ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Цель: обучить студентов составлению расписания в малокомплектной школе




Тема: Составление расписание уроков в малокомплектной школе.

Цель: обучить студентов составлению расписания в малокомплектной школе, в классах-комплектах.

Задание 1. Подготовьте сообщение на тему: «Вопросы составления расписания в классах-комплектах» по плану:

1. Общие требования к составлению расписания.

· Необходимо создать наилучшие условия для обеспечения эффективного труда учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и недельной работоспособности учащихся, сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми.

· Необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя:

· − обеспечить учет требований к расписанию, отраженных в 10-й главе СанПиН 2.4.2.2821-10, «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса»;

· − создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя в качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителя-предметника и педагога ведущего внеурочную деятельность.

· При распределении педагогической нагрузки учителей необходимо учесть следующие моменты:

· при составлении расписания выбор дня для методической работы педагога остается за ответственным по составлению расписания учебных занятий;

· необходимо учитывать работу педагогов школы с учетом совмещения педагогической нагрузки на всех уровнях обучения, вследствие чего допустимы незначительные отклонения в дневной нагрузке кривой работоспособности обучающихся.

· Необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ: исполнять требования нормативных документов, как вышестоящих организаций, так и внутришкольных.

· Необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной работы: обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия,

· факультативы, спецкурсы, индивидуально-групповые консультации, предпрофильная работа, кружки, секции).

· Необходимо учесть материально-технические возможности:

· − предоставить равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивном зале;

· − создать условия для эффективного использования технических средств.

· При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и интересы учителей, и интересы младшего обслуживающего персонала.

· При составлении расписания необходимо учитывать дневную и недельную кривую изменения работоспособности учащихся.

· Школьное расписание оценивается положительно, если выполнены основные требования: − равномерность распределения учебной нагрузки в течение недели; − один или два «пика» (не более двух) распределения недельной нагрузки, исключая понедельник и пятницу; − один день с наименьшей учебной нагрузкой, минимальная нагрузка в конце недели.

2. Требования к составлению расписания в малокомплектной школе.

Расписание уроков зависит от того, какие комплекты образованы. В смежных классах (1–2, 2–3, 3–4) целесообразно соединять одинаковые предметы. В комплектах 1–3, 2–4, 1–4 возможны другие сочетания. Здесь одинаковых предметов мало, поскольку учебные планы существенно отличаются. Составляя расписание, руководствуются установленными требованиями, которые в данном случае исключений не имеют. Учитываются прежде всего годовая, недельная и суточная динамика работоспособности детей. Последовательность уроков на протяжении недели и дня обусловливается физиологическими особенностями младших школьников. Наиболее продуктивные дни – вторник и среда, а уроки – второй и третий. В эти дни и часы в расписании должны стоять самые трудные предметы. На протяжении недели с помощью уроков, требующих меньших усилий от учеников – рисования, музыки (пения), физкультуры, труда, – учитель может управлять динамикой работоспособности, чтобы не допускать переутомления.

 

Задание 2. Составьте расписание для классов-комплектов 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4; 1 и 3, 1 и 4, 2 и 4.

Расписание для классов-комплектов 1 и 2, 3 и 4

Дни 1 класс 2 класс   3 класс 4 класс
П О Н Е Д   Чтение Русс.яз   Чтение Русс.яз
  Русс.яз Чтение   Русс.яз Чтение
  Матем. Изо   Матем. Матем
  Изо Матем   Физ-ра Физ-ра
           
В Т О Р Н   Чтение Русс.яз     Чтение Русс.яз
  Русс.яз. Чтение   Русс.яз. Чтение
  ОМ ОМ     ОМ ОМ
  Физ-ра Физ-ра     Технол. Англ. яз
    Матем     Англ.яз Технол
С Р Е Д А   Чтение Чтение     Чтение Чтение
  Русс.яз Русс.яз     Русс.яз Русс.яз
  Матем Матем     Матем ИЗО
  Музыка Музыка     ИЗО Матем
    Англ. яз        
Ч Е Т В     Чтение Русс.яз     Чтение Русс.яз
  Русс.яз Чтение     Русс.яз Чтение
  Матем Технолог     Матем Матем.
  Технолог Матем     Англ.яз Англ.яз
          Физ-ра Физ-ра
П Я Т Н     ОМ ОМ     Русс.яз Русс.яз
  Русс.яз Русс.яз     ОМ ОМ
  Матем Англ. яз     Матем Матем
  Физ-ра Физ-ра     Музыка Музыка
             

 

 

Задание 3. Составьте расписание для малокомплектной школы из 4 классов (1, 2, 3, 4-го).

 

Дни № урока Комплект 1 Комплект 2
1 класс 3 класс 2 класс 4 класс
Понед   Обуч.грам Письмо Математика Музыка Литер.чтение Математика Русский язык Музыка Музыка Литер.чтение Русский язык Математика Музыка Русский язык Математика Иностр.язык
Вторник   Математика Обуч.грамоте Технология Письмо – Литер.чтение Технология Математика Окр.мир Русский язык Русский язык Окр. мир Иностр. язык Технология Литер.чтение Математика Русский язык Литер.чтение Технология Окр.мир
Среда   Письмо Математика Обуч.грамоте Физкультура Иност. язык Литер.чтение Математика Физкультура Литер.чтение Русский язык Физкультура Математика Русский язык Математика Физкультура Литер.чтение
Четверг   Обуч.грамоте Математика Письмо Окр. мир Математика Русский язык Литер.чтение ИЗО Технология Математика ИЗО Окр. мир Литер.чтение Технология ИЗО Математика Литер.чтение Иностр.язык
Пятница   ИЗО Окр.й мир Обуч.грамоте Физкультура Русский язык Иностр. язык Окр. мир Физкультура Русский язык Математика Физкультура Иностр.язык Окр. мир Русский язык Физкультура Литер.чтение

 

 

Расписание комплекта 2-3классов однопредметного расписания

Дни 2-й класс 3-й класс
Понед   Литературное чтение Математика Русский язык Технология Литературное чтение Математика Русский язык Технология
Вторник   Русский язык Математика Окружающий мир ИЗО Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир ИЗО
Среда   Окружающий мир Иностранный язык Русский язык Физкультура Окружающий мир Иностранный язык Русский язык Физкультура Математика
Четверг   Русский язык Иностранный язык Литературное чтение Музыка Математика Русский язык Иностранный язык Литературное чтение Музыка
Пятница   Литературное чтение Математика Русский язык Физкультура Литературное чтение Математика Русский язык Физкультура

 

Расписание учебных занятий для класса-комплекта "1-3 классы"

дни недели классы
1-й 3-й
понедельник - - Математика физическая культура литер.чтение Трудовое обучение Русский язык (грамм.) естествознание Математика физическая культура Литер.чтение -
вторник - - Литер.чтение Изобразительное искусство Математика Русский язык (чит.) Математика Литер.чтение Изобразительное искусство
среда - - Литер.чтение Технология Русский язык Математика Русский язык (чит.) Математика Литер.чтение Технология -
четверг - - Русский язык Технология физическая культура Технология Русский язык физическая культура Математика -
пятница - - ИЗО физическая культура Математика Русский язык (грамм.) Математика ИЗО физическая культура - -
         

 

Задание 4. Объединившись в пары, проанализируйте составленное расписание.

Задание 4. Анализ расписания

Приведенные таблицы показывают, что составить «чистое» разнопредметное или однопредметное расписание не удается, следовательно, возникают варианты смешанных подходов. Они тоже имеют право на жизнь. Педагог вправе разработать свой вариант расписания, который не противоречил бы Базисному учебному плану.

Рассмотрим организацию учебной недели в рамках здоровьесберегающих технологий. Первые уроки понедельника малопродуктивны, поэтому изучать на них такие дисциплины, как русский язык и математика нежелательно. Еще важно то, что именно на этих уроках и на письме младшие школьники устают больше всего. Их физическое и умственное утомление лишь частично снимается разнообразными упражнениями на релаксацию. Неудачно вынесение урока русского языка и в конец учебного дня, тем более после занятий физкультурой.

Рационально на вторые уроки выносить уроки математики и русского языка, а на пятые – ИЗО, физкультуры и технологии.

Задание 5. Расписание для двух учителей.

 

Дни 1 класс 3 класс   2 класс 3 класс
П О Н Е Д   Матем -----   ИЗО Матем
  Чтение -----   Матем ИЗО
  Русс.яз Чтение   Русс.яз -----
  Изо Русс.яз   Чтение -----
           
В Т О Р Н   Чтение -----     Англ.яз Англ.яз
  Русс.яз. -----   Матем Матем
  ОМ -----     ОМ ОМ
  Физ-ра Физ-ра     Русс.яз -----
    Русс.яз     Физ-ра -----
С Р Е Д А   Математ -----     Музыка Музыка
  Чтение -----     Матем Матем
  Русс.яз Русс.яз     Чтение -----
  Музыка Чтение     Русс.яз -----
             
Ч Е Т В     Математ -----     Технолог Матем
  Русс.яз -----     Англ.яз Англ.яз
  Чтение Технолог     Матем -----
  Технолог Чтение     Чтение -----
    Русс.яз     Русс.яз -----
П Я Т Н     ОМ       ОМ ОМ
  Русс.яз       Физ-ра Физ-ра
  Матем Русс.яз     Матем  
  Физ-ра Чтение     Музыка  
             

 

 

Следует отметить, что если количество детей в классах-комплектах колеблется от 4-х до 10–12, то это позволяет учителю держать в поле зрения учеников обоих классов и не выходить за рамки 4–5 уроков ежедневно, как это и планируется по одной ставке.

 

 

Дни Комплект 1 Комплект 2
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Обуч.грамоте Письмо Математика Технология – – – – Лит.чтение Русский язык Математика Иност. язык Физкультура Математика Русский язык Лит.чтение ИЗО Физкультура – – – Лит.чтение ИЗО Физкультура Русский язык Иност.язык
    Обуч.грамоте Письмо Окруж. мир Физкультура – Литер.чтение Математика Окруж.мир Русский язык Математика Русский язык Окруж.мир Музыка Иностр. язык – – Окруж.мир Музыка Иност. язык Математика
    Обуч. грамоте Письмо Математика ИЗО – – – – – ИЗО Лит.чтение Математика Русский язык Ин.язык Математика Русский язык Окр. мир Лит.чтение Физкультура – – – – Окр.мир Лит.чтение Физкультура Математика Русский язык
    Письмо Математика Музыка Окр. мир – – – Технология Музыка Русский язык Окр.мир – Лит.чтение Технология Ин.язык – – – Лит.чтение Технология Математика Русский язык
    Обуч.грамоте Письмо Математика Физкультура – – – – Математика Физкультура Лит.чтение Русский язык Математика Русский язык Лит.чтение – – – – – Лит.чтение Математика Русский язык –

 

Как видно из расписания, занятия начинаются не одновременно. Первые один или два урока учителя работают с учениками одного класса. В это время идет неторопливое подробное объяснение нового материала, формирование умений использовать теоретические знания для решения практических задач, устный индивидуальный опрос. Ко 2–3-му уроку приходят дети другого класса, входящего в комплект, теперь 2–3 урока учитель занимается со всеми одновременно. Затем ученики одного класса уходят домой или в ГПД, а педагог продолжает работать с оставшимся классом. Уроки следует проводить по 35 минут. Рекомендуется занятия для учеников 1 и 4-го классов начинать в 8 ч 30 мин, а для учащихся 2 и 3-го классов – в 10 ч. С позиций интересов школьников и учителя при контингенте свыше 10–12 человек в комплекте. Такая организация считается оптимальной при всей внешней непривлекательности и сложности кажущихся перегрузок учителей.

Такое расписание указывает на однопредметность занятий и является положительным фактором, так как в разновозрастном классе обеспечивает лучшие условия для развития, воспитания и обучения детей. А учитель имеет возможность использовать современные образовательные технологии, кардинально менять структуру занятий.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 321-352.

2. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Пілручник для студентів педагогічних факультетів. – К.: Абрис, 1997. – С. 319-341.

3. Стрекозин В.П. Организация занятий в малокомплектной начальной школе. – М.: просвещение, 1968. – С. 13-14.

4. Учебно-воспитательная работа в малокомплектной школе: пособие для учителей / Под ред. Прокопович И.В.. – М.: просвещение, 1973. – С. 11-19.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: