В чём проявляется верность Родине?




Сочинение № 2

Морально-этическое понятие «верность» оказывается в центре сюжета многих
литературных произведений и характеризует поступки героев в ситуации нрав-
ственного выбора. Согласно определению, данному в толковом словаре, верность -
«преданность кому-либо или чему-либо; неизменность в своих обещаниях, словах,
отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга». Это понятие довольно ши-
рокое и характеризует не только любовные отношения, но и отношение человека к
Родине. В чём же проявляется преданность Отчизне? Во-первых, в готовности бо-
роться до последней капли крови за свободу и независимость своего народа и по-
жертвовать собой, чтобы приблизить победу над врагом. А во-вторых, в неспособно-
сти предать её интересы и перейти на сторону врага. В доказательство своей точки
зрения приведу следующие литературные примеры.

Вспомним повесть Б. Васильева «В списках не значился». В июне 1941 года
лейтенант Николай Плужников окончил военное училище и был направлен для
прохождения службы в Брестскую крепость. Он прибыл туда ночью, а на рассвете
началась война. Лейтенант не значился в списках, так как не успел доложить ко-
мандованию о своём прибытии. Однако ему суждено было стать последним из остав-
шихся в живых защитников Брестской крепости. Понимая, что ситуация безвыход-
ная, Николай Плужников не переставал в одиночку оборонять крепость, потому что
считал своим долгом сохранять верность Отечеству и защищать его до последнего
вздоха. Лишь 12 мая 1942 года его, ослепшего и измученного, фашисты вывели
на поверхность из подвалов. Последними словами этого человека были следующие:
«Крепость не пала: она просто истекла кровью, и я - последняя её капля». Муже-
ство и стойкость советского лейтенанта вызвали уважение даже у врага: немецкий
генерал отдаёт ему высшие воинские почести. Благодаря таким беззаветно предан-
ным своей Родине людям, как Николай Плужников, наша страна выстояла в Ве-
ликой Отечественной войне и победила фашизм. Ценой своей жизни они доказали
преданность Отчизне.

Мысль о том, что верность Родине проявляется в неспособности предать её инте-
ресы и перейти на сторону врага, звучит в повести В. Быкова «Сотников». Рыбак и
Сотников - партизаны, которые добровольно отправляются в деревню за провизией
для своего отряда. Им удаётся раздобыть баранью тушу, но их обнаруживают по-
лицаи. Партизаны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из-за
ранения Сотникова попадают к немцам. Фашисты допрашивают их и предлагают
стать полицаями. Каждый из них стоит перед мучительным нравственным выбором:
погибнуть, но не запятнать своей совести, сохранить верность Отчизне или остаться
жить, но стать предателем Родины. Сотников ни секунды не сомневается в своём
решении: он отвергает возможность спасения собственной жизни ценой предатель-
ства Родины. Герой мужественно встречает свою смерть. В отличие от Сотникова
Рыбак не смог побороть инстинкт самосохранения, струсил. Страх смерти взял верх
над всеми его чувствами. Он надевает мундир полицая и по приказу гитлеровцев
собственноручно казнит боевого товарища. Этот литературный пример показыва-
ет: трусости, предательству, измене Родины нет прощения, а мужество, стойкость,
сила духа, верность Отчизне заслуживают восхищения.

Итак, приведённые литературные примеры доказывают: верность Родино основа-
на на ответственности за её судьбу, жертвенности, готовности отдать собственную
жизнь за свободу и независимость своего народа, неспособности предать интересы
Отчизны и перейти на сторону врага.

Тематическое направление № 2

«Равнодушие и отзывчивость»

Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими во-
просами и утверждениями:

Какого человека вы хотели бы видеть рядом с собой: отзывчивого или равнодуш-
ного? Может ли равнодушие привести к беде? Имеет ли право человек быть равно-
душным? Отзывчивый человек - это счастливый человек? Как стать отзывчивым
человеком? «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть» (А.П.
Чехов). «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет
права быть равнодушным к матери»? (Ги де Мопассан). «Бойся равнодушных —
они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на
земле предательство и убийство» (Б. Ясинский). Имеет ли право быть равнодушным
человек по отношению к страдающим животным? Как вы понимаете слова: «дея-
тельное сострадание»?

Список произведений, рекомендуемых для раскрытия темы
«Равнодушие и отзывчивость»

1) Безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую
жизнь

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

А.П. Чехов «Тоска», «Палата № 6»

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

2) Искренняя готовность оказать ближнему бескорыстную помощь

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Н.С. Лесков «Человек на часах»

A. И. Куприн «Чудесный доктор»

B. Г. Короленко «Дети подземелья»

М.А. Шолохов «Жеребёнок»

В. Г. Распутин «Уроки французского»

В. Закруткин «Матерь человеческая»

Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен)

3) Сострадание и равнодушие человека к животным
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

А.П. Чехов «Каштанка»

Л. Андреев «Кусака»

М.А. Шолохов «Жеребёнок»

Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

А.И. Куприн «Белый пудель»

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»

Т. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо»

Сочинение № 1
Равнодушие и отзывчивость

«Равнодушие и отзывчивость» - эти слова характеризуют отношение человека
к людям, животным, растениям, действиям, событиям, одним словом, - ко всему
окружающему миру. Равнодушие всегда ассоциируется с таким словами, как без-
различие, холодность, безучастность, бесчувствие, апатия.

«Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека», - пи-
сал М. Горький, и с ним был полностью согласен и А.П. Чехов, утверждавший, что
«равнодушие - это паралич души». Именно он написал рассказ «Тоска», в котором
показал, как усиливаются страдания у переживающего смерть сына героя, кото-
рому некому, кроме лошади, рассказать о своем горе, поделиться им и тем самым
получить хоть капельку утешения. Извозчик Иона Потапов был «весь бел, как при-
видение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит
на козлах и не шевельнется», оцепенел от своего горя и так хотел рассказать о нём.
Он пытался завязать разговор с теми, кого подвозил: военным, тремя молодыми
людьми, дворником, обращался и к другому извозчику... Но никому не было до него
дела. Никто не проявил отзывчивости. И тогда Иона поделился своим несчастьем
с лошадью: «Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина...Иона
увлекается и рассказывает ей всё...». Ничего особенного не ждал от своих седо-
ков Потапов, но живое человеческое участие, доброе слово, улыбка помогли бы ему
пережить горе.

О том, как должен вести себя человек по отношению к окружающим нас людям,
написано две тысячи лет назад в притче о добром самарянине в Евангелии. В ней
рассказывается, как некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался
разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили и ушли, оставив его едва жи-
вым. Самарянин же некто, проезжая, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал
ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в го-
стиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал
содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что
более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Иисус, рассказав эту притчу, сказал чело-
веку: «Иди, и ты поступай так же». Таким образом указав, как человек должен
строить отношения с другими людьми: быть отзывчивым, проявлять сострадание к
каждому, кто в данный момент жизни нуждается в его участии, в его помощи.

Именно таким отзывчивым, добрым человеком был герой рассказа А.И. Куприна
«Чудесный доктор». Швейцар барина проявил полное равнодушие к просьбе двух
мальчиков - Гриши и Владимира Мерцаловых - передать письмо барину с прось-
бой о помощи. «Я ему все, как ты учила, сказал: «Есть, мол, нечего... Матушка
больна... Помирает...», «... он нам и говорит: «Убирайтесь скорее отсюда к черту!
Чтобы духу вашего здесь не было!..» А Володьку даже по затылку ударил», — рас-
сказал Гриша матери.

На лечение отца, заболевшего брюшным тифом, были потрачены все сбережения
семьи. Место работы Мерцаловым было потеряно. Начали болеть дети. В жару и
без сознания лежала его дочь. Он «обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь
повсюду», даже дважды просил милостыню и уже думал о самоубийстве. Однако
спас семью старик, который случайно присел рядом с Мерцаловым на скамейку
и, разговорившись с нечастным отцом семейства, узнал о его бедах. Незнакомец
оказался врачом, он проявил удивительную отзывчивость: вместе с Мерцаловым
поехал к нему домой, осмотрел больную девочку и не только оставил рецепт, но и
деньги. Кто был этим чудесным доктором семья узнала, лишь получив лекарство:
«на ярлыке, «прикрепленном к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря
было написано: «По рецепту профессора Пирогова». И после этого случая как-то
всё наладилось чудесным образом в семье.

Швейцар и доктор - писатель показывает нам с помощью этих героев, как гу-
бительно не только для человеческой души, но жизни равнодушное отношение к
чужим бедам и какой целительной волшебной силой обладает отзывчивость врача,
спасшего не только больную девочку, но и всю семью Мерцаловых, протянувшего
им руку помощи, как добрый самарянин.

Сочинение № 2
Чем опасно равнодушие?

Равнодушие... Согласно определению, данному в толковом словаре под редакци-
ей С.И. Ожегова, это безразличное отношение к другим людям, их проблемам и
бедам. Равнодушный человек никогда не протянет руку помощи нуждающемуся,
спокойно пройдёт мимо его страданий. Безучастное отношение к другим людям ве-
дёт к деградации как личности, так и социума. В этом и состоит главная опасность
равнодушия, поэтому каждому из нас надо стараться победить в себе душевную чёр-
ствость.

Об опасности равнодушия говорили в своих произведениях многие русские пи-
сатели. Вспомним святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на
ёлке». Его писатель часто читал на благотворительных вечерах, где собирались
деньги для помощи бедным. Это печальная история о маленьком мальчике, кото-
рый вместе с матерью приехал в Петербург из провинциального городка. Женщина
внезапно умирает, и ребёнок остаётся совершенно один накануне Рождества. По-
чувствовав холод и бесприютность, он выходит на улицу. Голодный, одетый в то-
ненький халатик, дрожащий от холода ребёнок бродит по городу, однако окружаю-
щие остаются безучастны к его судьбе.

Рождество считается самым светлым и добрым праздником. В России в Святки
принято было творить добрые дела: помогать больным и обездоленным, раздавать
им милостыню. Следовали этой традиции все: от государя до простых смертных.
Однако в рассказе Ф.М. Достоевского никто из столичных жителей не оказал помо-
щи страдающему от голода и холода ребёнку в день милосердия и доброты. Замерза-
ющий от холода, он ни у кого не вызывает сочувствия. «Мимо прошёл блюститель
порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика». Этот человек слишком до-
рожит своим душевным спокойствием в праздничные дни, поэтому делает вид, что
не замечает несчастного ребёнка. Ф.М. Достоевский подчёркивает, что мальчику
холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной
чёрствости: у ребёнка «болят пальчики и на ножках, а на руках стали сосем крас-
ные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что
у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше». Замерзающие пальчики
— это следствие не только мороза и стужи, но и холодного одиночества ребёнка, ко-
торого никто не любит и который никому не нужен.

Рождество не приносит счастья и радости мальчику. Он сталкивается с пораз-
ительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. Когда мальчик
отворил дверь в богатый дом и хотел зайти туда, одна барышня сунула ему в руку
«копеечку». Поступок девушки вызван не столько состраданием, сколько желани-
ем поскорее отделаться от нищего, чтобы он поскорее ушёл и не омрачал праздник.
Копеечка была дана не от чистого сердца, поэтому тут же «выкатилась и зазвене-
ла». Руки мальчика так сильно замерзли, что он не мог сжать пальцами данную
ему денежку.

Рождество должно нести людям радость, единение. Однако герою рассказа
Ф.М. Достоевского этот праздник приносит гибель. В результате людского равно-
душия мальчик погибает, замёрзнув в одной из подворотен. И дальше сюжет раз-
вивается в фантастическом плане: мальчик попадает на праздник к Христу. Если
на земной ёлке ребёнок встречается с бездушием и эгоизмом, то на ёлке у Христа
он попадает в атмосферу любви и участия. Здесь герой обретает то, чего у него не
было на земле, - семью, дом, где его любят: «... о, какой свет! О, какая елка! Да и
не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все
сияет и кругом все куколки, - но нет, это все мальчики и девочки, только такие
светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его...»

Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» - это упрёк равнодуш-
ным взрослым. «Если в мире нет любви и сострадания, то неизбежно страдают
дети», - говорит писатель. Именно в этом он видит опасность равнодушия. По мыс-
ли Ф.М. Достоевского, если сердца людей не очистятся от равнодушия и злобы, то
общество деградирует. Проявление сочувствия к окружающим, оказание им своев-
ременной действенной помощи - одно из непременных условий гармоничного раз-
вития человеческого общества.

Итак, приведённый литературный пример позволяет сделать вывод о том, что
равнодушие преступно, необходимо помогать людям, которые находятся в беде.
Оставаясь безучастными к тем, кто нуждается в нашей помощи, мы лишь усилива-
ем их страдания.

Тематическое направление № 3

«Цели и средства»

Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими во-
просами и утверждениями:

Цель оправдывает средства? Нечестные пути возможны к великой цели? «Ника-
кая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее до-
стижения» (А. Энштейна). «Лучше достичь маленькой цели правыми средствами,
чем большой - неправыми» (Бауржан Тойшибеков).

Список произведений, рекомендуемых для раскрытия темы

«Цели и средства»

1) Истинные и ложные жизненные цели

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Л.Н. Толстой «Война и мир» (образ Андрея Болконского)

А.П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч», «Анна на шее»

Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен)

Джек Лондон «Мартин Иден»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

2) Этическая оценка средств достижения цели

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

A. С. Пушкин «Капитанская дочка» (образ Швабрина), «Моцарт и Сальери»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

B. Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

3) Упорство в достижении поставленной цели

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь «Шинель»

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Васильев «А зори здесь тихие»

Джек Лондон «Мартин Иден»

Сочинение № 1

«Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства
для её достижения» (А. Энштейна)

Никколо Макиавелли считал, что «цель оправдывает средства» и тем самым
превращал такие понятия, как мораль и нравственность, в пустой звук. И он не
одинок в своём суждении, у него были и, к сожалению, вероятно, будут последова-
тели.

Немецкий философ Фридрих Ницше заявлял, «люди делятся на «господ» и «ра-
бов», и «господам - «сильным личностям», «сверхчеловекам» - всё дозволено». Они
могут, не считаясь с моралью и законом, истреблять тех, кто становится на их пути
достижения цели. Именно теория Ницше стала позднее основой для создания фа-
шисткой идеологии, принёсшей миру неисчислимые несчастья.

С его трудами не мог познакомиться герой романа Ф.М. Достоевского «Преступ-
ление и наказание» Родион Раскольников, потому что они были выпущены в свет
позже, чем написан роман - в 1867 году: «Так говорил Заратустра» (1883-1885),
«По ту сторону добра и зла» (1886). Однако, видимо, идеи зла словно носились в
воздухе, заражая молодые умы. Вот и создал своё произведение Ф.М. Достоевский,
показав, как разрушителен для жизни и психики человека постулат о некой вседоз-
воленности, о том, что можно, если ты не такой, как все, избранный, прибегать к
любым средствам для достижения своих целей и даже убивать людей, «...для своей
идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь» возможно, решает Расколь-
ников, если ты не вошь, а власть имеющий. Преследуя цель избавить от нищеты
своих родных и заодно проверить себя («тварь ли я дрожащая или право имею»,
то есть относится ли он к избранным) Родион убивает «никчемное существо», ста-
руху-процентщицу, и случайно её сестру Лизавету. Но позже признаётся: «Я не
старушонку убил... я себя убил». То есть убил своё человеческое, гуманное начало,
перешагнул через нравственные принципы, через добро, разорвав тем самым вну-
треннюю глубинную связь не только с окружающими людьми, но и со своими род-
ными. Воспользовался страшными средствами для достижения своей цели, престу-
пил некую черту, грань дозволенного и испытал последствия своих шагов: чуть не
лишился разума, страдал от мучительного внутреннего одиночества, не знал, как
жить дальше, пока не увидел путь, указанный Сонечкой: признание, покаяние, ис-
купление вины наказанием, воскрешение для нормальной жизни.

И Швабрин, один из героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» был,
видимо, последователем Никколо Макиавелли, считая, что для достижения своих
целей все средства хороши. Заметив симпатию Петра Гринёва к Марии Мироновой,
он поспешил её оговорить: «... чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то
вместо нежных стишков подари ей пару серёг». Во время дуэли с Петром, восполь-
зовавшись тем, что Гринёв оглянулся на крик Савельича, ранил его в плечо. Когда
же в крепость вошли бунтовщики, перешёл на сторону Пугачёва и пытался, втёр-
шись в его доверие, решить судьбу Гринёва: «... к неописанному моему изумлению,
увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в ка-
зацком кафтане. Он подошел к Пугачёву и сказал ему на ухо несколько слов. «Ве-
шать его!» — сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня». Принуждая Машу выйти
за себя замуж, держал её взаперти, обходился с ней жестоко, угрожая дальнейшей
расправой. А когда попал под следствие после подавления восстания, оговорил Пе-
тра Гринёва, рассказав о его общении с Пугачёвым, вследствие чего Пётр оказался
в тюрьме.

К таким вот низким средствам прибегал Швабрин, стремясь достичь своих це-
лей: любви Маши, спасения своей жизни, гибели своего врага - Петра. Но он их
не достиг, только разрушил собственную жизнь. Тогда как жизнь Петра Гринёва,
который проходил все жизненные испытания, не роняя своей чести и достоинства,
не перешагивая через интересы других людей, следуя общепринятым моральным
нормам, сложилась счастливо.

И А.С. Пушкин, и Ф.М. Достоевский, и многие другие наши замечательные рус-
ские писатели стремились донести до нас очень важную мысль: достигая своих це-
лей любыми средствами, человек разрушает себя как личность и губит свою жизнь!
Не всеми средствами можно добиваться поставленных целей, а только теми, кото-
рые соответствуют высоким моральным принципам.

Пусть цель и высока, не оправдать путей,

Когда в сердцах людей окалина осталась
От наших не всегда продуманных идей.

Пусть легче будет шаг. В желании подняться
Так важно за черту уметь не заступать.

(О. Аистова)

Сочинение № 2

Как Вы понимаете смысл высказывания Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо
прежде всего идти»?

В толковом словаре можно встретить следующее определение переносного значе-
ния слова «цель»: это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Достичь постав-
ленной цели, реализовать свою мечту человеку помогают прежде всего упорство и
сила воли. Именно об этом говорит в своём высказывании французский писатель
Бальзак, подчёркивая, как важно каждому из нас на пути к своей цели проявить
решительность и, несмотря ни на какие трудности и препятствия, не отступать от
намеченного, довести начатое дело до конца.

«Энциклопедией человеческого упорства» литературоведы называют роман Дже-
ка Лондона «Мартин Иден». Главный герой этого произведения, проявив невидан-
ное упорство, смог победить собственное невежество, ликвидировать пробелы в об-
разовании и достичь невероятных высот в интеллектуальном и духовном развитии.

Мартин Иден - малообразованный молодой моряк. Речь юноши построена грам-
матически неправильно и полна жаргонных слов и грубых оборотов. Однажды ге-
рой случайно знакомится с девушкой из богатой аристократической семьи Руфью
Морз, в которую влюбляется с первого взгляда. Она производит неизгладимое впе-
чатление на Мартина Идена не только своей привлекательной внешностью, но и
умением легко и свободно излагать собственные мысли, со знанием дела рассуждать
о литературе и искусстве. Руфь Морз кажется ему воплощением интеллигентности,
образованности, чистоты и духовности. Мартин Иден слишком идеализирует её.

Молодые люди с интересом общаются друг с другом, однако Руфь не всегда пони-
мает жаргонных выражений Мартина, а он не знает смысла многих употребляемых
ею слов. Тогда девушка начинает учить полуграмотного моряка правильному про-
изношению английских слов, поясняет ему их значение. Самое главное, ей удаётся
пробудить в нём интерес к литературе.

Чтобы стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться,
Мартин Иден решает измениться. Отходит от людей своего круга и активно берётся
за самообразование: записывается в библиотеку, берёт книги для чтения на дом, на-
чинает следить за своей речью.

Мартин Иден составляет программу по самосовершенствованию: читает романы,
стихотворные сборники, научные труды. Юноша с воодушевлением погружается в
изучение литературы, языка, правил стихосложения и грамматики. С титаниче-
ской энергией, работая по девятнадцать часов в сутки, анализирует литературные
приёмы разных писателей, постигает значение непонятных слов.

Как отмечает Джек Лондон, благодаря прочитанным книгам Мартин Иден «обо-
гатил свой словарь и свой умственный багаж и лучше узнал самого себя».

Ценой упорного труда, колоссального напряжения физических и духовных сил
Мартин Иден ликвидирует пробелы в своём образовании и за короткий срок овла-
девает обширными знаниями из разных областей науки. Руфь Морз с удовлетворе-
нием отмечает в нём перемены к лучшему. Юноша начинает гораздо правильнее
выражать свои мысли, становится образованнее тех, кем он восхищался поначалу
и перед кем испытывал мучительный стыд за своё невежество. Так, проявленное
упорство помогло Мартину Идену достичь невероятных высот в интеллектуальном
и духовном развитии.

Герои, способные проявить силу воли и довести начатое дело до конца, есть не
только в зарубежной, но и в русской литературе. Говоря о том, как важно быть
настойчивым в достижении поставленных целей, хочется вспомнить главного ге-
роя повести Н.В. Гоголя «Шинель» - Акакия Акакиевича Башмачкина. Накопить
деньги на покупку новой шинели становится для этого человека целью и смыслом
жизни. Он начинает на всём экономить. По вечерам не зажигает свечи и не пьёт
чай, отказывает в себе еде, голодает, по улицам ходит очень осторожно, чтобы не
сносить раньше времени обувь, редко отдаёт белье прачке. Так, ценой многих ли-
шений герою удалось скопить денег на покупку новой шинели. Башмачкин про-
явил терпение, силу воли и в результате добился своего.

Проанализировав идейное содержание романа Джека Лондона «Мартин Иден» и
повести Н.В. Гоголя «Шинель», можно сделать следующий вывод: сила воли, ре-
шительность помогают каждому из нас не отступать от намеченного пути, выстоять
в самые трудные минуты жизни и довести начатое дело до конца. Ведь «чтобы дой-
ти до цели, надо прежде всего идти».

Тематическое направление № 4

«Смелость и трусость»

Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими во-
просами и утверждениями:

Почему так важно быть смелым человеком? Может ли трусость привести к изме-
не? Что означает устойчивое выражение «у страха глаза велики»? «Смелость - по-
ловина победы» - так ли это? Можно ли стать смелым человеком? Согласны ли вы
с утверждением М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсут-
ствие»? Опасен ли трусливый человек? «Трусы много раз умирают до наступления
смерти, храбрые умирают только один раз» (У. Шекспир). Принятие решений тре-
бует смелости? Сказать «нет» может только смелый человек? «Смелость не зря счи-
тается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных
качеств» (У. Черчилль). «Есть вещи и хуже войны: трусость хуже, предательство
хуже, эгоизм хуже» (Э. Хемингуэй). «Трусость очень вредна, потому что она удер-
живает волю от полезных действий» (Декарт). «Трусливый друг страшнее врага,
ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой).

Список произведений, рекомендуемых для раскрытия темы

«Смелость и трусость»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

М.Ю. Лермонтов «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и уда-
лом купце Калашникове»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Салтыков-Щедрин «Глупый пескарь»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)

М.А. Шолохов «Судьба человека»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

A. Т. Твардовский «Василий Теркин»

Е. Ильина «Четвёртая высота»

B. Быков «Сотников», «Журавлиный крик»

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

В.П. Аксёнов «Московская сага»

Сочинение № 1

«Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог
остальных положительных качеств» (У. Черчиль)

Смелость... Это качество, приобретаемое человеком в течение жизни? «Да!», - от-
вечает на этот вопрос своим содержанием статья из философского словаря: «Сме-
лость как массовое явление в жизни общества порождается особыми социальными
условиями и обстоятельствами». А, может быть, это волевое качество личности
родом из детства?

...Этот, хоть и сам с вершок,

Спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо,

В жизни пригодится...

Писал В. Маяковский в своём стихотворении «Что такое хорошо и что такое
плохо?» А Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении со страшным названием
«Вурдалак», но смешным содержанием - за вурдалака была принята собака - опи-
сал мальчика с противоположным качеством характера:

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шёл домой.

Смог ли Ваня с течением времени преодолеть свойственную ему робость или это
оказалось невозможным? Будем надеяться, что перерос этот свой недостаток...

Многие политики, философы и литераторы считают, что в те минуты жизни, ког-
да человек поставлен перед выбором, совершить смелый поступок позволяет только
высокий нравственный потенциал, духовный багаж, накопленный личностью, что
смелым может быть только высоконравственный человек, для которого очень доро-
ги такие понятия, как честь, достоинство, любовь к другим людям, любовь к Роди-
не. Именно таким был Сотников, герой произведения Василя Быкова «Сотников».
И другим в минуту жизненного выбора оказался Рыбак, внутреннего потенциала
личности которого не хватило до смелого, достойного поступка, «трусоват был»,
совершил предательство. И рыбак, и Сотников выполняли очень важное поручение:
достать продовольствие для партизан, но попали в плен: были схвачены полицаями.
И как по-разному он стали вести себя в плену! Сотников хотел ценой своей жизни
спасти тех, кто тоже был схвачен: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая, - не
очень громко сказал Сотников и кивнул в сторону Рыбака. - Тот здесь оказался
случайно - если понадобится, могу объяснить. Остальные ни при чем. Берите од-
ного меня». «По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее,
чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому».

Рыбак решил во что бы ни стало спастись, не понимая, что за это придётся запла-
тить слишком большую цену. «Слушай, я вроде их обхитрю», - шептал он Сотни-
кову, который предупреждал его о тщетности ожиданий возможного спасения без
вреда для собственной души и совести: «Чудак! С кем ты вздумал тягаться?... Это
же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» «Ры-
бак был неплохим партизаном, наверно, считался опытным старшиной в армии,
но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то».

Рыбак заявляет своё намерение служить в полиции, «решил выжить любой це-
ной», надеясь после как-нибудь потом выкрутиться. Выкрутиться не удалось: его
заставили участвовать в казни своего товарища: он выбил подставку из-под ног Сот-
никова...

Купленная жизнь ценой предательства не принесла счастья, и повеситься не уда-
лось, «непреодолимое отчаяние охватило его, он застонал, едва подавляя в себе
внезапное желание завыть, как собака». Поистине прав был Уильям Шекспир,
когда сказал, что «трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
умирают только один раз».

«Не тот смел и мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха,
а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не под-
чиняясь страху», - писал Константин Дмитриевич Ушинский задолго до того, как
было написано произведение В. Быкова, но словно имея в виду именно Сотникова.
Впрочем, не только его. И в мирное время находится место подвигу смелого человека.

Юрий Лелюков. В газете «Комсомольская правда» 26 февраля 1985 года был
опубликован очерк «Четыре секунды длиною в жизнь» о его подвиге. Удивительно
смелым человеком оказался учитель начальной военной подготовки второй средней
школы. Во время урока он хотел рассказать ученикам о принципах обращения с
гранатой. Граната, которую он держал в руке, объясняя учебный материал, оказа-
лась настоящей: «Раздался хлопок, и пошёл дымок». У него было несколько секунд
решить, как поступить. К решению, принятому за секунды, он шёл всю жизнь. На-
копленный годами высокий человеческий потенциал, его высокая духовность про-
явилась в решительном поступке: он пожертвовал собой ради других: «повернулся
к классу спиной, шагнул в угол, неловко нагнулся и крепко, намертво прижал гра-
нату к животу».

Были спасены 26 учеников.Он не думал о себе, о своей семье: Ларисе, шестилет-
ней Олесе и годоваловом Юре. Это произошло 29 ноября 1983 года в Иваничевской
средней школе №2. Там преподал свой последний урок мужества и человечности и
смелости военрук Юрий Лелюков.

Смелость, проявленная человеком и в военное, и в мирное время, всегда поража-
ет тех, кто оказался свидетелем яркого проявления благородства души человека,
его способностью преодолевать в себе «чувство страха, неуверенности, опасения
перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями... Смелость тес-
но связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, прин-
ципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости,
малодушию, приспособленчеству» (философский словарь).

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят
их для себя, - те просто лентяи или трусы...» (М. Горький «Старуха Изергиль»).

Сочинение № 2

Чем трус отличается от смельчака?

Трусость - не сам страх, а неспособность подавить его.

Учебник психологии

Смелость и трусость... Это два противоположных качества, наличие или отсут-
ствие которых определяет поведение человека и отношение к нему других людей.
Согласно толковому словарю, смелость - решительное поведение, не знающее стра-
ха, а трусость - неспособность выполнить должное из-за чувства страха. С моей
точки зрения, эти два противоположных качества ярче всего проявляются в экс-
тремальной ситуации, связанной с риском для собственной жизни. В тяжёлых ус-
ловиях военного времени трус не в силах побороть инстинкт самосохранения: страх
смерти берёт верх над всеми его чувствами, и такой человек, чтобы выжить любой
ценой, нередко предаёт Родину и своих боевых товарищей, совершает бесчестный
поступок. У смельчака, наоборот, в экстремальной жизненной ситуации чувство
долга перед Отчизной всегда оказывается сильнее инстинкта самосохранения: он
готов умереть, но не жить подлой жизнью предателя и труса.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, спо-
собные к смелым действиям, так и персонажи, поддавшиеся чувству страха за свою
жизнь и демонстрирующие трусость, слабость духа и отсутствие воли. Вспомним
рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Запертый в церкви вместе с другими
советскими пленными Крыжнёв решает сохранить собственную жизнь ценой жиз-
ни другого человека. Он намеревается выдать фашистам своего бывшего командира.
Таким подлым поступком Крыжнёв хотел заслужить их расположение и избежать
расстрела. Этот человек, струсив, не в силах побороть инстинкт самосохранения и
готов пойти на нравственный компромисс, лишь бы остаться живым. Безумие во-
йны лишает Крыжнёва его лучших душевных качеств и заставляет, проявив тру-
сость, пойти на предательство своего боевого товарища. Главный герой рассказа -
Андрей Соколов - не мог допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой
гибели другого, потому что только в единении видел людей видел залог победы на
войне. Поэтому он задушил труса.

Сила духа, любовь к родной земле помогают Андрею Соколову вытерпеть все
ужасы фашистского плена, побороть страх смерти. Смелость, решительность этого
человека ярче всего проявляются в сцене психологического поединка с комендан-
том концлагеря Мюллером. Немец сообщает дерзкому пленному, что собирается его
расстрелять. Слабый духом человек на месте Андрея Соколова, услышав эти слова,
стал бы умолять о пощаде. Но русский солдат сохраняет чувство собственного до-
стоинства, не унижается перед врагом. Своим поведением он словно иллюстрирует
высказывание американского писателя Марка Твена о том, что смелость - это со-
противление страху и контроль над ним.

Комендант концлагеря Мюллер предлагает Андрею Соколову перед смертью вы-
пить рюмку водки за победу немецкого оружия. Он отказывается это сделать, так
как не может пойти на предательство Родины, пусть даже на словах. Андрей Со-
колов соглашается выпить только за свою погибель как избавление от мук. Герой
ведёт себя уверенно и спокойно. Ему удаётся побороть инстинкт самосохранения.
Мюллер, который несколько минут назад собирался застрелить пленного, признаёт
силу его характера, умение хладнокровно взглянуть в глаза смерти. «Вот что, Со-
колов, ты - настоящий русский солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных
противников», - говорит он. Смелый, решительный поступок Соколова вызвал к
нему уважение даже у врага. Комендант концлагеря признаёт мор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: