Семинарское занятие № 3. Исторические взгляды В.О. Ключевского.




Технологическая карта дисциплины

Студент _________________________________________________________

Факультет исторический_________________________________________

Направление __________________________________

Профиль юриспруденция ___________________________________

Курс 4 _________________________________________________________

Группа ю-41 _________________________________________________________

 

Наименование дисциплины / курса Историография отечественной истории
Количество зачетных единиц / кредитов  

А) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета

Виды учебной деятельности студентов Форма отчетности Баллы (максимум) Сроки сдачи Полученный балл Подпись преподавателя
Текущая аттестация
  Работа на семинарском занятии № 1 Выступление на семинарском занятии        
  Работа на семинарском занятии № 2 Выступление на семинарском занятии        
  Работа на семинарском занятии № 3 Выступление на семинарском занятии        
  Самостоятельное практическое задание Письменная работа        
  Итоговая письменная работа          
Всего в ходе текущей аттестации:    
Премиальные баллы
             
             
Всего премиальных баллов:    
Итого по дисциплине:    

Семинарское занятие № 1. Исторические взгляды Н.М. Карамзина.

1. Представление об истории Н.М. Карамзина. Задачи и образцы историописания. Создание «Истории Государства Российского».

1.1. Определите понимание Карамзиным задач и функций истории как области знания и значение изучения истории России.

2. Проблематика, источниковая база и методологическая основа концепции Н.М. Карамзина.

2.1. Охарактеризуйте источниковую базу «ИГР». Назовите основные группы источников и приведите примеры по каждой группе.

3. История древней Руси в труде Н.М. Карамзина. Проблемы истории русского государства.

3.1. Установите отношение Карамзина к норманнской теории. Определите его точку зрения на проблему образования государства у славян.

3.2. Охарактеризуйте точку зрения Карамзина на значение монгольского ига в истории России.

 

 

Литература:

Карамзин Н.М. История государства Российского. (Любое изд.).

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988

Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. М., 1987

 

Милюков П.Н. Очерки истории исторической науки. М., 2002.

Муравьев В. Николай Карамзин. М., 2005.

Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997.

Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983.

Семинарское занятие № 2. Исторические взгляды С.М. Соловьева.

 

1. Роль географического фактора в истории России.

1.1. Раскройте значение природно-географического фактора в истории России на основании текста «ИР» Соловьева. Приведите примеры. Покажите специфику, характер природно-географических условий исторического развития России по Соловьеву.

2. Народ, государство и личность в концепции С.М.Соловьева. Борьба родовых и государственных начал в процессе исторического развития.

2.1. Покажите процесс борьбы родовых и государственных начал в истории России в описании исторических явлений и событий Соловьевым. Раскройте понимание Соловьевым терминов «родовой быт», «государственный порядок».

2.2. Покажите отношение Соловьева к норманнской теории (уровень социального развития варягов, происхождение, степень влияния на славян)

2.3. Выделите в концепции Соловьева причины установления крепостного права в России.

Литература:

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. (Любое изд.).

Соловьев С.М. Об истории древней России. М., 1992.

Соловьев С.М. Об истории новой России. М., 1993.

Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1990.

 

Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 2. М., 1960

Иллерицкий В.Е. С.М.Соловьев. М., 1980.

Семинарское занятие № 3. Исторические взгляды В.О. Ключевского.

 

1. Проблема происхождения и характера Русского государства в концепции Ключевского.

1.1. Охарактеризуйте точку зрения Ключевского на проблему образования древнерусского государства и его отношение к положениям норманнской теории.

1.2. Раскройте причины возвышения Москвы в лекционном курсе Ключевского. Покажите методологические основания концепции Ключевского на примере данной проблемы.

2. Оценка петровских преобразований в России начала XVIII в.

3.1. Раскройте точку зрения Ключевского на проблему преобразований Петра (степень подготовленности, взаимосвязь с предшествующим историческим развитием, направление и характер преобразований, значение Северной войны, роль личности Петра).

4. * Раскройте понимание процесса колонизации и его значение в истории России на основании «Курса русской истории» Ключевского. Сравните с теорией колонизации Соловьева. (письменная работа)

Литература:

Ключевский В.О.Курс русской истории. (Любое изд.).

 

Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1 2. М., 1960.

Александров В.А. В.О.Ключевский // История СССР. 1991. № 5.

Шаханов А.Н. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский // Вопросы истории. 2000. № 3.

Нечкина М.В. В.О.Ключевский: История жизни и творчества. М., 1974.

 

Критерии оценивания выступления на семинарском занятии:

Студент демонстрирует знание всех основных вопросов, обсуждаемых на семинарском занятии, выступление основано на предварительной работе с источником (историческим сочинением), а также используется основная и дополнительная литература по теме. Приведены примеры из текстов исторических сочинений, демонстрируется умение выполнить историографический анализ, знание основных историографических фактов, умение провести сравнительный анализ, сделать обобщающие выводы – 20 баллов.

 

Студент демонстрирует знание и подготовку по отдельному вопросу изучаемой темы, выступление основано на предварительной работе с источником (историческим сочинением), а также используется основная и дополнительная литература по теме. Приведены примеры из текстов исторических сочинений, демонстрируется умение выполнить историографический анализ, знание основных историографических фактов, умение провести сравнительный анализ, сделать обобщающие выводы – 15 баллов.

 

Студент демонстрирует знание и подготовку по отдельному вопросу изучаемой темы, выступление основано на предварительной работе с источником (историческим сочинением) без использования основной и дополнительной литературы по теме. Приведены примеры из текстов исторических сочинений, демонстрируется умение выполнить историографический анализ, умение провести сравнительный анализ, сделать обобщающие выводы – 10 баллов.

 

Студент демонстрирует знание и подготовку по отдельному вопросу изучаемой темы, выступление основано на использовании основной литературы по теме. Демонстрируется знание основных историографических фактов, умение провести сравнительный анализ, сделать обобщающие выводы – 5 баллов.

 

Критерии оценивания письменной работы (практического задания):

Выполнение практического задания основано на анализе историографического источника (исторического сочинения), приведены примеры из текста исторического сочинения с соответствующим оформлением научно-справочного аппарата. Демонстрируется умение выполнить историографический анализ, провести сравнительный анализ с использованием знаний по курсу, сделать обобщающие выводы – 10 баллов.

 

Выполнение практического задания основано на анализе историографического источника (исторического сочинения). Демонстрируется умение выполнить историографический анализ, сделать обобщающие выводы – 5 баллов.

 

Технологическая карта выдана

«__» _____________ 20__ г.

 

Преподаватель д.и.н. проф. Т.А. Сабурова______ / _________

Уч. ст., уч. зв. Ф.И.О. преподавателя. Подпись

Студент ___________ / ________

Ф.И.О. студента. Подпись



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: