Понятие и сущность рынка и рыночной экономики




Рынок – это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до нашего времени как одно из значений слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» находит все более сложное толкование.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена.

Можно выделить и еще одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямо и обратное воздействие на производство и потребление.[2]

Сущность рынка находит отражение в главных его экономических функциях, выражающих основное значение данной категории и отражающих ее сущность. Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также продавцов-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не может удовлетворить свои потребности. Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?

Стимулирующая функция состоит в побуждении проиводителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая функция – установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства.

А. Смит писал: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда когда сознательно стремится служить им».[3] То есть по мнению Смита, рынок регулируется некой невидимой рукой, или, вернее регулируется самостоятельно. Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современные рынок превращается в гигантский «компьютер», собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выающий обощенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Однако по мере развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Рынок по своей внутренней природе не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Рыночное распределение отражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукт и, конечно, характеризуется значительнм неравенством. Отражая реальный вклад каждого, оно является единственно справедливым. Но то, что справедливо с рыночной, экономической точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной. Общество в целом понимает необходимость поддержки престарелых, инвалидов, многодетных матерей. Понятно, что решить проблему можно только через рынок, путем регулирования цен, невозможно, для этого нужны коллективные усилия общества, которые организует правительство.[4]

«Государственное вмешательство в экономику, - пишет И. П. Николаева, - может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка».[5]

По мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, росту безработицы.

«Макроэкономическое равновесие на практике – скорее удивительная случайность, исключение, подтверждающее правило: рыночная экономика нестабильна. Экономическая история последних двух столетий дает нам великое множество примеров этой нестабильности. за периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периодыв спадов, сопровождающихся падением производства и безработицей».[6]

Казалось бы, рынок и рыночная экономика обладают полным набором инструментов и широкими возможностями для саморегуляции. Тем не менее есть множество примеров, когда в кризисных экономических ситуациях эти инструменты попросту не применяются участниками рынка. Объясняется это, на мой взгляд, довольно просто: как правило, ни у кого из участников нет цели всеобщего выхода из кризиса, так как каждый участник рынка действует в собственных интересах.

Выходу из кризисной ситуации может способствовать только вмешательство государства.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: