тогда как многобожники спят глубоким сном. 12 глава




1 Здесь подразумеваются такие родственники, с которыми запрещается вступать в брак.

2 Здесь имеется в виду такое время /духа/, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья.

 

Глава 690: О том, кто дал обет дойти до Каабы пешком.

852 (1865). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел какого-то старца, который шёл, поддерживаемый двумя своими сыновьями, он спросил: «Что с ним?» (Его сыновья) сказали: «Он дал обет идти пешком1». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, Аллах не нуждается в том, чтобы этот человек подвергал себя мучениям», и велел ему сесть верхом.

1 Имеется в виду, что этот человек, совершавший паломничество, дал обет проделать путь до Мекки пешком.

 

853 (1866). Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) моя сестра дала обет проделать путь до Дома Аллаха пешком и велела мне спросить, что скажет на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и я спросил его (об этом), а он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть и идёт, и едет верхом”».

 

Книга о достоинствах Медины

Глава 691: Харам Медины.

854 (1867). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Медина является священной территорией от такого-то (места) до такого-то, (где) нельзя вырубать деревья и совершать грехи1, а тот, кто совершит в ней какой-нибудь грех, будет проклят и Аллахом, и ангелами, и всеми людьми».

1 Имеется в виду недопустимость не только совершения любых грехов, но и предоставления убежища и оказания покровительства тем, кто их совершает.

 

855 (1869). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Территория) Медины между двумя лавовыми полями была объявлена священной через меня».

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«(Когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к людям из племени бану хариса, он сказал (им): “О бану хариса, я вижу, что вы вышли за пределы харама”,1 но потом он оглянулся и сказал: “Нет, оказывается, вы находитесь в (пределах) его”».

1 То есть жилища ваши находятся за пределами харама.

 

856 (1870). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Нет у нас ничего,1 кроме Книги Аллаха и этого листка от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (где написано): “Медина является харамом от (горы) ‘Аир до такого-то (места), и тот, кто совершит в ней грех или предоставит убежище совершившему грех, будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми, и не будет принято от него ни обязательное, ни дополнительное2. Защита (, предоставляемая) мусульманами, едина3, а тот, кто подведёт мусульманина (в этом), будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми, и не будет принято от него ни обязательное, ни дополнительное. И (если любой вольноотпущенник)4 перейдёт под покровительство кого бы то ни было без разрешения тех, кто дал ему свободу, он будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми, и не будет принято от него ни обязательное, ни дополнительное”».

1 То есть нет ничего зафиксированного письменно.

2 Речь идёт о молитвах, постах и всех прочих видах поклонения.

3 Имеется в виду, что если кто-либо из мусульман возьмёт кого-либо под свою защиту, то и всем остальным не следует причинять ему зла.

4 Здесь речь идёт о вольноотпущенниках, которые после получения свободы сохраняли узы определённой зависимости от прежнего хозяина.

 

Глава 692: О достоинстве Медины и том, что она отвергает (дурных) людей.

857 (1871). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Мне было велено (перебраться в) город, который поглотит1 (другие) города и который именуют Йасрибом, и это — Медина, отвергающая (дурных) людей подобно кузнечному меху, что выдувает окалину из железа».

1 То есть завоюет.

 

Глава 693: Медину (называют также) Таба1.

1 См. примечание к хадису № 713.

 

 

858 (1872). Сообщается, что Абу Хумайд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Мы возвращались из Табука вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а когда уже приблизились к Медине, он сказал: “Вот и Таба”!»

 

Глава 694: О тех, кто не желал (жить в) Медине.

859 (1874). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Люди) покинут Медину1, несмотря на то что она будет в своём наилучшем состоянии, и не станет появляться там никто, кроме посещающих”, под которыми он имел в виду зверей и птиц. (И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал):2 “Последними же, кто будет собран3, окажутся два пастуха из (племени) музайна, которые направятся в Медину, прикрикивая на своих овец, и обнаружат её пустой, когда же они достигнут Санийат аль-Вада‘4, то упадут замертво”».

1 Это случится незадолго до Дня воскресения.

2 В комментариях указывается, что эти слова, очевидно, относятся уже к другому хадису.

3 Имеется в виду сбор людей в определённом месте в День воскресения.

4 Название вади.

 

860 (1875). Сообщается, что Суфйан бин Абу Зухайр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Будет завоёван Йемен, и (некоторые) люди станут погонять своих верблюдов, (направляясь туда и) уводя с собой свои семьи и тех, кто им подчиняется, тогда как Медина лучше для них, если бы они только знали! И будет завоёван Шам, и (некоторые) люди станут погонять своих верблюдов, (направляясь туда и) уводя с собой свои семьи и тех, кто им подчиняется, тогда как Медина лучше для них, если бы они только знали! И будет завоёван Ирак, и (некоторые) люди станут погонять своих верблюдов, (направляясь туда и) уводя с собой свои семьи и тех, кто им подчиняется, тогда как Медина лучше для них, если бы они только знали!”»

 

Глава 695: Вера вернётся в Медину.

861 (1876). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, вера вернётся в Медину1 подобно тому, как змея возвращается в свою нору (в случае опасности)».

1 Здесь сообщается о том, что будет незадолго до Дня воскресения, когда верующие, которых в мире останется мало, будут стремиться собраться в Медине ради спасения своей веры.

 

Глава 696: Грех замышлявшего дурное против жителей Медины.

862 (1877). Сообщается, что Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто бы ни совершил дурное против жителей Медины, он обязательно расплавится1 подобно тому, как соль растворяется в воде”».

1 Имеется в виду, что он расплавится в пламени ада и понесёт наказание в этом мире.

 

Глава 697: Башни1 Медины.

1 Речь идёт о каменных укреплениях.

 

 

863 (1878). Сообщается, что Усама, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднявшийся на одну из башен Медины, сказал: “Видите ли вы то, что вижу я? Поистине, я вижу, что места смут и бедствий среди ваших домов будут столь же (многочисленны), как и следы от капель (дождя)!”»

 

Глава 698: Антихрист не войдёт в Медину.

864 (1879). Передают со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не проникнет в Медину страх перед Антихристом, ибо в тот день1 будет у неё семь ворот, на каждом из которых будет находиться по два ангела».

1 Имеется в виду тот день, когда Антихрист попытается проникнуть в Медину.

 

865 (1880). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«У входов в Медину находятся ангелы, (и поэтому) не проникнут в неё ни чума, ни Антихрист».

 

866 (1881). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не останется ни одного города, куда не вступит Антихрист, кроме Мекки и Медины, ибо не будет ни одного входа (в эти города), где не окажется перед ним стоящих в ряд ангелов, которые станут охранять (этот город), а потом Медина со (всеми) её обитателями сотрясётся трижды1, и Аллах удалит (оттуда) каждого неверного и лицемера».

1 Иначе говоря, там произойдут три землетрясения.

 

867 (1882). Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, долго рассказывал нам об Антихристе и среди прочего он сказал: «Явится Антихрист, которому будет запрещено входить в Медину, и остановится на одном из солончаков (за пределами) Медины, и выйдет к нему в тот день лучший из людей (или: один из лучших людей), который скажет: “Я свидетельствую, что ты — Антихрист, о котором рассказывал нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” Тогда Антихрист обратится (к людям): “Скажите, если я убью этого (человека), а потом оживлю его, останутся ли у вас сомнения в этом1?” Они скажут: “Нет”, и тогда он убьёт его, а потом воскресит, и когда он воскресит его, (этот человек) скажет: “Клянусь Аллахом, никогда знание моё не было столь сильным, как сегодня!”2 – после чего Антихрист воскликнет: “Я (хочу снова) убить его, но уже не могу (сделать этого)!”»

1 То есть сомнения в обоснованности его притязаний на то, что именно он является Богом.

2 Это значит: никогда раньше я не был столь же сильно убеждён в том, что ты — Антихрист.

 

Глава 699: Медина отвергает дурное.

868 (1883). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то бедуин и поклялся ему на верность исламу, а на следующий день (этот человек), который заболел лихорадкой, пришёл (снова) и сказал: “Освободи меня (от этого)!”1 — однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) трижды отказал (ему в этом) и сказал: “Медина подобна кузнечному меху, ибо она отвергает то нечистое, что в ней есть, а (всё) благое в ней ярко сияет”».

1 Большинство комментаторов считает, что этот бедуин просил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, освободить его от обязательства перебраться в Медину, но не отказывался от клятвы на верность исламу, так как в подобном случае он заслуживал бы смерти за вероотступничество.

 

Глава 700: Без имени

869 (1885). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«О Аллах, ниспошли Медине в два раза больше благодати /барака/ 1, чем Ты ниспослал её Мекке!»

1 Имеется в виду благословение Аллаха в мирских делах, благодаря которому, например, в Медине человек мог бы удовлетворяться таким количеством пищи, которого ему не хватило бы в другом месте.

 

Глава 701: Без имени

870 (1889). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

После приезда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину Абу Бакр и Билял стали болеть лихорадкой. Когда приступ лихорадки начинался у Абу Бакра, он говорил:

Каждому человеку в семье его желают доброго утра,

а смерть ближе к нему, чем ремни его сандалий!

Что касается Биляла, то, когда лихорадка отпускала его, он произносил (такие стихи):

Знать бы мне, смогу ли провести ночь

в долине среди душистого тростника и джалиля?1

И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Маджанны2

и покажутся ли предо мной Шама и Тафиль3?

(Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «О Аллах, прокляни Шайбу бин Раби‘у, и ‘Утбу бин Раби‘у и Умаййу бин Халафа4, вынудивших нас покинуть нашу землю (и уехать туда,) где свирепствуют болезни!»

А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах сделай так, чтобы мы полюбили Медину так же, как любим Мекку, или даже больше! О Аллах, благослови наши са‘ и наши мудды5, и оздорови для нас (климат) её,6 и перенеси её лихорадку в аль-Джухфу!»

(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также) сказала:

«Когда мы прибыли в Медину, она была самой зачумленной из земель Аллаха».

(Она также) сказала:

«А из (вади) Бутхан текла испорченная вода», имея в виду изменившую свой цвет застоявшуюся воду.

1 Джалиль — название травы с приятным запахом.

2 Маджанна — название места близ Мекки.

3 Шама и Тафиль — названия гор.

4 Имена главных врагов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из числа влиятельных курайшитов.

5 См. примечание к хадису № 869. В данном случае под са‘ и муддами подразумевается пропитание.

6 То есть Медины.

 

Книга поста

Глава 702: Достоинство поста.

871 (1894). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пост является щитом1, и пусть (постящийся) избегает всего непристойного2 и не ведёт себя подобно невеждам3, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): “Поистине, я пощусь!” Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха Всевышнего, чем благоухание мускуса, (и Аллах говорит): “Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня4, и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!”»

1 Имеется в виду защита от пламени ада.

2 Здесь имеется в виду как всё то, что не подобает делать только соблюдающему пост, например половые сношения, так и непристойные поступки вообще, например сквернословие.

3 То есть не кричит, не ведёт себя нагло и так далее.

4 Только ради Аллаха следует заниматься и всеми иными видами поклонения, но пост стоит особняком, поскольку лишь Аллаху известно, действительно ли соблюдает его человек, и поэтому за него полагается особая награда, о чём также известно только Аллаху.

 

Глава 703: Ар-Раййан — для постящихся.

872 (1896). Передают со слов Сахля, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, есть в раю врата, именуемые “Ар-Раййан”, через которые будут входить (туда) постящиеся в День воскресения, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них. Будет сказано: “Где постившиеся?” — и они поднимутся, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них, а после того как они войдут, (эти врата) будут закрыты, и больше никто не войдёт через них».

 

873 (1897). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Расходовавшего (по) две вещи1 на пути Аллаха призовут из врат рая: “О раб Аллаха! Это — благо!” Совершавших молитвы призовут из врат молитвы, принимавших участие в джихаде призовут из врат джихада, постившихся призовут из врат “Ар-Раййан”, а дававших садаку призовут из врат садаки». (Услышав это,) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Да станут мои родители выкупом за тебя, о посланник Аллаха! Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат, но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех этих врат?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них».

1 Имеются в виду две вещи из каждого вида достояния человека. Возможно также, что речь идёт об обязательных /закят/ и добровольных расходах.

 

Глава 704: О том, как следует говорить — “рамадан” или “месяц рамадан”, и о том, кто считал (приемлемыми) оба выражения.

874 (1898). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда наступает рамадан, врата рая открываются».

 

(1899). В другой версии (этого хадиса) со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда наступает месяц рамадан, небесные врата открываются, а врата ада запираются, и шайтаны сковываются цепями».

 

875 (1900). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда увидите его1, (начинайте) поститься, и когда увидите его2, прекращайте поститься, а если будет облачно и вы (его не увидите), тогда определяйте по нему3”, имея в виду молодой месяц в рамадане».

1 Имеется в виду молодой месяц в начале рамадана.

2 Здесь речь идёт о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца.

3 То есть по молодому месяцу в начале рамадана. Это значит: если будет облачно, отсчитайте тридцать дней с начала рамадана, после чего можете завершить пост.

 

Глава 705: О том, кто не прекращает лгать и поступать по лжи во время поста.

876 (1903). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».1

1 Поскольку Аллах не нуждается ни в чём, эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что в подобном случае Аллах не примет пост человека.

 

Глава 706: Следует ли тому, кого станут бранить, говорить: «Поистине, я пощусь!»

877 (1904). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах Всевышний сказал: “Любое дело сына Адама (совершается им) для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него”».

(Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал):

«Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного1 и не шумит2; если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): “Поистине, я — человек, соблюдающий пост!” Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется, когда станет разговляться, а когда встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился”».

1 См. примечание к хадису № 871.

2 То есть не шумит и не ссорится ни с кем.

 

Глава 707: Соблюдать пост (рекомендуется) тому, кто боится безбрачия.1

1 Иначе говоря, тому, кто, будучи холостым, опасается совершения прелюбодеяния.

 

 

878 (1905). Сообщается, что ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) мы были вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Пусть женится тот, кто может (жениться)1, поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров2 и защите половых органов3; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него (будет подобен) холощению”».

1 Имеется в виду способность переносить все тяготы брака.

2 То есть поможет мужчине отводить взоры от всего запретного и от посторонних женщин.

3 Имеется в виду защита от совершения прелюбодеяния и прочих неподобающих вещей.

 

Глава 708: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда увидите его, (начинайте) поститься, и когда увидите его, прекращайте поститься…»

879 (1907). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В месяце (может быть и) двадцать девять ночей1, а поэтому не начинайте поститься, пока не увидите его2, если же будет облачно, то доведите счёт до тридцати3».

1 Имеются в виду сутки.

2 То есть молодой месяц.

3 Это значит считайте, что в предыдущем месяце, ша‘бане, было тридцать дней.

 

880 (1910). Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся не приближаться к своим жёнам (целый) месяц, а по истечении двадцати девяти дней он пришёл (к ним) утром или вечером. Кто-то сказал ему: «Ты же поклялся не входить (к ним целый) месяц!» — на что он сказал: «Месяц (может) состоять и из двадцати девяти дней».

 

Глава 709: Два праздничных месяца не уменьшаются.

881 (1912). Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Два месяца не уменьшаются. (Это) два праздничных месяца: рамадан1 и зу-ль-хиджжа».2

1 В данном случае рамадан был назван праздничным месяцем из-за своей близости ко дню жертвоприношения 10-го зу-ль-хиджжа.

2 Эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, комментаторы объясняют по-разному. Наиболее распространённое толкование сводится к следующему: благие дела, совершаемые мусульманином в течение этих двух месяцев, вознаграждаются в равной степени независимо от того, из двадцати девяти дней они будут состоять или из тридцати; таким образом, если мусульманин по ошибке начнёт поститься днём позже, его награда за пост в рамадане от этого меньше не станет.

 

Глава 710: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…мы не (умеем) ни писать, ни считать».

882 (1913). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, мы — народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же (может) быть и таким, и таким», имея в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда — из тридцати (дней).

 

Глава 711: Не следует поститься за день или за два до начала рамадана.

883 (1914). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала рамадана, если только человек не делает это постоянно1: (в таком случае) пусть он постится в этот день».

1 То есть если эти дни не придутся на тот период, когда человек соблюдает пост и во все остальные месяцы года, например, на середину месяца, на понедельник или четверг и т. д.

 

Глава 712: Слова Аллаха: «Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (“Корова”, 187).

884 (1915). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс бин Сирма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Тебе не посчастливилось!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после чего был ниспослан этот айат: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них1. Аллаху известно, что вы обманывали самих себя2, и Он обратился к вам и простил вас, и сейчас вы (можете) соединяться с ними. И стремитесь к тому, что предписал вам Аллах…” 3 И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: “…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…” 4»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: