Смысл жизни с точки зрения философии.




Проект

На тему:«Цель жизни»

 

 

Автор проекта: ученица 11 класса Навозенко Анастасия Владимировна.

 

 

Нижние Пены 2020

Содержание

Введение………………………………………………………………………....................................3

1. Проблема смысла жизни……………………………………………………………………5

2. Смысл жизни с точки зрения философии………………………………………….6

3.Смысл жизни с научной точки зрения…………………………………………………8

4.Смысл жизни человека с точки зрения религии…………………………………9

5. Высказывания великих людей о смысле жизни………………………………...11

6. Заключение…………………………………………………………………………………………12

 

Ведение

Осознанные или неосознанные, вечные вопросы «почему?»,

«зачем?» и «ради чего?» постоянно сопровождают нас

и требуют ответа. И с того момента, когда начинается

длинный путь поиска этого ответа, осознанной

становится и сама жизнь.

 

Несколько лет назад в журнале «Наука и жизнь» была опубликована социологическая статистика, согласно которой, средняя продолжительность жизни в России за последнюю четверть века сократилась приблизительно на 10 лет (для мужчин она составила 57 лет, для женщин - 69). И основной причиной этого печального факта ученые назвали не экономический кризис, ухудшение экологии, эпидемии или болезни, и … потерю смысла жизни.

Во все времена люди задают себе один и тот же «больной» вопрос: «В чем смысл моей жизни?» Сколько несчастных судеб, сколько загубленных понапрасну жизней, сколько горя, крови, боли, насилия, войн, глобальных катастроф и погибших цивилизаций! И все из-за того, что ответ на этот вопрос так и не был найден или же был дан неверно. Так что же должен делать человек, чтобы не зря прожить свою жизнь, чтобы не растратить
впустую энергию своего «духа»?Многие тысячелетия, с тех пор как человек научился говорить, общаться и мыслить в современном понимании этого слова, он задавался вопросом о смысле жизни. За многие тысячи лет человек так и не смог дать себе однозначный ответ на этот вопрос. Философы древности, средневековья, Нового времени и современности также искали, ищут и будут искать ответ на этот вопрос поистине вселенского значения. Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие полагают, что смысл жизни не имеет ничего общего c нравственностью, что он вовсе не зависит от наших должных или добрых отношений к Богу, к людям и ко всему миру; третьи, наконец, признавая значение нравственных норм для жизни, дают им весьма различные определения, вступая между собою в спор, требующий разбора и решения». Итак, на мой взгляд, вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек, а не только философ. Этот вопрос часто переходит к вопросам, что такое жизнь, смерть, способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным. Каждый должен для себя рано или поздно ответить на вопрос: «Зачем?». После этого, действительно, уже не так важно «Как?», ибо смысл жизни найден. «Тот, кто ответил себе на вопрос «Зачем жить?», сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос «Как жить?» Ф.Ницше.

Он может быть в вере, в служении, в достижении цели, в преданности идеи, в любви.

И я, как и мои сверстники, часто ставлю перед собой те же вопросы «Как жить?», по какой дороге идти, чтобы по меньше сделать ошибок, чтобы не стыдно стало за свои поступки и дела. Узнать и понять себя сложно, это долгий и трудный процесс. Человек должен уметь не просто подниматься, а подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. И чем чаще мы будем ставить перед собой вопрос о смысле жизни, тем глубже, добрее и умнее будет наше поколение.

Тема моей работы является актуальной, так как проблема эта как никогда современна в нашем обществе, когда с развитием цивилизации человек, с одной стороны, открывает все больше тайн природы, а с другой, все сильнее отрывается от нее, находясь уже в другой реальности - реальности мегаполисов из стали и стекла. Вернёмся к главному вопросу: «В чем он, этот злосчастный смысл жизни?» Это и является целью данной работы, т.е. мне стало интересно определить, какой смысл жизни обозначает для себя современный человек.

И для решения этого я поставила перед собой задачи:

  1. Познакомиться с научным, философским, религиозным видением смысла жизни;
  2. Изучить ресурсы интернета;
  3. Определить проблему смысла жизни.
  4. Ознакомиться с мнениями о смысле жизни.

 

Для этого в процессе работы я использовала:

  1. П. С. Гуревич «Человек» (учебник);
  2. С. И. Григорьев. «Человек и общество». (учебник);
  3. Ресурсами интернета: https://www.psyho.ru, https://www.pobedish.ru.
  4. И.С. Кленская «Беседы о смысле жизни»;
  5. Ю.М. Орлов «Самопознание и самовоспитание».

 

Приложения:

1.Анкета «В чём смысл вашей жизни».

2. Анкета. Продолжите фразу «Я живу ради…

Проблема смысла жизни.

Проблема смысла жизни — это проблема искомого идеала или истины.

Её пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. Однако само решение вопроса, если говорить по существу, обусловлено экзистенциально-личностной установкой человека: его свободой, его духовным и нравственным состоянием.

На исторической арене три основные силы претендуют на решение этого вопроса: религия, философия и наука. Кратко их ответы можно было бы выразить следующим образом.

Религия, под которой подразумеваем такую законченную систему верований, где идеи Бога и вечной жизни являются центральными, — видит смысл жизни в единении с Богом.

Философия, в конечном счёте — в рациональном постижении истины.

Наука — в максимальном познании мира.

Естественно, что каждый из этих ответов требует широкой интерпретации.

 

Смысл жизни с точки зрения философии.

 

Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории. Человека всегда интересовала проблема поиска смысла жизни. Ответ на этот вопрос пытались предложить и религия, и философия и психология. Но всегда когда казалось, что ответ на этот вопрос найден, появлялась иная проблема. А как, и при каких условиях человек может достичь вершин развития своих духовных, интеллектуальных и физических возможностей. Сегодня на пороге третьего тысячелетия человечество вновь задается этими вопросами: в чем смысл жизни человека и человечества? Зачем мы приходим в этот мир – чтобы сделать его лучше и осмысленней или увеличить своей индивидуальной судьбой бессмыслицу окружающей жизни?

Понять это человеку помогает акмеология.

Акмеология - это наука о вершинных достижениях человека. Акмеология пытается ответить на вопросы: как активизировать себя, как добиться в жизни успеха? Как достичь акме - вершину своих возможностей? В чем заключается смысл жизни? В чем предназначение человека? Где личная истина и свой путь, и как их найти? Акмеология изучает человека в динамике его психофизического развития, в возрастном разрезе. Жизненные ступени человека:

- Детство - это первая жизненная ступень. Ребёнок стремиться подражать взрослым, хочет доказать им, что он сам может что-то делать. В эту пору ребенок познает окружающий мир, приобретает первый социальный опыт.

- Подростковый период. Время, когда происходит формирование личности.

У подростка зарождается способность к рефлексии - самопознанию. Приобретаются важнейшие качества, такие как способность к ученичеству и самостоятельность.

- Юношество. Время расцвета духовных и физических сил. Период поиска своего пути, своей судьбы. Приобретаются профессиональные навыки, раскрывается творческий потенциал.

- Взрослая жизнь. Это то продуктивное время, когда человек трудится, творит, мыслит. Это время важнейших достижений, наиболее значимых свершений и открытий.

- Старость. Происходит угасание сил, остается все меньше возможностей. Но это время не только одних воспоминаний о прожитой жизни, это возможность переосмыслить прожитое, переоценить сделанное. Акмеология старается понять, в чем смысл жизни для человека.

Конечно, эта наука не может рассказать человеку, как добиться своего личного успеха, да и понимание успеха у каждого свое. Вернёмся к эпиграфу моей работы, а в большей степени к его второй части: «А внутренний — неясный и нездешний — в ответственности каждого за всех». Внешний смысл жизни это понятно. Любой человек, даже самый маленький, может ответить какой его внешний смысл жизни. А вот внутренний? Что это такое? Даже многие учёные не способны до конца понять свой внутренний смысл жизни. Он таинственный, может даже ещё не изведанный, но всё же понятно одно - это ответственность, прежде всего к самому себе, и к окружающим тебя людьми. Вот то, что ясно, а всё остальное оно не понятное, для каждого своё. Л.Н. Толстой писал: «Человек должен раньше всего овладеть богатствами своего внутреннего мира, вернее ему необходимо постоянно овладевать ими. Только так поступая, он будет делать для себя доступным и внешний мир в его многообразии».

Необходимо использовать любой случай, чтобы воспитать силу своей воли и характера: каждое дело надо считать важным и относиться к нему со всей серьёзностью, не подразделять дела на большие и маленькие. Они должны быть только настоящими, т.е. такими, в которые человек вкладывает душу, при помощи которых он старается развить и обогатить себя.

Помните старого безвестного музыканта в повести Л. Толстого «Люцерн»?

Он каждый день приходил на площадь и играл. Его слушали, он не мечтал о наградах, об аплодисментах, он просто делился с людьми тем, что любил,- музыкой. И его искренность совершала чудо: люди думали о том хорошем, что они могли бы сделать и не сделали, в их душахрождалось сомнение и их тревожила печаль о несбывшемся в себе. Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать: моя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Борьбу против зла, заложенного в человеке, мы ведем не только с помощью суда над собой. Внутренняя сила не вызывает шума. Она просто действует.

И если ты понял свой внутренний смысл, а также внешний ты можешь с уверенностью сказать, что ты живёшь не зря!


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: