Освоение арктики. атомные ледоколы ссср.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего образования

«самарский национальный исследовательский университет имени академика с. п. королЕва»

Социально-гуманитарный институт

Исторический факультет

 

МУРСАТОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

освоение арктики. атомные ледоколы ссср.

Научно-исследовательская работа

по курсу "Историческая география"
по направлению подготовки 46.03.01 "История"

студента 2 курса

 

 

Научный руководитель:

Тюрин Вадим Александрович

к.и.н., доцент

 

Самара 2020


(Слайд 1) Введение. Арктика – северная полярная область земного шара, занимает примерно шестую часть поверхности земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан – самый маленький по размерам океан мира. По свидетельству ученых, первобытные люди начали осваивать эти земли 10 тысяч лет назад. Ученые-археологи установили, что в те времена на дальневосточном Севере существовало протоэскимосское племя. Охотники и рыболовы этого племени стали первыми коренными жителями Арктического региона.

В дальнейшем освоение человеком Арктической зоны продолжилось в Гренландии и северных районах Канадского Арктического архипелага. Эти территории были заселены позднее всего. В Американской Арктике население в основном мигрировало с запада на восток, в Евразии – преимущественно с юга на север, миграция здесь проходила по долинам крупных рек. В результате тысячу лет назад территория арктического севера была полностью заселена предками коренных народов, которые живут в этом регионе по сей день. До XV века северные народы в основном занимались собирательством и охотой. В этих этнических группах не существовало централизации и иерархии.

(Слайд 2) C XV века начинается первая волна европейской колонизации Севера, происходит экспансия Норвегии, Финляндии, Швеции и Дании на север. Россия также начинает расширять свои территории за счет северных и восточных регионов. Русский священник Стефан из Перми основал финно-угорскую Пермь, затем последовало установление власти Московского государства на Севере и в Сибири. В этот период также происходит экспансия Исландии и Дании на территории Северной Америки и Гренландии. Позднее, в XVI веке европейская экспансия началась на Американском континенте. Англичане и французы также начали осваивать северные территории в поисках золота и других богатств. Осваивали эти земли европейские поселенцы довольно быстро. На этих территориях появились их немногочисленные поселения, которые представляли собой форты стратегического значения и торговые точки. Европейские торговцы экспортировали в Европу пушнину.

(Слайд 3) Покорение Арктики. Процесс колонизации на российском Севере по индейско-американскому сценарию. Первое время после начала российской экспансии коренные народы сохраняли свою автономию, несмотря на то что вступили в состав Российской империи. Постепенно коренное население стало вытесняться на север и восток, уходить как можно дальше от русских поселенцев. Исключением были только торговцы. Численность некоторых коренных народностей в этот период значительно уменьшилась, однако некоторые из них, наоборот, потеснив другие этнические группы, расширили свои территории. Особенно активно шло освоение территорий, которые сейчас принято относить к Северному морскому пути. В XV веке поморы сумели добраться до устья Оби, а затем до Енисея, Лены.

(Слайд 4) XVII век стал столетием стратегических открытий в Арктике. В 1600 году российская правительственная экспедиция под руководством князя Мирона Михайловича Шаховского добралась из Тобольска до реки Таз. Здесь князем и его казаками была основана легендарная Мангазея, ставшая промысловым центром и основной базой для движения русских в Центральную и Восточную Сибирь. Архангельск – Пустозерск – Мангазея – Якутск. За спиной отрядов, идущих «на восток», оставались деревянные крепости, остроги и города, увеличивающие освоенные пределы государства. С именем арктического казачества связано прибавление новых владений – к Оби, Енисею и Лене, поморским промышленникам принадлежит первенство (Слайд 5) открытия новых пределов России: Ямал, Таймыр, Якутия, Чукотка, Камчатка и Дальневосточье с Беринговым проливом между Евразией и Америкой. Илья Перфильев, Иван Ребров, Иван Ерастов, Василий Сычев, Яков Семенов, Михаил Стадухин, Семен Дежнев, Дмитрий Зырян, Исай Игнатьев, Федот Попов, Курбат Иванов, Иван Рубец, Владимир Атласов, Меркурий Вагин, Яков Пермяков.

Век XVIII в истории Российской Арктики стал временем целенаправленного исследования полярного региона. Тобольский картограф, историк и географ Семен Ремезов по результатам казацких экспедиций, на протяжении столетия собиравших дань, составил к 1701 году рукописную «Чертежную книгу Сибири», опубликованную лишь 200 лет спустя. Для современников она служит свидетельством истории освоения арктических земель. Те земли были открыты наскоро, «штрихами», и потому требовали основательной описи и нанесения на карту. Россия пришла к осознанию этого в первой четверти XVIII века. В 1725 году с обозначенной целью была отправлена Нижнеобская экспедиция. Трудами ее геодезиста Петра Чичагова на карте России появились контуры полуостровной глыбы Таймыра. [1]

(Слайд 6-7) В 1733–1742 годы в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, – в том числе 2-ю Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, – выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было. Экспедиции Беринга расставили все точки над i в долгом и мучительном поиске морского хода из Европы в Америку. Возможности открывались головокружительные. Их анализ Михаил Ломоносов сделал в труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию». Именно Ломоносов стал инициатором и движителем организации государственной секретной «Экспедиции о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов». По замыслу академика в Тихом океане должны были встретиться два морских отряда, отправленных с Мурмана и Дальнего Востока навстречу друг другу. Полярной экспедиции, возглавляемой капитаном первого ранга Василием Чичаговым, было предписано идти не вдоль материкового побережья, а через полярный бассейн. Тогда еще не было известно, что многолетние льды 80-й широты непроходимы для судов (и не только парусных, но и паровых и дизельных). Две попытки Чичагова не увенчались успехом…

Судно «Святой Гавриил» в 1728 году, пройдя на север от устья реки Камчатки до 67-й параллели, земли не встретило. Экспедиция свою задачу посчитала выполненной, хотя американского берега и не увидела (на что сетовал Ломоносов, изучая опыт плавания Беринга). Аляску четырьмя годами позже описали подштурман Иван Федоров и геодезист Михаил Гвоздев, тем самым подведя итог многовековому поиску трансарктического пути. Великая северная экспедиция длилась целых 10 лет (1733–1743). Экспедиция, снаряженная государством, была разделена на морские отряды, каждый из которых вел исследование и описание определенных участков побережья Русского Севера и Сибири – от Белого моря до устья Колымы, Охотского моря и Камчатки.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733–1743) служил он во 2-й Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптчева. Весной 1741 года Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание; зимой 1741/42 года проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 году северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

(Слайд 8) В 1763 году военный геодезист подпоручик Степан Андреев совершил поход от устья Колымы на восток и впервые положил на карту и описал Медвежьи острова. В 1773 году якутский промышленник Иван Ляхов открыл остров Котельный – крупнейший из Новосибирских островов. В царствование Екатерины Второй одним из крупнейших исследовательских предприятий в Арктике была восьмилетняя (1785–1793) экспедиция капитанов Иосифа Биллингса и Гавриила Сарычева, снаряженная правительством для обследования Восточной Сибири. Деятельность торгово-промышленной Российско-Американской компании, созданной в 1794 году, и ее главы – предпринимателя и исследователя Григория Шелихова, прозванного русским Колумбом, фактически присоединила к российским владениям Аляску и Алеутские острова. С именем этой компании тесно связано и первое российское кругосветное плавание…

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820–1824 годы они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.[2]

(Слайд 9) Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821–1824 годы. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821–1824 гг.». В 1826 году Литке на шлюпе «Сенявин» отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

(Слайд 10) В начале XIX века русские мореплаватели продолжали активно исследовать Арктику. В некоторых экспедициях участвовали также и иностранные исследователи. Так, например, в 1873 году архипелаг, названный Землей Франца-Иосифа, открыли мореходы из Австро-Венгрии. В 1878–1879 годах Северный морской путь от начала и до конца прошли исследователи из совместной шведско-русской морской экспедиции на корабле «Вега».[3]

(Слайд 11) Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 году в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

(Слайд 12) Плодотворной по результатам была русская Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана 1910– 1915 годов на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки. В 1913 году перед экспедицией была поставлена задача – продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами. Открыты острова Северной земли, названные сначала «Землей императора Николая II», а в 1926 году переименованные в острова Пионер, Комсомолец, Большевик и тд.

(Слайд 13) В 1912 году с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 года судно «Святой Фока» вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 года, но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 года Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до острова Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885–1960) в 1912 году произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли. В 1932 году на судне «Н. Книпович» он руководил экспедицией, впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и открыл проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам. [4]

Герой Порт-Артура и Балтики, блестящий флотоводец, адмирал Александр Васильевич Колчак был талантливым полярным исследователем и океанографом, опередившим науку о море без малого на полвека, ученым-гидрологом, посвятившим изучению Арктики 15 лет. Вклад А.В. Колчака в изучение неизведанных земель Арктики является весьма значимым и ценным. Его работы сыграли важную роль в развитии северных территорий Российской Федерации.

(Слайд 14-15) В 1900 году А.В. Колчак отправился в Арктический регион в составе 1-й русской полярной экспедиции под руководством Э.В. Толля. Полярная экспедиция 1900 года была, пожалуй, самой главной в его жизни. Александр Колчак оказался в составе экспедиции благодаря своей настойчивости и честолюбию. Академия наук обратила внимание на труды молодого ученого-гидролога. А.В. Колчак был зачислен сотрудником в Академию наук. В его обязанности входили как топографические и гидрологические работы, так и теплофизические, геохимические, магнитные и другие исследования. Важной задачей Колчака в этой экспедиции являлось исследование такой проблемы, как «мертвая вода» (Гольфстрим). На протяжении всей экспедиции адмирал вел активную научную деятельность. А.В. Колчак выполнял гидрографические работы, гидрологические наблюдения, промерные работы, производил магнитные наблюдения, изучал льды, брал пробы грунта, составлял навигационное описание берегов и островов. Также в период первой зимовки он выполнил топографическую съемку района стоянки судна и составил карту рейда «Зари».

Основной причиной для снаряжения экспедиции являлся поиск острова Санникова. Предполагалось, что на этом острове большие залежи угля. Идея заключалась в том, чтобы суда, идущие из Архангельска во Владивосток Северным морским путем, смогли пополнить свои запасы топлива. Это способствовало бы дальнейшему развитию Северного морского пути, а также укреплению внешнеэкономических связей благодаря кратчайшему пути перевозок. Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, благодаря которым были сделаны крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

(Слайд 16) В первые годы советской власти государство проводило прогрессивную политику, направленную на сохранение языка и культуры коренных малочисленных народов. Однако коллективизация оленеводческих хозяйств, проведенная в 30-х годах прошлого века, подорвала традиционный уклад жизни коренного населения Севера. Освоение Арктики шаг за шагом шло и в XX веке. Несмотря на сложные времена после Октябрьской революции, в 1920-е годы было создано сразу несколько структур, задачей которых являлось дальнейшее изучение региона. В 1923–1933 годах в районах, прилегающих к Северному Ледовитому океану, российские, а затем советские исследователи построили 19 метеостанций. Активно осваивался Русский Север и в 30-е годы. В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности.

(Слайд 17-18) В 1929 году известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5–6 млн кв. км еще оставался неисследованным белым пятном. И только в 1937 году идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

(Слайд 19) место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930–1940-х годах. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах «Г. Седов», «Красин», «Сибиряков», «Литке». Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.[5]

(Слайд 20) Ледоколы. До 1960-х годов навигация в Северном Ледовитом океане была три — три с половиной месяца. Небольшая мощность энергетических установок не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью. Поэтому было решено начать строительство ледоколов с атомными реакторами, которые смогли бы осуществлять круглогодичную ледовую проводку в Арктике.

Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Одно из их главных преимуществ — отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно затруднена. Они могут находиться в автономном плавании несколько месяцев без захода в порт для перезарядки.

(Слайд 21) Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 года, его закладка состоялась 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде (ныне АО "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург). 5 декабря 1959 года атомный ледокол "Ленин" был принят в эксплуатацию. В его создании принимали участие свыше 500 предприятий и организаций страны.[6]

В 1967 году было принято решение о модернизации ледокола Ленин. 26 сентября 1967 года ледокол прибыл в порт, 5 октября был поставлен в док в поселке Росляково, ближайшем пригороде Мурманска. 16 ноября 1967 года днище ледокола в доке было восстановлено, а 20 ноября все работы, связанные с установкой забортной арматуры по новому проекту, завершились.

(Слайд 22) Далее модернизация коснулась реакторов ледокола. Завершить работы требовалось к столетнему юбилею со дня рождения Владимира Ильича Ленина. По мере приближения этой даты темп работ становился все выше, с 1969 года они велись уже круглосуточно, в три смены, а ежедневное количество задействованных специалистов превышало 1 000 человек. И в самый канун праздничной даты – 21 апреля 1970 года, в 23 часа 30 минут – был осуществлен первый пробный пуск новой атомной энергетической установки ледокола «Ленин».

(Слайд 23) 22 апреля 1970 года оба реактора новой установки были выведены на энергетический уровень мощности. Начались комплексные испытания ЯЭУ ОК-900 при стоянке ледокола у стенки завода. В мае ледокол прошел ходовые испытания. 20 июня 1970 г. был подписан приемный акт, и 21 июня 1970 года атомный ледокол «Ленин» вновь вышел в арктическую навигацию.

В процессе усовершенствования установка стала не только более мощной, но и более компактной и ремонтопригодной, появилась возможность упразднить постоянное несение целого ряда вахт. Численность экипажа уменьшилась на 30 %, а стоимость потребляемой энергии сократилась почти в два раза. Проект модернизированного атомного ледокола «Ленин» получил номер 92М.[7]

Всего при модернизации было установлено 6 200 единиц новых механизмов и оборудования, из них свыше 30-и головных образцов основного оборудования. В результате комплексных монтажных работ по вписыванию и стыковке новой реакторной установки в корпус ледокола из 675-и технических помещений немногим меньше трети – 204 – были сформированы вновь или полностью переоборудованы.

(Слайд 24) За годы эксплуатации, в силу объективной необходимости, на атомном ледоколе «Ленин» регулярно модернизировались системы обеспечения безопасности и жизнедеятельности – вентиляционная, радиационного контроля, пожаротушения и мн.др. Многократно обновлялись спасательные средства, средства связи, средства дозиметрического контроля, оборудование пищеблока, медсанчасти, санитарно-гигиенических помещений и т.д.

(Слайд 25) Решение о прекращении эксплуатации атомного ледокола «Ленин» было принято в конце 1989 года в результате оценки по совокупности состояния корпусных и судовых конструкций после отработанных 26-и навигаций. И хотя ядерная энергетическая установка ОК-900 продолжала работать безотказно, в расчет было принято то, что 25 лет проектного ресурса корпуса ледокола были выработаны. В соответствии с принятым в апреле того же года решением Госкомиссии Совета министров СССР были намечены комплексные испытания и исследования корпуса реактора и другого оборудования с целью выявления их предельных ресурсных возможностей. Таким образом, навигационная эксплуатация ледокола прекратилась, а опытно-экспериментальная, связанная с изучением ресурса техники в интересах будущего атомного флота, получила развитие.

(Слайд 26) Эксперименты и исследования сыграли свою положительную роль в деле сохранения уникального судна, приостановив на время решение о его окончательном списании из состава флота. Но гарантий на полное сохранение судна, несмотря на его уникальность, не было. Содержание судна, даже застывшего у причальной стенки, обходится недешево, что стало тяжелым финансовым бременем для Мурманского морского пароходства в кризисный период начала 1990-х годов.

(Слайд 27-28) Атомный ледокол «Ленин» был спасен от бесславной участи быть сданным на металлолом только благодаря широкой общественной кампании по сохранению легендарного судна. Ее инициаторами стали, в первую очередь, капитан атомного ледокола «Ленин» Борис Макарович Соколов и начальник радиостанции атомного ледокола «Ленин», уже известный тогда на Кольском Севере писатель Виталий Семенович Маслов.

(Слайд 29-30) С 1971 по 1992 годы на Балтийском заводе в Ленинграде были построены атомные ледоколы второго поколения "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал". С 1982 по 1988 год на Керченском судостроительном заводе "Залив" был создан лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" строились по заказу СССР на судостроительной верфи компании "Вяртсиля" (Wartsila) в Финляндии с 1985 по 1989 год. При этом использовались советские оборудование (силовая установка) и сталь. "Таймыр" был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 года, а "Вайгач" — 25 июля 1990 года. Благодаря уменьшенной осадке они могли обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек.[8]

(Слайд 31-32) В 1989 году был заложен атомный ледокол "Урал". Спуск судна на воду состоялся в конце 1993 года. Затем в связи с отсутствием финансирования его строительство было приостановлено на несколько лет. Ледокол был введен в эксплуатацию в марте 2007 года под названием "50 лет Победы".

(Слайд 33) Создание в России мощных атомных ледоколов позволило освоить новые трассы плавания и проводку судов по высокоширотным и приполюсным маршрутам, в 1970-1980-х годах значительно расширить сроки арктической навигации на всем протяжении Северного морского пути, а в западном районе Арктики — обеспечить работу флота в круглогодовом режиме. В 1961 году атомоход "Ленин" впервые произвел доставку и высадку зимовщиков на льдину, обеспечив организацию дрейфующей полярной станции "Северный полюс-10". В 1977 году атомоход "Арктика" впервые в мире в активном плавании достиг географической точки Северного полюса. В 1983 году экипажу "Арктики" удалось предотвратить тяжелые последствия аномально сложной навигации в восточном районе Северного морского пути, благодаря чему были спасены замерзавшие суда и их экипажи, а также своевременно доставлены на побережье заявленные грузы. Экипаж атомохода "Россия" первым совершил в 1990 году рейс с туристами на Северный полюс. В дальнейшем такие рейсы стали регулярными в течение летнего сезона и осуществлялись на атомоходах "Советский Союз", "Ямал", а позже на атомоходе "50 лет Победы". Благодаря атомному ледоколу "Россия" в 2007 году впервые был установлен флаг России на дне Северного Ледовитого океана, в точке полюса.

 

 

(Слайд 34) Вывод. Для России конец XIХ и начало ХХ века – время активного освоения Севера. Как и в начале ХХ века, и сегодня проблема освоения Арктического региона остается актуальной. Различные аспекты освоения Арктики вызывают большой интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Колоссальные минерально-сырьевые и водные ресурсы определили важнейшее значение этого региона в мировой экономике. Уже в конце ХIX века мировое сообщество пришло к выводу о том, что Арктика занимает особое место в геополитическом пространстве, и осознало ее стратегическую роль в решении глобальных проблем. Геополитические интересы России в Арктике особенно усилились в начале XIX века в связи с растущей политической и экономической конкуренцией в данном регионе. Россия в ХIX веке являлась основной преградой для «внешнего мира», стремившегося контролировать мировые ресурсы, Арктика же выступает в качестве своеобразного буфера между основными мировыми центрами.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 году заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более 1 млн кв. км. Летом 2007 года стартовала российская полярная экспедиция «Арктика-2007», целью которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана. Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. км. Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса, 2 августа глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 м. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного Ледовитого океана был водружен флаг РФ.

(Слайд 35-36) За последние 45 лет из недр Арктики России, США, Канады и Норвегии были извлечены гигантские объемы углеводородов, превысившие 20 млрд т н.э. (на 01.12.2015), из которых около 86,4% добыто в Арктической зоне РФ, а 13,1% – на Аляске[9].

Сегодня российский Север не только служит богатой кладовой полезных ископаемых, но выполняет и другие функции – оборонную, экологическую, рекреационную. Например, он обеспечивает существенную долю экспортных доходов нашей страны. На долю предприятий, расположенных на северных территориях, приходится более 20% ВВП России и 70% ее внешнеторговых валютных поступлений. Геополитическая и военно-стратегическая роль Севера всегда была определяющей из-за больших по протяженности арктических участков границ между странами региона. Таким образом, Арктический регион имеет важнейшее стратегическое и геополитическое значение для современной России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: