Раздел 2. Инновационная активность организации




14. Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Технологические инновации должны быть новыми для Вашей организации. Они не обязательно должны быть новыми для рынка. Не имеет значения, были разработаны инновационные продукты Вашей организацией или другими организациями.

В организациях сферыуслуг технологической инновацией считается услуга, характеристики или способы использования (предоставления) которой либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг.

Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий, либо на основе новых знаний.

К технологическим инновациям не относятся:

- эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.);

- незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

- расширение номенклатуры товаров, работ, услуг за счет ввода в производство товаров, работ, услуг, не выпускавшихся ранее в данной организации, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов товаров, работ, услуг (возможно непрофильных) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации. Например, выпуск машиностроительным заводом в летний период непрофильной продукции, пользующейся сезонным спросом - гвоздей;

- расширение производственных мощностей за счет дополнительных станков уже известной модели, либо даже замена станков на более поздние модификации той же модели;

- продажа инновационных товаров, работ, услуг, полностью произведенных и разработанных другими организациями;

- организационные или управленческие изменения.

Не являются технологическими инновациями перечисленные ниже изменения, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг или способов их производства или передачи:

- организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии организации;

- внедрение стандартов качества, например, ISO 9000.

15. В промышленном производстве продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение в производство технологически новых и значительно технологически усовершенствованных продуктов. Примером таких инноваций могут служить: запуск производства шпона в дополнение к производству фанеры и массива или ввод в эксплуатацию производства не выпускавшихся ранее напольных покрытий, старт первого на территории России производства ростового оборудования для кристаллических гетероструктур (новая для российского рынка), запуск производства суперконденсаторов на основе графена, не имеющих мировых аналогов по емкости (новая для мирового рынка), а также использование новых видов полотен для создания модификации существующих палаток (тентов) с повышенной влагоустойчивостью, внедрение насосных станций новых модификаций за счет расширения их комплектации.

В строительстве продуктовые инновации включают в себя использование новых строительных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими качествами (теплосберегающими, звукоизолирующими, экономичными и т.п.).

В сфере услуг продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение принципиально новых услуг, совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик, значительные улучшения в обеспечении услугами (например, с точки зрения их эффективности или скорости).

16. В промышленном производстве процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов (производственные методы материально-технического снабжения, поставки товаров и услуг, а также во вспомогательных видах деятельности). Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, и/или программного обеспечения, новых технологий, существенных изменениях в производственном процессе или их совокупности. Такие инновации нацелены, как правило, на снижение издержек производства или деятельности по передаче продуктов, услуг на единицу продукции, повышение качества, эффективности производства или передачи уже существующих в организации продуктов, но могут предназначаться также и для производства и передачи технологически новых или усовершенствованных продуктов, услуг, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов. Примерами процессных инноваций в промышленном производстве являются: установка оборудования для удаления из воды агрессивных газов (в процессе очистки технических вод), внедрение системы ультразвукового контроля за дефектами (с целью снижения доли брака на финальной стадии производства), переоборудование станции смешения мазутов (внедрение оборудования с повышенной надежностью), установка и запуск новой модели трубонарезного станка и фрезерного центра взамен устаревшей (с целью обеспечения повышения точности и скорости обработки), улучшение рецептуры молочной глазури (с целью снижения расхода сахара при сохранении вкусовых свойств), внедрение этапа термической обработки на линии протяжного отжига (что привело к улучшению качества, в т.ч. прочностных свойств, продукции), переход на систему SAP ERP 6.0.

17. Процессные инновации, основанные на внедрении новых или значительно усовершенствованных методов производства товаров и услуг,методов ведения сельскохозяйственного производства, связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий при производстве товаров или услуг. Примерами новых производственных методов являются запуск нового автоматизированного оборудования на производственной линии или систем компьютерного проектирования для разработки продукции; в сфере услуг – это, например, внедрение систем навигации для транспортных услуг, внедрение новых систем бронирования в туристических агентствах, в сельском хозяйстве – это может быть внедрение новой техники, оборудования (для культивации, проращивания, полива, сбора урожая), методов, способов выращивания сельскохозяйственных культур, производства продукции животноводства, пищепереработки, новых подходов и технических решений в части кормления и ухода за скотом и другое.

18. Процессные инновации, основанные на внедрении новых или значительно усовершенствованных производственных методов материально-технического снабжения, поставки товаров и услуг. Такие инновации связаны с системами логистики, применяемыми в организации, и основаны на использовании нового производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий, существенных изменениях в производственном процессе для поиска ресурсов, распределения поставок внутри организации и доставки готовой продукции. В качестве примера таких инноваций выступает внедрение систем отслеживания товаров, основанных на штрих-кодах или активной радиоидентификации (RFID).

19. Завершенные процессные инновации, связанные с внедрением новых или значительно усовершенствованных производственных методов во вспомогательных видах деятельности, таких как техническое обслуживание и ремонт, операции по закупкам, бухгалтерский учет и компьютерные услуги, основанные на использовании новых или значительно усовершенствованных технологий, производственного оборудования и/или программного обеспечения, не связанных непосредственно с производством товаров, работ, услуг, но направленных на обеспечение производственного процесса. Так внедрение новых или значительно усовершенствованных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является процессной инновацией, если они предназначены для повышения эффективности и/или качества осуществляемой вспомогательной деятельности.

В строительстве процессные инновации включают в себя внедрение новых эффективных строительных технологий, позволяющих добиться более высокой производительности, снижения сроков строительства и т.п.

В сфере услуг процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг. Такие инновации основаны на существенных изменениях в оборудовании и/или программном обеспечении, которые используются организациями, ориентированными на предоставление услуг, процедурах или технологиях передачи услуг.

20. Под маркетинговыми инновациями подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов; использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта; формирование новых ценовых стратегий. Они направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж.

Изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой маркетинговой концепции, относятся к изменениям в форме и внешнем виде продукта, которые не влияют на его функциональные и пользовательские характеристики. К этой категории изменений относятся также изменения в упаковке таких продуктов, как продукты питания, напитки, моющие средства, для которых упаковка является определяющей для внешнего вида.

Использование новых методов продаж и презентации продуктов связаны с расширением продаж, сюда не входят методы логистики (управление транспортировкой и складированием сырья, компонентов и готовой продукции). Использование новых методов представления и продвижения продуктов (услуг) означает использование новых концепций для продвижения товаров и услуг организации. Инновации в формировании цен означают использование новых ценовых стратегий для торговли товарами и услугами фирмы. Примерами маркетинговых инноваций могут служить организация возможности приобретения товаров и услуг на новой электронной торгово-закупочной площадке, внедрение нового вида маркировки продукции с помощью термотрансферного принтера, внедрение новых методов и инструментов прогнозирования рынков и продаж.

Сезонные, регулярные или другие текущие изменения в маркетинговых инструментах, как правило, не являются маркетинговыми инновациями, если не несут в себе новизны.

Главным критерием разграничения продуктовых инноваций и маркетинговых инноваций является наличие существенных изменений в функциях или способах использования продукта. Товары или услуги, функциональные или потребительские характеристики которых существенно улучшены по сравнению с существующими продуктами, представляют собой продуктовые инновации. Изменение дизайна существующего продукта является маркетинговой, а не продуктовой инновацией, если функциональные или потребительские характеристики продукта не претерпели значительных изменений.

Разграничение процессных и маркетинговых инноваций заключается в следующем. Процессные инновации связаны с совершенствованием производственных методов, включая методы передачи продуктов, направленных на снижение издержек на единицу продукта или повышение качества, в то время как маркетинговые инновации направлены на повышение объемов продаж или цен на продукты (с использованием новых ценовых стратегий).

21.Организационные инновации – это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.

Инновации в ведении бизнеса означают реализацию новых организационных методов предпринимательской деятельности. Они включают, например, внедрение корпоративных систем управления знаниями, реализацию систем обучения, нацеленных на развитие сотрудников и снижение текучести кадров, внедрение систем управления производством и поставками в целом, в частности, систем управления цепочками поставок, рационализацией производства, а также систем управления качеством.

Инновации в организации рабочих мест означают реализацию новых методов распределения ответственности и полномочий среди сотрудников по выполнению работы в рамках отдельных видов деятельности организации и между видами деятельности (и структурными подразделениями), а также новых концепций структурирования деятельности, таких как интеграция различных направлений деятельности.

Новые организационные методы во внешних связях организации означают реализацию новых способов организации взаимоотношений с другими организациями, таких как новые формы сотрудничества с заказчиками или научными организациями, новые методы интеграции с поставщиками, аутсорсинг или субконтрактные отношения в области производства, обеспечения, распределения, решения кадровых и вспомогательных вопросов.

Примерами организационных инноваций являются запуск новых процедур поиска подрядчиков-исполнителей НИОКР на конкурсной основе, внедрение элементов бережливого производства, в том числе системы 5S на рабочих местах, введение системы электронного документооборота, выделение на аутсорсинг бухгалтерского учета.

Организационными инновациями не являются изменения в ведении бизнеса, организации рабочих мест или внешних связях, которые основаны на организационных методах, уже применяемых в организации. Формулирование управленческих стратегий также само по себе не является инновацией. Однако, организационные изменения, которые реализуются в соответствии с новой управленческой стратегией, являются инновациями, если они применяются впервые в практике организации.

23. Экологические инновации - представляют собой новые или значительно усовершенствованные товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

В строительстве экологические инновации включают возведение ресурсосберегающих зданий, использование безопасных для здоровья человека конструкционных, теплоизолирующих, отделочных материалов и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: