Как субъект социальных отношений личность характеризуется социальной активностью, способностью влиять на окружение, изменяя его и себя. Причем активная деятельность личности лишь тогда является продуктивной, когда она согласуется с культурными достижениями общества, когда ее поведение взаимосвязано с окружающими и имеет социальный характер.
Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, природе и вещам.
Деятельность и поведение личности детерминируется (то есть оговаривается, ограничивается) не только внутренним механизмом мотивации, взаимодействия потребностей, интересов, ценностей личности. Извне на поведение человека влияют существующие в обществе нормы.
Социальная норма - это типичный образец действия, эталон поведения, который приписывается индивиду в определенной ситуации. Исходя из собственной системы ценностей и в пределах социальных норм, которые извне регулируют поведение человека, он определяет направленность своих действий, свою активность.
Социальные нормы как регуляторы социального взаимодействия существуют объективно относительно человека. В процессе социализации личности социальные нормы интериоризируются в элементы системы саморегуляции поведения, формируют уровень культуры личности. В то же время, далеко не все нормативные требования социального окружения и социальные нормы становятся регуляторами поведения для всех людей. То есть общество пытается урегулировать поведение своих членов, но сделать это в полной мере не удается. По своему характеру социальное поведение может быть самым разнообразным: альтруистичным или эгоистичным, законопослушным или противозаконным, серьезным или легкомысленным, корректным или грубым и т.д.
|
Вследствие различных причин духовного, экономического, политического характера в обществе всегда есть люди с девиантным поведением - поведением, которое отклоняется от принятых в обществе ценностно-нормативных стандартов.
Один из основателей теории структурного функционализма американский социолог Р.Мертон разработал классификацию девиантного поведения, основной причиной которой он считал разрыв между целями общества и социально приемлемыми средствами достижения этих целей. Большинство членов общества признают господствующие в нем нормы и ценности, стремятся реализовать их легальными способами, принимаемые обществом.
Основные формы девиантного поведения (по Г. Мертону):
* конформизм - полное принятие целей общества и способов их достижения;
* инновационное - человек признает цели общества, но пытается реализовать их новыми, нетрадиционными средствами (рэкет, кражи, злоупотребления и т.п.);
* ритуализм - человек не признает общественные цели и ценности, однако придерживается принятых "правил игры", действует в соответствии с общественными представлениями о допустимых средствах достижения целей;
* эскейпизм (ретритизм) - уход, бегство человека от социальной действительности, человек не признает ни цели, ни средства их достижения (анархия, наркомания, бродяжничество и др.);
* бунт, мятеж - отбрасывая общественные ценности, цели и средства их реализации, человек активно им противодействует, стремится заменить их новыми (терроризм, радикализм и др.) '.
|
Понятие девиации в социологическую систему знания ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм, изучая такой вид девиантного поведения, как самоубийство. Проявлениями этого типа поведения являются правонарушения, преступления, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
В периоды, когда общественные отношения испытывают существенные трансформации, в кризисные моменты развития общества проявления девиантного поведения увеличиваются.
Наиболее опасной формой девиации является преступность, она является проявлением острого конфликта между общественными интересами и индивидуальными.
Девиантное поведение, в широком понимании, это любые действия, которые не соответствуют социальным нормам и стереотипам данного общества.
Различают позитивную и негативную девиацию.
Положительная девиация: самопожертвование, сверхтрудоспособность, героизм.
Негативная девиация: терроризм, кражи, суицид, цинизм, наркомания, проституция и др.
В узком понимании девиантное поведение - всякие негативные и неодобрительные отклонения от социальных норм.
Основные виды: преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, аномия.
Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.
|
Основные механизмы социального контроля:
1) собственно контроль, осуществляемый извне, в том числе путем наказаний и других санкций;
2) внутренний контроль, обеспечиваемый интериоризацией социальных норм и ценностей;
3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;
4) "контроль", основанный на широкой доступности различных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:
- замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными,
- направление социальной активности в общественно-одобрительном, или нейтральном ключе,
- легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) "преступления без жертв",
- создание организаций (служб) социальной помощи: суицидальной, наркологической, геронтологической,
- реадаптация и ресоциализация личности, которая оказалась вне общественных структур,
- либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности,
- безусловная отмена смертной казни.
Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, - отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы.
Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.
Термин делинквентный составлен из двух слов с латинскими корнями: латинского delictum — проступок и английского delinquency — правонарушение. Этим термином определяются поступки человека (действие или бездействие), направленные против моральных и поведенческих норм общества и наносящие моральный или материальный ущерб отдельным гражданам и/или обществу в целом.
Делинквентное поведение является предметом внимания социологов, педагогов, психологов, криминалистов.
Виды
По степени отклонения от общественных и правовых норм выделяются три вида делинквентного поведения:
· несущественные поведенческие отступления от принятого этикета и общественной морали (больше сходные с девиантностью);
· незначительные нарушения правовых норм, не влекущие за собой серьёзной уголовной ответственности;
· откровенные нарушения правовых норм, строго наказывающиеся законом.
К первым двум группам видов делинквентного поведения относятся:
Мелкие административные правонарушения:
· хулиганство;
· нецензурная ругань на улице;
· распитие на публике спиртных напитков;
· доведение малолетних до состояния опьянения;
· досаждение гражданам непристойными предложениями или репликами.
Дисциплинарные проступки:
· неявки на работу и систематические прогулы без уважительных причин;
· приход на работу в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного);
· нарушение правил охраны труда, повышающее риск травм и увечий на производстве.
К третьей группе поведенческих деликтов относятся конкретные нарушения административного и криминального кодекса.
Преступления:
· проституция;
· распространение наркотиков;
· распространение порнографии;
· кражи;
· изнасилования;
· террористические акты.
Для обеспечения надлежащего выполнения требований образовывается система социальных санкций позитивного и негативного характера. Санкции существуют потому, что далеко не все члены общества надлежащим образом выполняют свои роли. Главное назначение санкций - привести поведение человека в соответствие к социальным нормам, предостеречь человека от нарушений.
Санкции – способ регулирования общего поведения своих членов, с целью стимулирования желаемого поведения и прекращения не желаемого, для обеспечения упорядоченности, внутренней сплоченности и беспрерывности общественной жизни.
Позитивные санкции:
формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны влпсти, вручение похвальной грамоты, денежного вознаграждения, награждение орденами, медалями, сооружение памятников...
неформальные позитивные санкции – слава, почет, уважение, признание авторитета, одобрение со стороны окружения.
Негативные санкции:
Формальные негативные санкции – наказания предусмотренные законом (предупреждения, замечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества...
Неформальные негативные санкции – гражданское осуждение, хула, высказывание недовольства, отказ подать руку, поддерживать дружеские отношения...
В общественном сознании еще очень сильна вера в запретно-репрессивные меры как лучшее средство спасения от правонарушений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.
Вопросы:
1. Что такое социальная адаптация и интериоризация как составляющие процесса социализации?
2. Что происходит в результате интериоризации?
3. Какова роль ценностных ориентаций в деятельности личности?
4. Что ограничивает свободу человека?
5. Как называется поведение, отклоняющееся от принятых в обществе ценностно нормативных стандартов?
6. В чем заключается сущность девиантного поведения?
Литература:
1. Социология. Пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. В.Г. Городяненка.- К., 2004.
2. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. Базовый курс. - К., 2005. - с.312.
3. Социология: Учебник/ Под ред. В.М.Пічі.-Львов, 2010.-296с.