Песня последней встречи»




ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ АХМАТОВОЙ

 

В 1-3 стихотворениях Ахматовой присутствуют символические образы. Это не реальные люди, это придуманные собеседники поэтессы, у них духовная природа. Муж Ахматовой Н. Гумилёв был недоволен этими образами в стихах Ахматовой. Н. Гумилёв сердился, что его жена придумывает отношения с образами, которых не было на самом деле.

В поэтическом мире Ахматовой много символических образов, посредством которых она очень тонко, изящно выражает свои мысли и чувства. Эти образы предстают перед нами как духовные друзья или враги Ахматовой. Иногда это Ангелы, всегда духовные существа, посланные ей с Небес. Это некий «Гость», «Шёпот осеннего ветра», «Чужой», «Дальний», «небесный Свет», христианские Святители Церкви... и другие символы. Их нельзя считать реальными мужчинами, эти образы придуманы Анной для выражения смысла своих чувств, темы стихотворения. Они приходят от Высших сил, с которыми беседует поэтесса Ахматова. Это символы, поэтические образы художественного мира Анны Ахматовой.

Однако, когда вы будете читать стихотворение на сцене, вам необходимо видеть конкретную «картинку», которая возникает за словами текста. За словом всегда есть конкретный образ, который складывается из многих видений, ощущений. Надо проживать, видеть внутренним зрением, и чувствовать эти видения, как они возникают, надо их «делать» словом. Для конкретной работы над образами, видениями воображения, мы должны делать конкретный анализ текста. Что здесь делает моя героиня, где она, какое время и место действия, какие ощущения у моей героини и у меня, как чтеца и актрисы.

 

КРАТКИЙ ЧТЕЦКИЙ АНАЛИЗ 1-7 СТИХОТВОРЕНИЙ АХМАТОВОЙ

 

Гость»

Тема (о чём это стихотворение?): Разговор замужней женщины с демоном, злым соблазнителем на грех, измену любви.

(Демон приходит к ней домой, когда она дома одна, мужа нет. Его «костлявая рука» похожа на руку Смерти, она трогает цветы. На пальце женщины обручальное кольцо, на кольцо злобно смотрит демон).

Идея (какая главная мысль Ахматовой?): Измена мужу для этой женщины равносильна смерти в «аду». Если женщина изменит, то умрёт её любовь, её семейный мир.

Словесное действие (что я делаю словами этого текста? что совершаю психологически и физически?): Борюсь с этим демоном. Я противостою демону-соблазнителю-Гостю-Смерти, борюсь за свою верность мужу и своей лбви. Отталкиваю злого Гостя иронией и смехом, держусь за свою любовь к мужу, за своё маленькое счастье.

Сверхзадача актёра (что я хочу сказать зрителям? Это короткая «телеграмма», «послание» людям): «Храните верность в браке, иначе придёт «Гость» и наступит смерть для любви, вашей семье!». (Надо хранить верность, даже если муж вас уже не любит, и часто уходит из дома).

Событие в психологии (психологии актрисы-чтеца как психологии героини этого стихотворения): Я понимаю, что борюсь за любовь, которой, возможно, уже не существует (мой муж уже не любит меня, я одинока, его нет дома, но я продолжаю оберегать наши семейные отношения).

 

2. «Мне больше ног моих не надо…»

Тема (о чём это стихотворение?): Это избавление поэтессы от женской души, женской природы, превращение в холодную русалку, которая без любви будет жить свободно, писать свои стихи без «чужих слов».

(Женщина плывёт по течению реки, впереди у неё виден ещё один мост. Она свободно плывёт всё дальше и дальше, вместо ног у неё появляется рыбий хвост. Женщина превращается в холодную русалку, а её женская душа улетает в небеса, превращаясь в «голубой дым». Так женщина разрывает отношения с «дальним» мужчиной, который не умеет её любить и понять. Она становится свободной для творчества, теперь она не берёт «чужие слова», у неё появляются свои слова. Это символическое убийство женской природы, чтобы жить свободной, говорить своими, а не «чужими» словами.)

Идея (какая главная мысль Ахматовой?): Женская природа мешает поэтессе найти «свои слова» в творчестве.

Словесное действие (что я делаю словами текста? что совершаю психологически и физически?): Нахожу новые цели, новые ориентиры в свободном и одиноком плавании. Я отпускаю свою душу в небеса и свободно плыву к новым берегам, новым мостам, обретаю свободу личную и творческую, «ничьих я слов не повторяю», обретаю «свои слова».

Сверхзадача актёра (что я хочу сказать зрителям? Это короткая «телеграмма» в зал, «послание» людям): «Освободитесь от женской природы, и тогда вы не станете «повторять» чужие слова, вы найдёте себя как художник, как личность, обретёте своё творчество!».

Событие в психологии (психология актрисы и психология героини этого стихотворения): Освобождение от любви к мужчине, ирония к мужчине, чувство жалости к мужчине, который не способен полюбить и понять героиню (поэтессу).

Песня последней встречи»

Тема (о чём это стихотворение?): «Песня» последней встречи с мужчиной это «песня» умирания и смерти обманутых надежд.

(Мужчина навсегда расстался с Женщиной. Женщина уходит, но «шёпот» осеннего ветра предлагает ей умереть вместе с ним из-за «обмана злой судьбы», женщина соглашается с этим «Шёпотом». Чей это «шёпот», осеннего ветра или это тихий голос слабого и равнодушного к ней эгоиста-мужчины? Женщина оглядывается на окно спальни, там лежит символический «труп любви», его освещают свечи. «Равнодушный желтый свет» в спальне мужчины символизирует, что свечи горят возле покойника.)

Идея (какая главная мысль Ахматовой?): Когда умирает любовь, тогда умирает всё вокруг, умирает природа, «шёпот ветра» зовёт умереть героиню вместе с ним.

Словесное действие (что я делаю словами текста? что делаю психологически и физически?): Женщина в порыве чувств соглашается умереть вместе с «шёпотом ветра». Но «желтый равнодушный свет» заставляет её сомневаться, она уже не хочет умирать из-за равнодушия мужчины к её любви.

Сверхзадача актёра (что я хочу сказать зрителям? Это короткая «телеграмма» в зал, моё «послание» людям): «Если мужчина перестаёт любить, тогда он сеет смерть вокруг себя, он убивает природу, убивает женщину, но вы не умирайте вместе с таким мужчиной!».

Событие в психологии (психология актрисы и психология героини этого стихотворения): Не буду умирать вместе с ним! этот равнодушный мужчина не заслужил моей смерти из-за него, он не стоит моей смерти!

 

4. «По неделе ни слова ни с кем не скажу…»

Тема (о чём это стихотворение?): Постаревшая поэтесса (Ахматова) молча сидит у моря, она принимает свою одинокую судьбу, у неё не было счастливой любви, она занималась творчеством.

(Когда поэтесса была молодой, Посланник Бога надел ей на палец мистическое кольцо. Кольцо охраняло поэтессу от счастливой любви, которая забрала бы всю её жизнь и все силы. Тогда она не смогла бы стать поэтом. «А, как Свет поднебесный Его озарил, я дала Ему руки свои». Наступил конец её жизни. И скоро придёт тот самый Посланник, который назначил ей последнюю встречу у моря.)

Идея (какая главная мысль Ахматовой?): Судьба и творчество даётся Небесами и Богом.

Словесное действие (что я делаю словами текста? что совершаю психологически и физически?): Жду встречу с Посланником, который назначил мне в конце моей жизни встречу на берегу моря, молчу целыми неделями, ни с кем не разговариваю, сижу и вспоминаю свою жизнь, как надел мне Ангел на палец кольцо одиночества, как я выполнила Завет Ангела быть одной и писать стихи.

Сверхзадача актёра (что я хочу сказать зрителям? короткая «телеграмма» в зал, моё «послание» людям): «Поэты, художники, примите свою одинокую жизнь без счастливой любви, если вас посвятили в поэты! Аминь!».

Событие в психологии (психология актрисы и психология героини этого стихотворения): Торжественное, мужественное решение и согласие принять судьбу женщины-поэта.

 

***********************

В стихотворениях 5-6-7

изображаются реальные жизненные ситуации и реальные мужчины. Здесь мало или почти нет символических образов. Ахматова очень точно изображает характеры и поведение людей, даёт им художественную интерпретацию, поэтическую обрисовку. Здесь уместно и должно быть реальное отношение, чёткие эмоции, точные оценки изображённых мужчин и женщин. Должна быть оценка поведения героини, то есть своего проживания ситуации стихотворения. Здесь много реалистического переживания ситуации, много чувств, точных умозаключений и эмоций.

 

5. «Все мы бражники здесь, блудницы…»

Тема (о чём это стихотворение?): Осуждение «богемы», осуждение «богемного» образа жизни, поиски себя как настоящего поэта.

(«Творческие вечера» в кафе показывают бездарность богемной публики. Пустота танцующих, курящих, пьющих вино людей. Они изображают веселье, но им невесело, они изображают свою «гениальность» и остроумие, но это притворство и фальшь. У них нет настоящего дела, нет творчества. Ахматовой стыдно, она видит себя, что она будет наказана «в аду».)

Идея (какая главная мысль Ахматовой?): Надо заниматься творчеством, надо работать, видеть окружающую жизнь, писать стихи, а не пить вино и прожигать жизнь. Надо стать настоящим творческим человеком.

Словесное действие (что я делаю словами текста? что совершаю психологически и физически?): Ахматова судит себя за «богемное» поведение, это плохой театр, поэтесса совершает СУД над собой, она осуждает себя с мужем, она видит грехи, которые приведут «в ад». В танцующей женщине, которая «непременно будет в аду», Ахматова с ужасом видит себя. Она подразумевает, что она тоже будет наказана за прожигание жизни и отсутствие настоящего творческого труда.

Сверхзадача актёра (что я хочу сказать зрителям? короткая «телеграмма» в зал, моё «послание» людям): «Занимайтесь творчеством, обращайтесь к реальной жизни, работайте!».

Событие в психологии (психология актрисы и психология героини этого стихотворения): Отвращение к своему поведению, тошнота, меня тошниткак будто с похмелья, я ощущаю себя грязной, мне стыдно (за себя и за своего мужа).

6. «Вечером…»

Тема (о чём это стихотворение?): Стихотворение о том, что мужчина не любит неопытную молодую девушку. Вечером он хочет её иметь, или только спать с ней.

(Мужчина холоден к молодой неопытной девушке, он видит в ней только сексуальный объект и красоту. Мужчина вульгарно улыбается, он иронизирует над любовью неопытной молодой женщины.)

Идея (какая главная мысль Ахматовой?): Когда мужчина не любит искренно, по-настоящему, то даже неопытная женщина не может продолжать его любить.

Словесное действие (что я делаю словами текста? что совершаю психологически и физически?): Я наблюдаю за любимым мужчиной, я пытаюсь понять, любит он меня или он равнодушен ко мне? Я вижу, как всё вульгарно в его поведении, он пошлый человек, у него нет любви ко мне. Он смотрит на меня не как на любимую девушку, он холоден ко мне. Это наш первый вечер вдвоём, мы наедине, на столе стоит угощение, но ситуация становится мне неприятной. Его поведение и выражение его лица и глаз приносит мне разочарование, я больше не могу его любить...

Сверхзадача актёра (что я хочу сказать зрителям? короткая «телеграмма» в зал, моё «послание» людям): «Любите и отвечайте любовью только в ответ на искреннюю любовь мужчины!».

Событие в психологии (психология актрисы и психология героини этого стихотворения): Какая горькая ирония, как смешно! Ха-ха-ха! Моя любовь вдруг закончилась! Пошлое отношение мужчины вызывает пустоту в моём сердце, у меня горькое разочарование, моя любовь прошла!

7. «Я не любви твоей прошу…»

Тема (о чём это стихотворение?): Стихотворение повествует о том, как героиня, поэтесса (Ахматова) легко, иронично и довольно язвительно прощается с мужчиной, который ушёл от неё к другой женщине.

Идея (какая главная мысль Ахматовой?): От измены проигрывает только сам мужчина, но не поэтесса.

(Ахматова считает, что от измены мужчины теряет сам мужчина. Больше теряет мужчина, потому что он ушёл к глупой и недалёкой «дурочке». Свои «счастия гроши» они скоро «проживут» вместе, они скоро истратят свои неглубокие чувства. Тогда мужчина захочет вернуться обратно к Ахматовой. Однако поэтесса не примет его, она уже смеётся над мужчиной и его женщиной – «дурочкой».)

Словесное действие (что я делаю словами текста? что совершаю психологически и физически?): Я со смехом даю мужчине иронические, язвительные советы, как ему обращаться с этой «дурочкой». Я уступаю ей своё место без сожаления. Я даю возможность этой «дурочке» торжествовать победу над собой, известной поэтессой. Пусть она всем показывает мои портреты, мои стихи и радуется, что она забрала моего мужчину. Это мне кажется смешным. Я прогнозирую разрыв моего бывшего мужчины с его невестой, они расстанутся в скором будущем. Но я предупреждаю его, чтобы обратно он ко мне не возвращался, я его не приму.

Сверхзадача актёра (что я хочу сказать зрителям? Это короткая «телеграмма» в зал, моё «послание» людям): «Отпускайте без сожаления мужчин, которые выбирают недалёких и глупеньких женщин («дурочек»), убеждённых в своём превосходстве над брошенной женщиной».

Событие в психологии (психология актрисы и психология героини этого стихотворения): Улыбка, ирония, смех, чувство превосходства над соперницей невестой и бывшим возлюбленным мужчиной. Возникает даже лёгкая жалость к этим мелким и глупым людям. Мне их жаль, потому что они не ценят духовного общения между мужчиной и женщиной. Общение душ гораздо важнее, чем просто любовные отношения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: