||||
1) клубень 2) вегетативный орган 3) корнеплод 4) корневые волоски | ||||||||||||
47. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) растяжение 2) проведение 3) защита 4) всасывание | ||||||||||||
48. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений? А. Растения картофеля окучивают для того, чтобы развивались придаточные корни и столоны. Б. Для образования большого количества листьев растения подкармливают калийными удобрениями. | ||||||||||||
| ||||||||||||
49. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений? А. По сосудам растений передвигаются органические вещества. Б. По ситовидным трубкам передвигаются минеральные вещества, растворимые в воде. | ||||||||||||
| ||||||||||||
50. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений? А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки для усиления роста листьев и стеблей растений. Б. Прищипку корней проводят для развития боковых и придаточных корней в верхних слоях почвы. | ||||||||||||
|
51. Какие признаки характерны для корней растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) охлаждают растения, испаряя воду с его поверхности
2) всасывают воду и минеральные вещества
3) выполняют якорную функцию
4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических
5) имеют устьичные клетки
6) содержат зону проведения
52. Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными корнями? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кочан капусты
2) микориза осины
3) корнеплод свёклы
4) луковица тюльпана
5) клубеньки клевера
6) клубень картофеля
53. Что необходимо делать, чтобы улучшить почвенное питание растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) пикировать растения
2) использовать гербициды
3) вносить торф
4) удалять сорняки
5) освещать растения
6) истреблять насекомых-вредителей
54. Какие удобрения из перечисленных относят к минеральным? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) помёт
2) суперфосфат
3) зола
4) навоз
5) торф
6) сульфат калия
55. Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зона всасывания
2) зона деления
3) корневой чехлик
4) зона роста
5) зона проведения
56. Установите последовательность участков корня от его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зона корневых волосков
2) зона деления
3) зона роста
4) корневой чехлик
5) зона образования боковых корней
57. Вставьте в текст «Перемещение веществ по растению» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от __________ (А) вверх перемещаются __________ (Б) и растворённые минеральные вещества, от __________ (В) вниз перемещаются растворённые органические вещества, образовавшиеся в ходе (Г). |
|
А | Б | В | Г |
58. Установите соответствие между функцией и органом растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. |
|
А | Б | В | Г | Д |
59. Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ Для образования органических веществ в листе необходима __________ (А), которую растение получает из почвы с помощью __________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению – __________ (В) – по специальным клеткам проводящей ткани – __________ (Г) – и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические. |
|
А | Б | В | Г |
60. Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма. Как называют этот приём? С какой целью он используется?
61. Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением видоизменённых корней моркови. Как называют данное видоизменение корня? Какой агротехнический приём необходимо использовать человеку для снижения вероятности деформации корня моркови, изображённого на рисунке 1?
1 2
62. Рассмотрите рисунки 1–4, на которых изображены некоторые этапы пересадки молодого растения. Как называют агротехнический приём, изображённый на рисунках 1 и 2? С какой целью он используется?
1 2 3 4
63. Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма. Как называют приём, изображённый на рисунке? С какой целью он используется?
64. Рассмотрите рисунки 1–4, на которых изображены некоторые этапы пересадки молодого растения. Как называют агротехнический приём, изображённый на рисунках 1 и 2? С какой целью применяется заострённый колышек – пика?
1 2 3 4
65. Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма, используемого при выращивании рассады. Как называют приём, изображённый на рисунке? С какой целью он используется?
Проверь себя и оцени (обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует полученной оценке):
Ответы:
№ задания | Правильный ответ | Кол-во баллов |
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
1 | ||
2 (1, если одна ошибка) | ||
2 (1, если одна ошибка) | ||
2 (1, если одна ошибка) | ||
2 (1, если одна ошибка) | ||
2 (1, если одна ошибка) | ||
2 (1, если одна ошибка) | ||
А Б В Г 4 1 5 8 | 2 (1, если одна ошибка) | |
А Б В Г Д 1 2 2 1 2 | 2 (1, если одна ошибка) | |
А Б В Г 2 3 4 7 | 2 (1, если одна ошибка) | |
Окучивание | 2 (1, если одна ошибка) | |
Для роста придаточных корней | ||
Корнеплод | 2 (1, если одна ошибка) | |
Рыхление почвы (чтобы регулировать уровень влажности, плотности почвы) | ||
Прищипывание кончика корня | 2 (1, если одна ошибка) | |
Стимулирует развитие боковых корней | ||
Рыхление | 2 (1, если одна ошибка) | |
Для улучшения аэрации почвы (снабжения воздухом), а также поддержания оптимального уровня влажности в ней, улучшения структуры почвы | ||
Прищипывание кончика корня | 2 (1, если одна ошибка) | |
Пика нужна для аккуратной пересадки растения, сохранения целостности молодой корневой системы | ||
Пикировка (пересадка молодых растений в отдельную ёмкость большего размера) | 2 (1, если одна ошибка) | |
Для увеличения площади почвенного питания растения, развития у него мощной корневой системы |
Итого: 80 баллов
Итого: 80 баллов
Перевод баллов в оценку:
0-31 б. – «2»
32-47 б. – «3»
48-63 б. – «4»
64-80 б. – «5»