Обследования и обмеры, проведенные Ю. С. Ушаковым на территории русского Севера, и выполненные на этой основе реконструкции селении и их гнезд, сформировавшихся здесь к XVIII—XIX вв., позволяют говорить о высоком композиционном мастерстве народных зодчих в организации среды обитания, мастерстве, рождавшем селения столь же разнообразные и индивидуальные, как сама природа.
И все же, несмотря на бесконечное разнообразие композиционных приемов, с некоторой долей условности, неизбежной при любой систематизации произведений искусства, Ю. С. Ушаков предлагает провести классификацию приемов архитектурно-пространственной организации северорусских селений и их гнезд относительно внешнего зрительного восприятия и по природно-географическим признакам.
В основу классификации относительно зрительного восприятия, которому, как показало исследование, в народном зодчестве уделялось большое внимание, положена степень раскрытия селения или гнезда селений к основным путям (водным и сухопутным). В связи с этим предлагается различать четыре основных типа композиций (или приема пространственной организации). К первому типу — центрических композиций — отнесены села и гнезда селений, имеющие центр, организующий жилую среду и воспринимаемый с многих направлений. В зависимости от широты раскрытия селения с центрической композицией могут быть разделены на два вида. К первому виду отнесены центрические композиции с круговым восприятием, ко второму — центрические композиции с преобладающим полукруговым восприятием (табл.А.1.)[42]. Ко второму типу отнесены селения, воспринимаемые преимущественно с двух сторон. Они получили название линейных с преобладающим двусторонним восприятием. К третьему типу — фронтальных композиций — отнесены селения, композиция которых рассчитана на фронтальное восприятие. И, наконец, к четвертому типу — многоцентровых композиций — отнесены селения, имеющие равноценные композиционные акцепты, воспринимаемые взаимно. Здесь рассматриваются два вида: парные композиции с взаимным восприятием и многоакцентные композиции с взаимным восприятием, подчиненные единому центру.
|
В свою очередь по природно-географическим признакам архитектурно-природные комплексы подразделяются на группы и подгруппы. В основе этой классификации — основные (преобладающие) типы заселения русского Севера:
1. Приречные селения: а) при малой реке; б) при большой реке.
2. Приозерные селения: а) приозерно-прибрежные; б) полуостровные открытые; в) полуостровные замкнутые; г) островные открытые.
3. Приморские селения: а) приморско-прибрежные; б) приморско-приречные.
В каждой подгруппе на основе анализа трех-четырех селений строится модель зрительного восприятия.
Рассмотрим примеры селений в каждом типе и виде композиций, начав с центрических. Селения или их гнезда, организованные в выбранной природной ситуации так, что они воспринимаются практически со всех направлений, отнесены к центрическим композициям с круговым восприятием. Этот прием наиболее распространён в природно-географических условиях русского Севера и часто положен в основу организации приречных, приозерных и приморских селений. Наибольшее количество селений русского Севера (около 40%) было основано на берегах рек, по которым шли торговые пути. Обследование выявило определенные особенности композиций селении, сложившихся по берегам больших или малых рек.
|
Как пример приречного селения при малой реке рассмотрим село Верховье (Верхний Мудьюг) Онежского района Архангельской области. Селения бывшего Верхнемудьюгского прихода формировались в крутой излучине среднего течения реки Мудьюги — правого притока реки Онеги, освоенного, видимо, в период заселения Онежского бассейна. Со временем, после обмеления когда-то судоходной реки Мудьюги, село Верховье оказалось отрезанным от водных путей и долго оставалось неисследованным. В этом кроется и причина того, что Верховье хорошо сохранилось в отличие от группы селений Нижний Мудьюг (Грихново) у слияния реки с Онегой[43].
Характерная особенность селений при малых реках — размещение деревень, составляющих единую группу, на обоих берегах. Село Верховье состоит из трех деревень. Две из них — наиболее древние: Ряхковская — на левом берегу, носящая следы свободной планировки (здесь зафиксированы наиболее старые дома и амбары), и Митинская с прибрежно-рядовой формой планировки — на правом берегу.
Позднее вдоль дороги на Нижний Мудьюг сложилась деревня Шутова уже с уличной планировкой. К концу XIX в. село насчитывало 128 дворов с населением 778 человек[44] (рис. 1.3.3).
Важнейший компонент любого селения — его общественный центр. В крупных селениях эту роль выполнял храмовый комплекс. От выбора места для его размещения во многом зависели и общая композиция селения, и его восприятие с основных внешних направлений. Здесь, в Верховье, храмовый комплекс был размещен на полуострове, образованном крутой излучиной реки, так, что все три его элемента (шатровая Входоиерусалимская церковь 1754 г., пятиглавая Тихвинская церковь XVIII в. и колокольня 1787 г.) [45] хорошо видны со всех сторон: с верхнего и нижнего плесов реки и с двух дорог к селу (с запада и юго-востока). Хорошему восприятию способствует и умелое взаимное размещение сооружений ансамбля [46].
|
Небольшая ширина реки и замкнутый характер окружающего пространства сказались здесь и на соразмерно небольших высотах построек храмового ансамбля (до 28 м). Таким образом, природные условия долины относительно небольшой реки задали и соответствующий масштаб центрической архитектурно-пространственной композиции села.
Рис. 1.3.3 – Село Верховье (В. Мудьюг), Онежский район Архангельской области. План и панорама по А и Б.
Для того чтобы понять, как варьируется тот же вид композиции селения в иной природной ситуации, рассмотрим еще один пример. Селения б. Усть-Кожского погоста разместились вблизи впадения реки Кожи в Онегу (село Усть-Кожа, Онежский район Архангельской области). Место для центрального села погоста — Макарьино было выбрано на мысе, ограниченном с одной стороны рекой Кожей, а с другой — Кужручьем (рис. 1.3.4). Обе эти водные дороги на запад вели к озерам (Кожозеро и Кужозеро), а вблизи села в километре от Онеги сливались вместе.
Рис. 1.3.4 – Село Усть-Кожа (Макарьино), Онежский район Архангельской области. План и сечение.
На левом высоком (10 м) берегу Кожи размещен был центр погоста — пятиглавая церковь Климента (1695 г.), шатровая Крестовоздвиженская церковь (1769 г.) и колокольня (XVIII в.). Два порядка домов села Макарьино обращены на юг и на погост, но тяготеют к Кужручью. На правом берегу Кожи против погоста встала деревня Глотово (Семеновская), дома которой обращены окнами на две стороны — на северо-запад и юго-восток. Таким образом, общественный Центр, оказавшийся между двух селений, виден из каждого дома и служил ориентиром с запада — с водных дорог по Коже и Кужручью. Раньше, когда оконечность мыса не была залесена, селение просматривалось и с реки Онеги, завершая тем самым круговое его восприятие.
Каждое селение пли гнездо селений, отнесенное к одному типу композиции, имеет ярко выраженное индивидуальное лицо — иначе и не может быть при столь тесной взаимосвязи с ландшафтом. Природная среда здесь — камертон, задающий общий настрой всей композиции, меру пространства и масштаб основных архитектурных элементов. И каждый раз поражаешься точности решения, соразмерности элементов и выверенности восприятия композиции. Делалось все это без чертежей, основывалось лишь на интуиции, развитой многовековым общением с природой, интуиции, способствовавшей появлению истинных произведений искусства.
Рис. 1.3.5 – Село Заостровье, Березниковский район Архангельской области. Реконструкция. План и панорамы А-В.
К центрическим композициям с круговым восприятием отнесены такие непохожие друг на друга селения и гнезда, как село Ратонаволок на реке Ёмце (Емецкий район Архангельской области), Кулига Дракованая в долине реки Шокши — притока Северной Двины (Красноборский район), Б е с т у ж е в о в излучине реки Устьи (Октябрьский район) и др.
Села или гнезда селений, сложившиеся при крупных реках русского Севера, размещаются преимущественно на одном из берегов, обычно на том, который более удобен по рельефу и ориентации. Одно из таких селений — село Заостровье на левом берегу Северной Двины (Березниковский район Архангельской области). Заостровье упоминается в «Книге Большому Чертежу» как погост Заостровский на левом берегу Двины при устье реки Нисы. Оно упоминается в Двинской грамоте 1471 г. Это одна из крупных вотчин на Двине, за обладание которой шла долгая борьба между новгородскими и ростовскими князьями. Село Заостровье[47], состоящее на четырех почти слившихся теперь деревень, расположено уже не на берегу Северной Двины, как когда-то, а на ее старице, в которую и впадает река Ниса (рис. 1.3.5).
За прошедшие века Двина «ушла» от села почти на километр, оставив обширные заливные луга. Но это же обстоятельство положительно отразилось на сохранности селения. Время изменило планировочную структуру села: прибрежно-рядовая форма осталась только в одной северной деревне села — Малахино, но крупные («двужильные») дома сменились здесь небольшими одноэтажными.
В остальных деревнях с уходом русла Северной Двины сложилась уличная форма планировки. Приречный порядок домов деревни Яковлевской примерно в середине разорван, и здесь, у берега реки (а теперь — старицы), стоит храмовый ансамбль: две шатровые церкви — Богородицкая (1726 г.) на месте более древней, начала XVII в., Михаила Архангела с трапезной (1776 г.) и колокольня (1785 г.). Три вертикали, контрастные к горизонталям берега и порядкам жилых домов, были издалека видны с верхнего и нижнего плесов реки как своеобразные опознавательные знаки селения. Благодаря плавному изгибу улиц и порядков домов, следующих берегу, ансамбль хорошо виден от деревень Подволочье и Малахино и с дороги на село Сельцо, а также с обоих концов деревни Яковлевской. На Богородицкую церковь ориентирован и третий луч — улица деревни Гогара.
И в этом виде композиции селений, сложившихся на берегах крупных рек, наблюдаем разнообразие вариантов, продиктованных природной средой. Центрическую композицию имеет находящийся рядом с Заостровьем куст селений под общим названием Сельцо и село Р а к у л ы на том же берегу Сев. Двины (Емецкий район), село Сура на Пинеге (Пинежский район). Своеобразное исключение — уже рассмотренное нами село Турчасово, где в связи с изменением русла реки Онеги гнездо селений заняло оба берега.
Интересный вариант центрической композиции — село К о н е ц д в о р ь е на острове Конечном в дельте Северной Двины[48]. Природные условия — низкие отметки открытого ветрам незалесенного острова — вызвали к жизни четкий и компактный центрический планировочный прием. Дома сгрудились на небольшом пространстве относительно более высокой части острова вокруг площади с шатровой Никольской церковью (перевезена из Архангельска в 1769 г.) и колокольней (XVIII—XIX вв.). При первом беглом взгляде кажется, что дома здесь стоят в полнейшем хаотическом беспорядке, но стоит внимательно присмотреться и, обойдя селение, нанести его планировочную схему на бумагу, как вырисовывается ясно читаемая система (рис. 1.3.6).
Рис.1.3.6 – Село Конецдворье в устье реки Северной Двины, Приморский район Архангельской области. План.
Итак, анализируя народные традиции в сельской архитектуре, приводившие к блестящим ансамблевым решениям, нельзя не отметить поразительно точное их совпадение с выводами и закономерностями современной экспериментальной психологии и теории восприятия. Это обстоятельство — еще одно убедительное подтверждение ценности народного опыта, несомненно, заслуживающего пристального внимания со стороны современной теории и практики архитектуры. Необходимо отметить, что в народной архитектуре, в отличие от профессиональной, во все периоды ее развития соблюдалась гармония между функциональной и эстетической сторонами.
Все упомянутые положения и принципы, составляющие, по сути дела, основу народных традиций, дают нам право применить к каждому северорусскому селению понятие «ансамбль», понятие, в котором воплощаются высшие достижения архитектурной мысли. Несмотря на то, что селения возникали без заранее составленного плана выработанные традиции, огромный строительный опыт, а главное, высоко развитое чувство природы позволяли народным зодчим успешно осуществлять архитектурный замысел, очень точно находить место для каждого сооружения и при решении любых практических задач никогда не оставлять в стороне запросы эстетические.