Объяснение китайского экономического «чуда»




Для объяснения «чуда» многие ученые представляли свои точки зрения.

Директор Института экономического анализа А. Илларионов придерживается гипотезы «характер экономической политики».

Он отвергает такую гипотезу, как «отсталость», в которой быстрые темпы роста экономики Китая: оттого, что стартовый уровень Китая был чрезвычайно низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем темпы роста более развитых стран[20].

На примере 209 стран с их приростом ВВП на душу населения в 1979-1996 г. в зависимости от стартового экономического развития, он представил два вывода: 1) «статистически значимой закономерности между стартовым уровнем экономического развития и последующими темпами экономического развития и последующими темпами экономического роста в мировой экономике не наблюдается. При одних и тех же значениях ВВП возможны и быстрый рост, и глубокое падение». 2) «… ни одна из стран с низким стартовым уровнем развития (к числу которых относится Китай) в эти годы не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, последние оказались уникальным для всей экономики».

А. Илларионов также отвергает гипотезу «особенность структуры производства». Согласно этой гипотезе, решающий вклад в ускорение экономического роста Китая внесла стартовая структура его экономики – низкая доля в ВВП промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

По утверждению А. Илларионова «… удельный вес промышленности в ВВП Китая был и остается не ниже, а даже выше, чем в России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста по сравнению с Китаем. Наоборот российская экономика в эти годы переживала глубокий спад производства. С другой стороны, более высокий удельный вес промышленности в ВВП Китая не способствовал замедлению темпов его роста по сравнению с Россией».

Таблица 1.

Отраслевая структура экономики КНР (в %)

Показатели Китай
   
ВВП, всего,    
в том числе    
сельское и лесное хозяйство 28,4 20,6
промышленность и строительство 48,6 48,4
сфера услуг 23,0 31,1
Все занятые,    
в том числе    
сельское и лесное хозяйство 70,5 52,9
промышленность и строительство 17,4 22,9
сфера услуг 12,1 24,1

 

Также он отвергает гипотезу «особенность структуры занятости». Согласно которой более высокие темпы роста в Китае объясняют высоким удельным весом населения, занятого в сельском хозяйстве, во всем население страны.

По его словам «при доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70% (Китай в 1978 г.), среднегодовые темпы экономического роста в станах мира могут меняться от минус 6% до плюс 8%. Это означает, что и структура производства, и структура занятости сами по себе не объясняют высоких темпов экономического роста в Китае».

К такой гипотезе как «национальная специфика» А. Илларионов относится неоднозначно: «С одной стороны такие черты, очевидно, действительно присуще китайской нации. С другой стороны, если их признать решающими в экономическом развитии, то высокие темпы роста были бы присущи Китаю на протяжении всей его истории». Экономический подъем в Китае наблюдался лишь в конце 70-х годов.

Рассматривая ход реформ в Китае, выделяется несколько центральных положений тактики реформ.

1. В Китае была проработана стратегия реформ, которая во взаимосвязанной форме обеспечивается экономическими, политическими и идеологическими мерами.

2. Главное в экономическом обеспечение заключалось в выборе на начальном этапе таких отраслей хозяйства, которые дают быструю прибыль, накопление капитала, обеспечивают занятость населения и служат как бы базой для развития своего хозяйства.

3. Китайское руководство старалось не упускать возможность управления экономикой на макроуровне, с тем, чтобы она не пошла в разнос.

4. Важным принципом реформирования стала постепенность, практическая отработка теоретических моделей на выборочных направлениях, отраслях хозяйства и территориальных единицах.

5. Экономическая реформа активно подкреплялась политическими средствами, что выражалось в создание благоприятной внешней и внутренней обстановки в стране, в недопущении развития негативных тенденций, возникающих в процессе реформ.

6. И, наконец, важным направлением стало идеологическое обеспечение реформ. Китайское руководство не позволило единым махом разрушить идеологические установки, ценности, господствовавшие в обществе, хорошо понимая, что это ведет к потере ориентации людей.

Китай сумел обеспечить пока что продовольствием и одеждой свое стремительно растущее, крупнейшее в мире население; со своей дешевой продукцией легкой и радиотехнической промышленности он вышел на мировой рынок и продолжает укреплять на нем свои позиции, хотя внешнеторговое сальдо остается пока отрицательным; да, Китай - единственная страна социалистического лагеря, который смог добиться таких экономических достижений без ломки идеологии. Одновременно он же, вероятно и самый продвинувшийся вперед из их числа по освоенности рыночных методов хозяйствования...

Возможно даже при заранее известном идеальном способе проведения экономической реформы в КНР с условием неостановления нынешних темпов роста населения, она просто не будет иметь смысла.

Что можно сказать о самих китайских реформах в целом? Коротко, это действительно кнут и пряник. Пряник - постоянное расширение прав в сфере ведения хозяйственной деятельности, приветствование привлечения новых технологий, а с другой стороны - неусыпный государственный контроль далеко не только в идеологической сфере.

 

 

2.2 Трансформации социально-экономической системы Венгрии

2.2.1 Предыстория и цели трансформации

Неудача миротворцев в решении проблемы самоопределения национальных меньшинств, политическая слабость Каройи и коммунистические беспорядки – все это дискредитировало демократические силы и способствовало восстановлению власти консерваторов. Трианонский договор (4 июня 1920) лишил Венгрию 72% ее территории (она была разделена между странами–наследницами Австро-Венгерской империи – Чехословакией, Румынией и Югославией) и 64% ее населения. Несмотря на то, что по Трианонскому договору Венгрия получила независимость, страна оказалась разделенной, а ее экономика находилась в упадке.

По Конституции Венгрия оставалась монархией, но возвращению на престол короля Карла препятствовали союзники, а позже был принят закон, запрещавший Габсбургам занимать венгерский трон. В соответствии со специальным актом регентом Венгрии был избран Хорти. В 1920 всеобщим тайным голосованием было избрано Национальное собрание. Почти половину мест в нем получила Партия мелких сельских хозяев, несколько меньше – Христианская национальная партия. Социал-демократы воздержались от участия в выборах. Так называемый «белый террор» против тех, кто принимал участие либо в демократической, либо в большевистской революции и выступал против евреев, закончился только в 1921, в правление премьера Пала Телеки. Его преемник, граф Иштван Бетлен, укрепил власть консервативных сил, проведя ряд мер. Он объединил две ведущие партии в новую Объединенную партию, начал диалог с социал-демократами, провел ограниченную земельную реформу. В 1922 по декрету были проведены открытые выборы в сельских районах и ограниченные выборы по всей стране. После своей первой победы на выборах он начал осуществлять политику оздоровления экономики. Страна при его режиме присоединилась к Лиге наций, была приостановлена инфляция, поощрялось развитие индустриализации и системы социального страхования. Бетлен положил конец политической изоляции Венгрии, заключив союз с Италией в 1927, который позже – путем присоединения к нему Австрии – стал на некоторое время препятствием для экспансионизма Гитлера. В сельских районах строились новые школы, поддерживалось развитие высшего образования[22].

В 1932 премьером стал бывший армейский офицер, правый радикал Дьюла Гёмбёш. Он попытался вывести Венгрию из кризиса, заключив соглашение с Германией. Его хорошие отношения с нацизмом позднее открыли дорогу для создания в стране многочисленных, хотя и небольших венгерских нацистских партий. Преемник Гёмбёша Калман Дарани (1936–1938) предложил новый закон о выборах, предполагавший введение системы тайного голосования в сельских районах, но с ограниченным числом избирателей. Он приступил также к перевооружению армии. Бела Имреди (1938–1939) провозгласил политику реформ и предпринял жесткие меры против крайне правых партий; он даже посадил в тюрьму Ференца Салаши, лидера нацистского движения «Скрещенные стрелы». Однако вскоре он отказался от либеральной ориентации; принял законы, ограничивавшие права евреев; стал проявлять авторитарные амбиции и поощрять прогерманскую политику. Его противники вынудили его уйти в отставку, и премьером стал Пал Телеки.

Выдающимся достижением этой эпохи было национальное возрождение в области искусства, литературы и науки, которое началось еще до Первой мировой войны. Музыка таких композиторов, как Бела Барток и Золтан Кодай, новая литература, созданная Эндре Ади, Жигмондом Морицем и др., исходила как из западных, так и венгерских традиций. Венгрия дала миру крупных ученых, таких, как математика Яноша (Джона) фон Неймана, физиков Эде (Эдварда) Теллера и Тодора фон Кармана. Среди лауреатов Нобелевской премии – венгры Альберт Сент-Дьёрди, Дьёрдь де Хевеши, Дьёрдь фон Бекеши и Йенё Вигнер.

После оккупации Австрии Гитлером (март 1938) Хорти решил вести более осторожную политику. Тем не менее, он отклонил германское предложение об участии в агрессии против Чехословакии, а при заключении Мюнхенских соглашений Венгрия ограничилась притязаниями на районы Словакии, заселенные этническими венграми, которые та получила по Венскому арбитражному решению 1938. В феврале 1939 Венгрия присоединилась к антикоминтерновскому пакту, но, когда Гитлер вступил в марте 1939 в Прагу, Телеки – вопреки воле Германии – оккупировал Рутению (Закарпатье), чем обеспечил общую границу с Польшей.

После нападения Германии на Польшу Венгрия отказалась разрешить немецким войскам пересекать ее территорию и объявила о своем статусе не участвующей в войне державы. В 1940 территориальные претензии Венгрии к Румынии были частично признаны вторым Венским арбитражным решением, по которому Венгрии отошла северная часть Трансильвании. Для того чтобы обезопасить тыл Венгрии в случае нападения Германии, Телеки подписал договор о дружбе с Югославией. Когда было свергнуто югославское правительство, подписавшее этот договор, командование венгерской армии, которое находилось под сильным германским влиянием, заключило неправомочное соглашение с немцами, позволившее последним напасть на Югославию через венгерскую территорию. Телеки не мог изменить ход событий и в знак драматического протеста против германской агрессии 3 апреля 1941 покончил жизнь самоубийством. После ликвидации Югославии Хорти вновь аннексировал часть бывшей южной части Венгрии. В ходе аннексий 1938–1941 около трех миллионов венгров были возвращены Венгрии.

Новый премьер Ласло Бардошши (1941–1942) решил, что единственным способом сохранить независимость Венгрии является ограниченное сотрудничество с Германией, и объявил войну Советскому Союзу. Хорти заменил его Миклошем Каллаи, который подтвердил статус Венгрии как невоюющей державы, пытался примириться с союзниками и защищал венгерских евреев от нападок пронацистских сил.

Эти действия привели к оккупации Венгрии германскими войсками 19 марта 1944. При помощи венгерских нацистов немцы начали депортацию евреев в Германию. Но благодаря движению Сопротивления и нежеланию Хорти подчиняться немцам многие евреи Будапешта были спасены. Вслед за капитуляцией Румынии в августе 1944 Хорти попытался вывести Венгрию из войны, начав переговоры с Москвой. 15 октября 1944 он объявил о перемирии, после чего немцы, свергнув Хорти, установили нацистский режим Ференца Салаши. После семинедельной осады Будапешт 13 февраля 1945 был взят советскими войсками[15].

Послевоенное развитие.

21 декабря 1944 в Дебрецене под советским патронажем состоялось заседание временного национального собрания и было сформировано временное правительство под руководством генерала Бела Миклоша. Вопрос о Северной Трансильвании оставался открытым, однако в марте 1945, после того как Румыния стала советским сателлитом, ей была передана северная часть Трансильвании.

4 ноября 1945 были проведены свободные выборы, предусмотренные Ялтинскими соглашениями. На выборах, в которых приняло участие практически все взрослое население старше 20 лет, 245 из 409 мест в парламенте получила Партия мелких сельских хозяев, 70 мест – коммунисты, 69 – социал-демократы, 23 – представители Национальной крестьянской партии и 2 – Гражданской демократической партии. В феврале 1946 Венгрия была провозглашена республикой. Президентом стал Золтан Тилди, а премьер-министром – Ференц Надь, председатель Партии мелких сельских хозяев. Однако коалиционное правительство, навязанное контрольной комиссией Союзников, которая возглавлялась советским маршалом Ворошиловым, отдала победившему большинству только половину мест в кабинете, а ключевые посты оставались в руках коммунистов.

Летом 1946 Партия мелких сельских хозяев во главе с ее генеральным секретарем Белой Ковачем вынудила коммунистов занять круговую оборону. Они выдвинули требование о пропорциональном представительстве в кабинете; проведении местных выборов и выборов в профсоюзах; ликвидации политической полиции и лагерей для интернированных.

В феврале 1947 Парижская мирная конференция восстановила границы Венгрии в соответствии с Трианонским договором и обязала Венгрию выплачивать репарации Советскому Союзу, Югославии и Чехословакии.

Коммунисты арестовали ведущих лидеров Партии мелких сельских хозяев (включая Ковача) и членов Национально-крестьянской партии. Премьер Надь напрасно взывал о помощи к западным державам. 30 мая 1947 его самого заклеймили как заговорщика, и он был вынужден эмигрировать.

В августе 1947 были проведены новые всеобщие выборы, на этот раз под политическим давлением коммунистов. Покончив с политическим сопротивлением, коммунисты взялись за церковь. Кардинал Миндсенти и лютеранский епископ Ордаш, среди многих других, были арестованы, религиозные организации распущены, а церковные школы национализированы.

20 августа 1949 была введена в действие новая конституция по советской модели. Сталинист Матьяш Ракоши к тому времени уже держал под контролем всю страну. Для его режима были характерны политический террор, форсированное кооперирование сельского хозяйства и национализация экономики. Начались чистки внутри коммунистической партии; в частности, был обвинен в титоизме и казнен бывший министр внутренних дел Ласло Райх.

После смерти Сталина в 1953 Ракоши остался секретарем партии, но на посту премьера его заменил Имре Надь. Режим террора был смягчен, политические заключенные были освобождены, более 50% крестьян вышли из кооперативов, писатели и журналисты не могли воспользоваться большей степенью свободы слова. В апреле 1955 Надь был лишен своего поста, и сторонники Ракоши вновь пришли к власти. Однако в июле 1956 Ракоши был смещен с поста руководителя партии после бунта писателей, поднявших оппозицию в стране, и начавшихся атак со стороны интеллектуалов из кружка имени Петёфи.

23 октября 1956 студенты в Будапеште, вдохновленные событиями в Польше, провели уличные демонстрации, требуя независимости и свободных выборов, которые переросли во всенародное восстание. Были сформированы советы революционных рабочих и местные национальные комитеты. 30 октября революция одержала победу. Имре Надь сформировал коалиционный кабинет, провозгласивший возврат к многопартийной системе 1945–1947. Надь пообещал провести свободные выборы и призвал Москву начать переговоры о немедленном выводе всех советских войск. 1 ноября советские части окружили венгерские аэродромы и Будапешт, было сообщено также, что советские воинские подразделения вторглись на территорию страну. Вслед за этим Имре Надь объявил о выходе Венгрии из состава Варшавского договора, провозгласил нейтралитет Венгрии и обратился за помощью к странам Запада и США. Но помощь от них не последовала, и 4 ноября Советская армия предприняла широкомасштабное наступление на Будапешт и другие крупные города. Тяжелые бои продолжались в течение несколько дней, однако вскоре мятеж был подавлен. Имре Надь был арестован представителями советских служб безопасности, в нарушение обещаний о его неприкосновенности.

В 1957 новое правительство Яноша Кадара развернуло репрессии против всех, кто подозревался в участии в революции. Тысячи людей были казнены или посажены в тюрьмы, в том числе были казнены премьер Надь и несколько его коллег. Вновь поднялся «железный занавес», и в Венгрии разместился военный контингент Советов численностью от 50 до 80 тыс. солдат[1].

Чтобы стабилизировать режим, Кадар в 1961 начал осуществлять политику примирения. Тезис Ракоши «Тот, кто не с нами, тот против нас» трансформировался при Кадаре в тезис «Кто не против нас, тот с нами». Наиболее ненавистные сталинисты были репрессированы, в университеты стали принимать детей «классовых врагов», а профессионализм в работе и продвижении по службе стал цениться выше членства в партии. Больше свободы получили интеллектуалы, им предоставлялся более широкий доступ к западной литературе и фильмам. В 1964 был достигнуто урегулирование с Римско-католической церковью. Однако, несмотря на эти внутренние реформы, Венгрия заняла враждебную позицию по отношению к демократическим реформам в Чехословакии в 1968 и присоединилась к Советскому Союзу и его союзникам в ходе вторжения в Чехословакию 20–21 августа 1968.

1968 был отмечен также формальным введением главной инновации в экономической политике правительства. При этом «новом экономическом механизме» (НЭМ) правительство пыталось повысить эффективность производства путем экономической децентрализации и учета рентабельности предприятий. Центральное правительство продолжало составлять общие пятилетние планы развития экономики, но уже не устанавливало квот при финансировании отдельных предприятий. Членам сельскохозяйственных кооперативов было разрешено возделывать частные участки земли. Членам сельскохозяйственных кооперативов разрешалось также производить товары для частной продажи.

В течение первых лет в условиях НЭМ венгерская экономика быстро развивалась, но в середине 1970-х годов ее рост замедлился, отчасти из-за увеличения затрат, вызванных ростом цен на ввозимую из-за рубежа нефть.

К концу 1980-х годов Кадар начал символизировать политический консерватизм и экономический застой, а радикальные политические реформы в Советском Союзе в 1988 Кадар был вынужден покинуть пост руководителя партии. Несмотря на то, что генеральным секретарем стал центрист Карой Грос, ведущие посты заняли сторонники радикальных реформ. Коммунистическая партия согласилась на введение новой конституции, по которой должна была быть создана многопартийная парламентская система. К середине 1989 были сформированы независимые профсоюзы, политические партии и молодежные организации; а советские войска начали покидать Венгрию (хотя формальное соглашение о выводе войск так и не было достигнуто), а «железный занавес» вдоль австрийской границы исчез; тела Имре Надя и других лидеров революции 1956 были эксгумированы и с почестями перезахоронены[4].

1989 – год краха всех коммунистических правительств в Восточной Европе. Венгерская коммунистическая партия также потерпела крах. Хотя ее реформистское крыло было воссоздано в виде Венгерской социалистической партии, большинство членов покинуло ряды партии. Выборы в марте и апреле 1990 дали большинство голосов центристско-правой коалиции, возглавляемой Венгерским демократическим форумом, лидер которого Йожеф Антал стал премьер-министром (две другие партии коалиции – Независимых партий мелких сельских хозяев – НП МСХ и Христианско-демократическая народная партия – ХДНП). Известный писатель и переводчик Арпад Гёнц был избран президентом республики.

Новое правительство во главе с ВДФ начало осуществлять программу приватизации государственных предприятий, некоторые из них были проданы западным корпорациям. Однако начало 1990-х годов характеризовалось экономическими трудностями и продолжающимся снижением уровня жизни. Дефицит платежного баланса, к составлению которого приступили в начале 1993, приблизился к 2 млрд. долл., резко возросли инфляция и уровень безработицы. Избиратели выразили свое недовольство при голосовании на выборах в мае 1994, обеспечив ошеломляющую победу на парламентских выборах Венгерской социалистической партии. Социалисты, возглавляемые Дьюлой Хорном, который являлся последним коммунистическим министром иностранных дел, получили более половины мест в парламенте, что давало им право сформировать собственное правительство, не вступая в коалицию с другими политическими силами. Тем не менее они вступили в коалицию с Союзом свободных демократов для того, чтобы обеспечить поддержку новой законодательной программы, которая включала сокращение расходной части бюджета и программ социального обеспечения. Хорн занял пост премьера 15 июля 1994.

На рубеже 80-90-х годов ХХ века в восточной части Европы, разделенной на две противоположные общественные системы, произошли обвального характера перемены, обозначившие собою, собственно говоря, переход от эпохи противоборства этих систем к новой модификации континентальной и мировой структуры, сущностные особенности которой предстоит определять, видимо, уже в ХХI веке. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в этом процессе смены эпох играют, таким образом, немаловажную роль, требующую детального исследования. Впрочем, как свидетельствует история, революционные перемены обычно происходят в этом регионе если не синхронно, то, во всяком случае, почти одновременно. Опыт ХХ века, по крайней мере, дает немало тому подтверждений. Однако, если в прошлом подобного масштаба перемены случались вследствие мировых войн, то нынешняя крутая системная ломка свершилась в мирных условиях, правда, не стоит тут сбрасывать со счетов проигранную восточным социализмом "холодную войну".

Обществоведы еще долго будут обращаться к проблематике системных преобразований рубежа 80-90-х годов, анализируя исторические предпосылки и конкретные причины этих преобразований применительно к каждой отдельной стране. Ведь только конкретно-исторический подход к различным аспектам событий десятилетней давности может дать исчерпывающий ответ на целый ряд вопросов, встающих перед исследователем. Что вызвало столь неожиданный и стремительный развал, фактическую катастрофу советского типа социализма, считавшегося достаточно прочным, даже незыблемым. Каковы движущие силы этой грандиозной ломки, роль в ней отдельных выдающихся личностей и масс. Является ли процесс упомянутой ломки революцией в ее классическом понимании? Эти и многие другие вопросы имеют сейчас дискуссионный характер.

Несмотря на отсутствие необходимых документальных источников, уже налицо немало газетных и журнальных публикаций - в основном политологического или мемуарного плана, - которые продвигают так или иначе дело научного решения упомянутых выше вопросов, хотя до окончательных выводов, думается, еще далеко. Пока что, пожалуй, единодушие проявляется лишь в следующем: слом прежней системы, политические преобразования, осуществленные в этом направлении, расцениваются в качестве важных и коренных демократических перемен или революций; постреволюционный же переходный период, занявший все 90-е годы, связывается со становлением парламентских демократий на всем обширном восточноевропейском пространстве, с одной стороны, и рыночной экономики - с другой[7].

Венгерская литература в целом придерживается этих оценок, хотя избегает называть события 1989 г. революциями (охотно применяя термины "развал", "слом", "поворот", "переход", "преобразование"), но не оспаривает их радикальное значение. Даже основные левые политические силы страны признают прогрессивный характер и положительное политическое содержание произошедших преобразований в интересах становления парламентской демократии и рыночной экономики, и лишь ультралевые группировки именуют эти преобразования "антикоммунистическим переворотом бюрократии".

Разумеется, поиски аргументированного ответа на вопрос о глубинных причинах и реальном содержании процесса слома системы "реального социализма", равно как и посткоммунистических реформ, разворачивают исследования, прежде всего к проблемам длительной общей эрозии "реального социализма", предшествовавшей революционному слому. Эта эрозия имела свои экономические, политические и прочие причины объективного и субъективного порядка как на страновом, так и системном уровнях, и проявлялись они в соответствующих внешних и внутриполитических условиях. Ниже предпринята попытка обозначить хотя бы в постановочном ключе основные системные факторы эрозии "реального социализма", предопределившие в этой части Европы (которую российские политики и политологи ошибочно до сих пор именуют Восточной) последующий крах этого социализма, а также охарактеризовать важнейшие особенности перехода Венгрии от кадаровского авторитаризма коммунистических цветов к парламентской демократии 1988-1989 гг. Ведь Венгрия, наряду с Польшей, была страной, где процесс эрозии, углублявшегося системного кризиса привел к политическим изменениям, явно революционным по своему содержанию, раньше других стран этого региона.

Политические режимы, воспроизводившие т.н. сталинский социализм, были, как известно, навязаны странам Центральной и Юго-Восточной Европы "сверху" с помощью Советского Союза в конце 40-х годов. В 50-е годы они повсеместно окончательно утвердились в этом регионе. Их характерной особенностью стала монопольная власть одной единственной политической партии, державшаяся на неоспоримом могуществе партийного вожака и узкой высшей партийной элиты, опиравшейся на силовые структуры и по-диктаторски, до мелочей предписывавшей обществу все действия. Такая жестко иерархизированная властная структура с ее мелочной регламентацией, пронизывавшей все сферы общественно- политической жизни и экономики, воспринималась народами региона как инородная, чуждая. Ситуация усугублялась детальным копированием советского опыта в строительстве социализма, что означало прежде всего: во-первых, усиленное культивирование тяжелой индустрии, практически лишавшее средств на развитие тех отраслей, с прогрессом которых был связан рост материального благосостояния трудящихся; во-вторых - изоляцию стран советского блока от внешнего мира. На начальном этапе функционирования этой системы интенсивное экономическое развитие давало определенный эффект. Со временем внутренние резервы системы стали истощаться, а темпы народнохозяйственного роста снизились, и страны Центральной и Юго-Восточной Европы начали постоянно ощущать растущую нехватку капитала, хронический дефицит. Разумеется, полностью игнорировать общемировые тенденции было невозможно, какие-то изменения имели место, но практически до конца своего существования система советского типа сохранила все наиболее характерные для нее черты: однопартийность, директивную плановую экономику, почти безраздельное господство государственной собственности. Коммунистические режимы не желали отказываться от этих основополагающих устоев и сопротивлялись любым попыткам серьезного реформирования, что способствовало закостенению системы. Правда, исчерпав ресурсы внутреннего народнохозяйственного роста, партийные руководители региона так или иначе оказались вынуждены частично открыться перед мировой экономикой, и под воздействием внешней среды коммунистические порядки начали подвергаться эрозии. Она все больше давала о себе знать и в сфере экономики и политики, и в области идеологии и социальной жизни, и в структурах управления.

Истощение резервов экономического роста, снижение темпов хозяйственного развития стали явным и во многом определяющим признаком назревавшего системного кризиса "реального социализма". Тенденция спада здесь особенно четко обозначилась с середины 70-х годов, что заставило руководство стран региона искать выход из сложившейся ситуации, прибегая к различным мерам привлечения капитала для оживления экономики, в том числе путем привлечения займов от Международного валютного фонда.

Руководство Венгрии искало выход из сложившегося экономического положения в попытках инициирования и проведения экономических реформ сверху, которые по сути противоречили канонам коммунистического правления и поэтому пробивались с большим трудом. Венгрия, в частности, еще в середине 60-х годов приступила к разработке так называемой реформы хозяйственного механизма, которая преследовала цель интенсификации производства за счет определенного роста самостоятельности предприятий в интересах повышения их производительности. Авторы реформы пытались несколько уменьшить роль центрального планирования и директивного управления, одновременно предусматривая введение отдельных рыночных элементов, которые влияли бы на рост материальной заинтересованности трудящихся в результатах своего труда. О реформе, требовавшей соответствующей подготовки, открыто заговорили в начале 1966 г., но датой ее осторожного внедрения стало 1 января 1968 г. Нет необходимости особо подчеркивать, что это стало возможным лишь благодаря авторитету Я. Кадара и особому доверию к нему советских лидеров за "квислинговские заслуги" в событиях 1956 г. Однако данная реформа так и не была доведена до логического конца, ибо этому помешали известные события 1968 г. в Чехословакии, где тоже предпринимались попытки реформирования сталинистского социализма, получившие более широкую известность. О венгерской реформе на уровне пропаганды, правда, еще говорилось несколько лет, но, по сути, после 1973 г. она была окончательно прекращена, снята с повестки дня.

Главное то, что экономика Венгрии оказалась в значительно большей мере подготовленной к глубоким, коренным преобразованиям на пути к рыночному хозяйству. Без почвы, подготовленной экономической реформой, Венгрия на пороге 90-х годов оказалась бы в более трудном положении.

Важно и то, что экономическая реформа в Венгрии (как позже в Китае) началась с сельского хозяйства. В результате страна выдвинулась на одно из первых мест в мире по душевому производству сельскохозяйственной продукции. Это позволило населению сразу ощутить преимущество реформы - сбалансированность на потребительском рынке - и способствовало благоприятной социальной атмосфере при проведении дальнейших реформ. Насыщенность рынка продовольственными товарами стала одним из важнейших элементов социальной стабильности в самые острые моменты политического и экономического кризиса, охватившего страну в последующем.

Для экономической реформы в Венгрии характерно стремление к широким, комплексным изменениям во всех элементах хозяйственного механизма, которые не замыкались на отраслевых или региональных экспериментах, как это было в других странах с планово-директивной экономикой. Результативность таких изменений бесспорна, особенно в конце 60-х - начале 70-х годов[10].

Отметим и то, что в этот период был заложен и определённый плюрализм форм собственности, который привнёс изменения в общественное сознание, воспитав терпимость к различным видам частной инициативы и предпринимательства. Большую роль в этом процессе сыграл и кооперативный сектор.

Удалось создать и основы рыночной инфраструктуры - с начала 80-х годов получило развитие мелкое предпринимательство, возникла сеть коммерческих банков, появился рынок ценных бумаг, стали создаваться акционерные фирмы и совместные предприятия.

В стране, несмотря на половинчатость проводимой реформы, среди хозяйственных руководителей всех уровней получило развитие экономическое мышление, экономический, а не административный подход к решению проблем. В подтверждение можно привести весьма актуальный пример из недавнего прошлого.

Что касается половинчатости экономической реформы, ее низкой эффективности в целом, то во многом они были предопределены причинами как внешнего, так и внутреннего характера.

Прежде всего, сама исходная посылка о подчинённости рыночных механизмов плану и плановым инструментам, по сути дела, предполагала лишь частичное оздоровление экономики рыночной саморегуляцией, которая сама находилась под сильным контролем государства. Кроме того, попытка решать задачи экономической реформы без коренных изменений политической системы оказалась обречённой на неудачу и предопределила механизм торможения хозяйственных преобразований.

И, наконец, осуществление реформы происходило в крайне неблагоприятных внешних условиях, характеризовавшихся воинственным недоверием к венгерским экспериментам со стороны бывшего политического руководства Советского Союза и других восточноевропейских стран.

В итоге реформа проводилась с оглядкой, с отступлениями, с явными идеологическими ограничениями. Парадоксально, но в то время, когда догматики в Советском Союзе и других восточноевропейских странах осуждали Венгрию за то, что там стихия рынка и «рыночный социализм», на самом деле рынок там за 20 лет так и не был создан.

Сложность ситуации теперь заключается в том, что в 90-е годы экономическая политика страны должна быть нацелена на решение двух главных задач:

1. переход к рыночному хозяйству,

2. осуществление программы мер по выходу из кризиса.

Если стратегически стабильное преодоление кризисных явлений возможно лишь на путях развития рынка, то в краткосрочной перспективе меры по выходу из кризиса могут тормозить процесс либерализации, характерный для перехода к рынку[14].

Ключевые направления реформы базируются на осознании того, от чего следует безусловно отказаться и что преодолеть в экономической жизни, что должно определять облик национальной экономики в будущем.

Сторонники реформы в Венгрии говорят «нет»:

1. во-первых, господству государственной собственности;

2. во-вторых, примату плана над рынком;

3. в-третьих, жестким стереотипам понимания социальных ценностей;

4. в-четвертых, автаркизму внешнеэкономического сотрудничества.

По их мнению, рыночная экономика — это хозяйственный организм, опирающийся на

- взаимодействие различных форм собственности,

- единство рынка и его сегментов:

-финансов,

-товаров,

-капитала,

-рабочей силы,

- высокую степень автономии человека,

- ограниченные управленческие функции государства,

- свободную конкуренцию.

Такие цели, как необходимость выхода из кризиса и перехода к рыночному хозяйству, не вызывают серьёзных разногласий, с ними солидаризируются все ведущие политические силы страны. Однако остаётся открытым вопрос о формах и методах такого перехода.

Сложность переходного периода определяется не только кризисным состоянием экономики, но и опасностью социального взрыва или противодействия реформе со стороны населения, испытывающего «социальную усталость» от длительного периода стагнации, а затем и падения жизненного уровня.

2.2.2 Ход трансформации

В Венгрии экономическая реформа охватывает

· отношения собственности,

· банковскую систему,

· налоговую систему,

· госбюджет,

· внешне



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: