Памятка родителям
(адаптация)
Золотые правила воспитания для родителей:
· Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
· Принимайте ребёнка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
· Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
· Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
· Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
· Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
· Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
· Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
· Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.
· Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несете именно вы.
Возрастные особенности
· потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
· повышенная утомляемость;
· стремление обзавестись верным другом;
· стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
· отсутствие авторитета возраста;
· отвращение к необоснованным запретам;
· восприимчивость к промахам учителей;
· переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
· отсутствие адаптации к неудачам;
· отсутствие адаптации к положению «худшего»;
· ярко выраженная эмоциональность;
· требовательность к соответствию слова делу.
Признаки успешной адаптации
· удовлетворенность обучающегося процессом обучения;
· обучающийся легко справляется с программой;
· степень самостоятельности обучающегося при выполнении им учебных заданий;
· удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Некоторые проблемы обучающихся
· Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
· Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
· Не умеет работать самостоятельно.
· С трудом понимает объяснения учителя.
· Постоянно что-то и где-то забывает.
· Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
· Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Трудности адаптации
В лицее обучающегося ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, новые дисциплины, иная поурочная система.
Одни ребята быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период ученики нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда может ухудшаются сон и аппетит.
Успешность адаптации обучающегося зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Признаки возникшей дезадаптации у обучающегося
· Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.
· Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
· Усталый, утомлённый вид обучающегося.
· Нежелание выполнять домашние задания.
· Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
· Жалобы на те или иные события, связанные с обучением.
· Беспокойный ночной сон.
· Трудности утреннего пробуждения, вялость.
· Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
Первое условие успеха, обучающегося в новы социальных условиях — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Несмотря на кажущуюся взрослость, обучающийся нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях лицейской жизни.
Воодушевите своего взрослого ребенка на рассказ о своих лицейских делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в лицее?».
Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе.
Помогите ребёнку запомнить имена новых преподавателей.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о лицее.
Регулярно беседуйте с классным руководителем вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с преподавателем, если вы чувствуете, что не знаете о лицейской жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных с учебой, или о взаимосвязи его лицейских и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с преподавателем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении.
Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Учите ребенка правильно оценивать свои успехи и неудачи. Помогите почувствовать интерес к тому, что преподают в лицее.
Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в лицее. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Это поможет более эффективно решать проблемы в лицее.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для своего чада).
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям)))