Архитектурно-пространственная и композиционная организация




Обследования и обмеры, проведенные Ю. С. Ушаковым на территории русского Севера, и вы­полненные на этой основе реконструкции се­лении и их гнезд, сформировавшихся здесь к XVIII—XIX вв., позволяют говорить о вы­соком композиционном мастерстве народных зодчих в организации среды обитания, мас­терстве, рождавшем селения столь же раз­нообразные и индивидуальные, как сама при­рода.

И все же, несмотря на бесконечное разно­образие композиционных приемов, с некото­рой долей условности, неизбежной при любой систематизации произведений искусства, Ю. С. Ушаков предлагает провести классификацию приемов архитектурно-пространственной организации северорусских селений и их гнезд относительно внешнего зрительного восприятия и по природно-географическим признакам.

В основу классификации относительно зри­тельного восприятия, которому, как показа­ло исследование, в народном зодчестве уде­лялось большое внимание, положена степень раскрытия селения или гнезда селений к ос­новным путям (водным и сухопутным). В свя­зи с этим предлагается различать четыре ос­новных типа композиций (или приема про­странственной организации). К первому ти­пу — центрических композиций — отнесены села и гнезда селений, имеющие центр, организующий жилую среду и воспринимаемый с многих направлений. В зависимости от ши­роты раскрытия селения с центрической ком­позицией могут быть разделены на два вида. К первому виду отнесены центрические ком­позиции с круговым восприятием, ко второ­му — центрические композиции с преобла­дающим полукруговым восприятием (табл.А.1.)[42]. Ко второму типу отнесены селения, воспри­нимаемые преимущественно с двух сторон. Они получили название линейных с преобла­дающим двусторонним восприятием. К третье­му типу — фронтальных композиций — отне­сены селения, композиция которых рассчита­на на фронтальное восприятие. И, наконец, к четвертому типу — многоцентровых компо­зиций — отнесены селения, имеющие равно­ценные композиционные акцепты, восприни­маемые взаимно. Здесь рассматриваются два вида: парные композиции с взаимным вос­приятием и многоакцентные композиции с взаимным восприятием, подчиненные единому центру.

В свою очередь по природно-географичес­ким признакам архитектурно-природные ком­плексы подразделяются на группы и подгруп­пы. В основе этой классификации — основные (преобладающие) типы заселения русского Севера:

1. Приречные селения: а) при малой реке; б) при большой реке.

2. Приозерные се­ления: а) приозерно-прибрежные; б) полуост­ровные открытые; в) полуостровные замкну­тые; г) островные открытые.

3. Приморские селения: а) приморско-прибрежные; б) приморско-приречные.

В каждой подгруппе на основе анализа трех-четырех селений строится модель зри­тельного восприятия.

Рассмотрим примеры селений в каждом типе и виде композиций, начав с центриче­ских. Селения или их гнезда, организованные в выбранной природной ситуации так, что они воспринимаются практически со всех направ­лений, отнесены к центрическим компози­циям с круговым восприятием. Этот прием наиболее распространён в природно-географических условиях русского Севера и часто положен в основу организации приречных, при­озерных и приморских селений. Наибольшее количество селений русского Севера (около 40%) было основано на берегах рек, по кото­рым шли торговые пути. Обследование вы­явило определенные особенности композиций селении, сложившихся по берегам больших или малых рек.

Как пример приречного селения при ма­лой реке рассмотрим село Верховье (Верхний Мудьюг) Онежского района Архангельской области. Селения бывшего Верхнемудьюгского прихода формировались в крутой излучине среднего течения реки Мудьюги — правого притока реки Онеги, освоен­ного, видимо, в период заселения Онежского бассейна. Со временем, после обмеления ког­да-то судоходной реки Мудьюги, село Верховье оказалось отрезанным от водных путей и долго оставалось неисследованным. В этом кроется и причина того, что Верховье хорошо сохранилось в отличие от группы селений Нижний Мудьюг (Грихново) у слияния реки с Онегой[43].

Характерная особенность селений при ма­лых реках — размещение деревень, составляю­щих единую группу, на обоих берегах. Село Верховье состоит из трех деревень. Две из них — наиболее древние: Ряхковская — на ле­вом берегу, носящая следы свободной плани­ровки (здесь зафиксированы наиболее старые дома и амбары), и Митинская с прибрежно-рядовой формой планировки — на правом бе­регу.

Позднее вдоль дороги на Нижний Мудь­юг сложилась деревня Шутова уже с уличной планировкой. К концу XIX в. село насчитывало 128 дворов с населением 778 человек[44] (рис. 1.3.3).

Важнейший компонент любого селения — его общественный центр. В крупных селениях эту роль выполнял храмовый комплекс. От выбора места для его размещения во многом зависели и общая композиция селения, и его восприятие с основных внешних направлений. Здесь, в Верховье, храмовый комплекс был размещен на полуострове, образованном кру­той излучиной реки, так, что все три его эле­мента (шатровая Входоиерусалимская цер­ковь 1754 г., пятиглавая Тихвинская церковь XVIII в. и колокольня 1787 г.) [45] хорошо вид­ны со всех сторон: с верхнего и нижнего пле­сов реки и с двух дорог к селу (с запада и юго-востока). Хорошему восприятию способ­ствует и умелое взаимное размещение соору­жений ансамбля [46].

Небольшая ширина реки и замкнутый характер окружающего прост­ранства сказались здесь и на соразмерно не­больших высотах построек храмового ансамб­ля (до 28 м). Таким образом, природные ус­ловия долины относительно небольшой реки задали и соответствующий масштаб центри­ческой архитектурно-пространственной ком­позиции села.

Рис. 1.3.3Село Верховье (В. Мудьюг), Онежский район Архан­гельской области. План и панорама по А и Б.

Для того чтобы понять, как варьируется тот же вид композиции селения в иной при­родной ситуации, рассмотрим еще один при­мер. Селения б. Усть-Кожского погоста раз­местились вблизи впадения реки Кожи в Онегу (село Усть-Кожа, Онежский район Архангельской области). Место для центрального села погоста — Макарьино было вы­брано на мысе, ограниченном с одной стороны рекой Кожей, а с другой — Кужручьем (рис. 1.3.4). Обе эти водные дороги на запад вели к озерам (Кожозеро и Кужозеро), а вблизи села в километре от Онеги сливались вместе.

Рис. 1.3.4Село Усть-Кожа (Макарьино), Онежский район Архан­гельской области. План и сечение.

На левом высоком (10 м) берегу Кожи раз­мещен был центр погоста — пятиглавая цер­ковь Климента (1695 г.), шатровая Крестовоздвиженская церковь (1769 г.) и колоколь­ня (XVIII в.). Два порядка домов села Макарьино обращены на юг и на погост, но тя­готеют к Кужручью. На правом берегу Ко­жи против погоста встала деревня Глотово (Семеновская), дома которой обращены ок­нами на две стороны — на северо-запад и юго-восток. Таким образом, общественный Центр, оказавшийся между двух селений, виден из каждого дома и служил ориентиром с запада — с водных дорог по Коже и Куж­ручью. Раньше, когда оконечность мыса не была залесена, селение просматривалось и с реки Онеги, завершая тем самым круговое его восприятие.

Каждое селение пли гнездо селений, отне­сенное к одному типу композиции, имеет яр­ко выраженное индивидуальное лицо — ина­че и не может быть при столь тесной взаимо­связи с ландшафтом. Природная среда здесь — камертон, задающий общий настрой всей ком­позиции, меру пространства и масштаб ос­новных архитектурных элементов. И каждый раз поражаешься точности решения, сораз­мерности элементов и выверенности восприя­тия композиции. Делалось все это без черте­жей, основывалось лишь на интуиции, развитой многовековым общением с природой, интуиции, способствовавшей появлению истинных произведений искусства.

 

 

Рис. 1.3.5Село Заостровье, Березниковский район Архан­гельской области. Реконструкция. План и панорамы А-В.

К центрическим композициям с круговым восприятием отнесены такие непохожие друг на друга селения и гнезда, как село Ратонаволок на реке Ёмце (Емецкий район Ар­хангельской области), Кулига Дракованая в долине реки Шокши — притока Северной Двины (Красноборский район), Б е с т у ж е в о в излучине реки Устьи (Ок­тябрьский район) и др.

Села или гнезда селений, сложившиеся при крупных реках русского Севера, разме­щаются преимущественно на одном из бере­гов, обычно на том, который более удобен по рельефу и ориентации. Одно из таких селе­ний — село Заостровье на левом берегу Северной Двины (Березниковский район Архангельской области). Заостровье упоминает­ся в «Книге Большому Чертежу» как погост Заостровский на левом берегу Двины при устье реки Нисы. Оно упоминается в Двин­ской грамоте 1471 г. Это одна из крупных вотчин на Двине, за обладание которой шла дол­гая борьба между новгородскими и ростов­скими князьями. Село Заостровье[47], состоящее на четырех почти слившихся теперь деревень, расположено уже не на берегу Северной Дви­ны, как когда-то, а на ее старице, в которую и впадает река Ниса (рис. 1.3.5).

За прошедшие века Двина «ушла» от села почти на километр, оставив обширные залив­ные луга. Но это же обстоятельство положи­тельно отразилось на сохранности селения. Время изменило планировочную структуру села: прибрежно-рядовая форма осталась только в одной северной деревне села — Малахино, но крупные («двужильные») дома сменились здесь небольшими одноэтажными.

В остальных деревнях с уходом русла Се­верной Двины сложилась уличная форма пла­нировки. Приречный порядок домов деревни Яковлевской примерно в середине разорван, и здесь, у берега реки (а теперь — старицы), стоит храмовый ансамбль: две шатровые цер­кви — Богородицкая (1726 г.) на месте более древней, начала XVII в., Михаила Архангела с трапезной (1776 г.) и колокольня (1785 г.). Три вертикали, контрастные к горизонталям берега и порядкам жилых домов, были изда­лека видны с верхнего и нижнего плесов ре­ки как своеобразные опознавательные знаки селения. Благодаря плавному изгибу улиц и порядков домов, следующих берегу, ансамбль хорошо виден от деревень Подволочье и Малахино и с дороги на село Сельцо, а также с обоих концов деревни Яковлевской. На Богородицкую церковь ориентирован и третий луч — улица деревни Гогара.

И в этом виде композиции селений, сло­жившихся на берегах крупных рек, наблю­даем разнообразие вариантов, продиктован­ных природной средой. Центрическую ком­позицию имеет находящийся рядом с Заостровьем куст селений под общим названием Сельцо и село Р а к у л ы на том же бе­регу Сев. Двины (Емецкий район), село Сура на Пинеге (Пинежский район). Своеобраз­ное исключение — уже рассмотренное нами село Турчасово, где в связи с изменением рус­ла реки Онеги гнездо селений заняло оба бе­рега.

Интересный вариант центрической компо­зиции — село К о н е ц д в о р ь е на острове Конечном в дельте Северной Двины[48]. При­родные условия — низкие отметки открытого ветрам незалесенного острова — вызвали к жизни четкий и компактный центрический планировочный прием. Дома сгрудились на не­большом пространстве относительно более высокой части острова вокруг площади с шат­ровой Никольской церковью (перевезена из Архангельска в 1769 г.) и колокольней (XVIII—XIX вв.). При первом беглом взгляде кажется, что дома здесь стоят в полнейшем хаотическом беспорядке, но стоит вниматель­но присмотреться и, обойдя селение, нанести его планировочную схему на бумагу, как вы­рисовывается ясно читаемая система (рис. 1.3.6).

 

 

Рис.1.3.6Село Конецдворье в устье реки Северной Двины, Приморский район Архангельской области. План.

Итак, анализируя народные традиции в сельской архитектуре, приводившие к блестящим ансамблевым решениям, нельзя не от­метить поразительно точное их совпадение с выводами и закономерностями современной экспериментальной психологии и теории восприятия. Это обстоятельство — еще одно убе­дительное подтверждение ценности народного опыта, несомненно, заслуживающего при­стального внимания со стороны современной теории и практики архитектуры. Необходимо отметить, что в народной архитектуре, в от­личие от профессиональной, во все периоды ее развития соблюдалась гармония между функ­циональной и эстетической сторонами.

Все упомянутые положения и принципы, составляющие, по сути дела, основу народных традиций, дают нам право применить к каждому северорусскому селению понятие «ансамбль», понятие, в котором воплощаются высшие достижения архитектурной мысли. Несмотря на то, что селения возникали без заранее составленного плана выработанные традиции, огромный строительный опыт, а главное, высоко развитое чувство природы позволяли народным зодчим успешно осуществлять архитектурный замысел, очень точно находить место для каждого сооружения и при решении любых практических задач ни­когда не оставлять в стороне запросы эсте­тические.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: