Вокруг озера Нижний Верман.





В июле 2013 года главой администрации пос. Алакуртти Владимировым А.О. передо мной была поставлена задача провести обследование "рубежа Верман" на предмет наличия и состояния фортификационных сооружений (землянок, дзотов, блиндажей, окопов). В 6-30 микроавтобус, следовавший от администрации п. Алакуртти в Мурманск высадил меня с велосипедом у мемориала «Рубеж Верман».

Этот мемориал, на западном берегу р. Средний Верман близ озера Верхний Верман, был сооружён в 1993 году на новой трассе шоссейной автодороги Кандалакша-Алакуртти.

Светлые полярные ночи давали мне возможность обойти реку Средний Верман и оз. Нижний Верман за один день.

 

Мемориал "Рубеж Верман" на шоссе Кандалакша -Алакуртти. Восточный берег р. Средний Верман близ оз. Верхний Верман. 15.07.2013г., московское время 6-30 утра.

Первым этапом моего пути было достижение мемориального захоронения на 88 км грунтовой дороги Кандалакша-Алакуртти.

В лесу, в ста метрах от шоссе я оставил свой велосипед и направился в южном направлении по восточному берегу р. Средний Верман. В мои планы входило обойти озеро Нижний Верман с изучением разъезда №5, который когда-то находился у моста через р. Нижний Верман, и вернуться к шоссе по западному берегу р. Средний Верман.

В лесу, мне сразу же бросилась в глаза сеть полнопрофильных окопов с обвалившимися блиндажами. Окопы в плане имели форму зигзагов с ответвлениями, уходящими в глубину советской обороны. Количество выполненных земляных работ меня просто ошеломило. До этого, на временно оккупированной немцами территории в районе Куолаярви и Алакуртти, я не встречал таких грандиозных объёмов земляных работ. Общим, как для советских так и для вражеских позиций было обкладывание огневых точек местным камнем. Здесь также, бойницы огневых точек были выложены из собранных в округе камней и защищали стрелка от осколков мин противника.

 

Окопы на "Рубеже Верман" по восточному берегу р. Средний Верман.

 

Огневая точка. Окопы советской линии обороны по р. Средний Верман.

В глубине обороны, в ста метрах шёл второй ряд окопов. Никаких дзотов и тем более дотов здесь не было. В целях сокрытия от противника они сооружались в глубине обороны во втором эшелоне у р. Каменная.

Советские окопы нависали над восточным берегом р. Средний Верман имеющей ширину до 20 метров. Частые пороги реки создавали броды с уровнем перекатов до полуметра.

 

Окопы советской линии обороны по восточному берегу р. Средний Верман.

Где-то через час своего пути, сквозь редкие низкорослые полярные деревья я разглядел площадку выделяющуюся бурым пятном на фоне охряно-зелёных мхов и кустиков черники. Это было место падения военного самолёта. Алюминиевые части конструкции самолёта отсутствовали, некоторые узлы были уложены в ряд, что говорило о посещении места «металлистами». Бронированный фюзеляж самолёта и сдвоенная стойка шасси явно указывали на штурмовик.

 

Восточный берег р. Средний Верман. Место падения боевого самолёта.

 

Фрагменты упавшего самолёта на "Рубеже Верман".

 

Бронелисты говорят о принадлежности останков самолёта к штурмовику Ил-2.

Судя по крепежу и инженерным решениям конструкции, самолёт можно идентифицировать как советский Ил-2. Каких либо номеров и буквенных обозначений, указывающих на принадлежность самолёта я не обнаружил, да и времени на изучение у меня не было, ведь путь только начинался. Через сто метров, в очередном преодолеваемом мною поперечном окопе я обнаружил вторую стойку шасси этого самолёта. На брустверах и в самих окопах среди явно валяющегося железа присутствовали котелки и оцинкованные коробки от патронов к винтовке «Мосина».

 

Пороги на реке Средний Верман.

Пробравшись через частые заросли заболоченного русла ручья, я вскоре вышел к грунтовой дороге. На островке, образованном развилкой дороги, виднелся монументальный памятник советским воинам. Это был участок 88 км грунтовой дороги Кандалакша-Алакуртти. Памятные гранитные плиты подверглись эрозии, и многие фамилии на них стали плохо читаемы. По этой причине я не стал их фотографировать.

 

Военная грунтовая дорога Кандалакша-Алакуртти. Вид на мемориал 88-км.

 

Рубеж Верман. Памятные плиты на воинском захоронении 88-км.

 

Мемориал на 88км грунтовой дороги Кандалакша-Алакуртти.

 

Мемориал на 88км. 1970 год.

Возможно, что это одно из самых больших воинских захоронений. С октября 1944 года, когда этот район был освобождён от 36 армейского корпуса немцев, стало возможным детально обследовать прилегающую территорию и захоронить погибших воинов. Специальный похоронный взвод проводил сбор останков советских солдат и производил погребение в вырытый на этом месте большой котлован. Много останков солдат было не опознано в силу давности гибели и отсутствия смертных капсул. На 15.04. 1991 года здесь числятся погребёнными 2680 человек, но увековечено всего 910 человек. Список увековеченных советских солдат на этом захоронении можно посмотреть на сайте МО "БД Мемориал", перейдя по ссылке: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=260710324&page=1.

В мае 1945 года, на месте захоронения был установлен обелиск. На фронтальной грани обелиска были сделаны надписи, которые не сохранились до нашего времени.

Дорога от памятника спускалась к р. Средний Верман и через 10 минут я подошёл к разрушенному весенними ледоходоми деревянному мосту, вернее к месту где этот мост когда-то был. Справа от грунтовой дороги над рекой, полуволной, возвышался памятный знак «Рубеж Верман». Надпись на его серебристой восточной стороне указывает на то, что на этом рубеже в сентябре 1941 года, был остановлен 36 армейский корпус вермахта, так и не сумевший захватить г. Кандалакшу и изолировать тем самым Заполярье с мурманским портом от всей страны.

Памятный знак на "Рубеже Верман". Вид на Запад в сторону р. Средний Верман.

 

 

Военная дорога Кандалакша-Алакуртти. Памятный знак на "Рубеже Верман". Вид на Восток.

На западной стороне стелы аналогично выполненная надпись говорила о сентябрьском наступлении советских войск от рубежа «Верман», в 1944 году.

Памятный знак был изготовлен и установлен в 1968 году работниками Кандалакшского алюминиевого завода.

Спустившись к урезу воды я решил сделать привал и пополнить свой запас воды. Подул свежий северный ветерок и раздался лёгкий шуршащий перезвон. Я осмотрелся и увидел среди листьев осинового кустарника блестящие на солнце золотистые колокольчики с выразительными красными ленточками. Каждый год, 22 июня, к воинским мемориалам на «Кандалакшском направлении» приезжают автобусы из г. Кандалакши и п. Алакуртти почтить память павших советских воинов. Так и звенят эти колокольчики каждому проходящему, чтобы помнил.

 

Место расположения моста через р. Средний Верман на военной дороге Кандалакша-Алакуртти. Колокольчики памяти.

Следующим этапом моего пути был разъезд №5 расположенный у железнодорожного моста через р. Нижний Верман.
Я спустился на тропу идущую по восточному берегу р. Средний Верман, ориентируясь на дальний шум порога. Свалка мусора в 100 метрах от памятного знака омрачила моё настроение и опустила и так низкий рейтинг поисковиков до уровня ниже плинтуса (фото публиковать не стал из этических соображений).

 

Порог на реке Средний Верман.

 

Восточный берег озера Нижний Верман опоясывали болотистые понижения вдоль ручьёв и высоты с каменными склонами. Здесь сплошные ряды окопов обрывались, уступая место сложенным из камней опорным пунктам на участках возможного наступления противника.

Окопы на склоне безымянной высотки.

 

Советский опорный пункт на слоне безымянной высоты. Восточный берег оз. Нижний Верман.

 

Обвалившийся блиндаж. Восточный берег оз. Нижний Верман.

Чтобы не ломать ноги на камнях я решил выйти на тыловую дорогу, идущую по восточной стороне рубежа «Верман» к железной дороге на южной окраине оз. Нижний Верман. Эта дорога оказалась востребованной и в настоящее время. Несмотря на сгнившие гати и помосты через ручьи она вполне проходима автотранспортом с высокой посадкой. Недавно по этой дороге двигалась машина, цепляя местами мосты на глубоких разъезженных колеях.
Погода менялась каждый час, то из-за туч выглядывало солнце, то начинал идти дождь.

Брод через безымянный ручей, впадающий в озеро Нижний Верман.

К двум часам дня я вышел на железную дорогу, уходящую прямой лентой вдоль южного берега озера к р. Нижний Верман. Переезд через железную дорогу оборудован не был. Для переезда, по длине рельс, были уложены брёвна. Замечу, что настилы переезда у разъезда №6 (ст. Войта) в этом году также были кем-то разобраны. Рельсы имели датировку 1953 г и были выпущены заводом «Азовсталь». На некоторых участках дороги встречаются рельсы и 1948 года выпуска.

Железнодорожное полотно дороги Карельские ручьи -Алакуртти, на участке между разъездами №5 и №6.

Параллельно железнодорожному пути, в ста метрах южнее, проходила грунтовая дорога. Подойдя к перекрёстку я свернул на неё и пошёл в западном направлении, к разъезду №5. На всём протяжении этого пути (около 2км) дорога постоянно пересекала ряды окопов. Местность была ровная с редкими деревьями и поэтому просматривалась на глубину около 100 метров. Перед рекой дорога повернула влево к костровой площадке на которой был кем-то оставлен бытовой мусор и на земле валялись стрелянные гильзы от ручного пулемёта «Дегтярёв-пехотный».

Советские окопы по восточному берегу р. Нижний Верман в 50 м от озера Нижний Верман.





Южный берег озера Нижний Верман. Вид на Восток, на устье реки Нижний Верман.


Вдоль скалистого берега р. Нижний Верман до озера тянулись замшелые полно-профильные окопы с огневыми точками. На восточном берегу у железнодорожного моста возвышалась заброшенная стела в форме полуволны, аналогичная стеле у моста вблизи 88 км дороги Кандалакша - Алакуртти. У подножия стелы лежали ржавые пробитые каски, фрагменты мин и патроны.

Железнодорожный мост через р. Нижний Верман. Заброшенная памятная стела.

 

Железнодорожный мост через скалистый участок р. Нижний Верман.

 

Военные артефакты на памятной стеле советским воинам.



На предположительном месте братской могилы, что указанна на топографической карте 53 года (1:100 000), виднелась яма. Большая часть окопов в непосредственной близости от берега реки были изрыты «военными археологами».

Третьим, заключительным и самым протяжённым этапом моего пути было возвращение к шоссе с западной стороны озера Нижний Верман.

Перейдя железнодорожный мост, я дошёл до будки путевых обходчиков и свернул на север в лес. В лесу сразу зацепил колючую проволоку. Проволока советская, накручена на одну стальную жилу. И повсюду окопы, в непосредственной близости от ж.д. они расположены фронтом на запад, а на правом фланге фронтом на север. Следовательно, передний край нашей обороны проходил перед ж.д. мостом на глубину 500м и имел форму полукольца. Аналогично строилась передняя линия обороны и перед автомобильным мостом грунтовой дороги Алакуртти- Кандалакша.

Как я выяснил позже, здесь проходил рубеж обороны 217 стр. полка 104 стр. дивизии, который с 17 сентября 1941 года, противостоял наступающим батальонам 33 финского пехотного полка.

 

Озеро Нижний Верман. Вид на восточный берег.

К западному берегу оз. Нижний Верман спускались каменные скаты примыкающей к нему сопки на которых встречались небольшие опорные пункты немцев. Наличие опорных пунктов, будь они наши или немецкие, всегда выдают ряды колючей проволоки, которой обносились боевые позиции.



Колючая проволока выдаёт близкое расположение немецких позиций по западному берегу оз. Нижний Верман.



Продвигаясь по восточному склоны этой сопки, справа от себя я увидел какой-то предмет прислонённый к небольшой березке. Подойдя поближе, я опознал в предмете стойку шасси какого-то самолёта. Надпись на шине явно свидетельствовала о советском происхождении самолёта: «Ярославский шинный завод» 650х200, при этом, на тормозе колеса сохранилась бирка с датой его сборки: 8. 1943 год.

 

Стойка шасси самолёта Як-9Д на западном берегу озера Нижний Верман.

 

Бирка на тормозе колеса шасси самолёта Як-9Д.

Поскольку рубеж «Верман» расположен достаточно далеко от советских аэродромов, то на кандалакшском направлении целесообразным было использование истребителя Як9Д (дальний) с дополнительным топливным баком. Найденная мною стойка шасси принадлежала советскому самолёту Як9Д подбитому зенитной артиллерией противника в районе г. Лысая в октябре 1943 года и разрушившемуся в воздухе на западном берегу оз. Нижний Верман. Самолёт принадлежал 195 истребительному авиаполку, его пилотом был младший лейтенант Радченко Иван Семёнович, 1921 г.р..

В ста метрах южнее мною были обнаружены другие мелкие фрагменты этого самолёта.
Дальше мой путь лежал через мелкие ущелья и болота. Каких-либо значимых укреплений немцев я не встретил. На скатах ущелий встречались редкие немецкие бревенчатые укрытия, тщательно обложенные сверху и боков местным камнем.

 

Спуск в ущелье. Справа северная оконечность озера Нижний Верман.

В болотистых ложбинах встречалась спелая морошка, непреодолимо задерживая моё нелёгкое продвижение вперёд.

Заполярная морошка.

Особенно меня поразила каменная река спускающаяся по ложбине к озеру Нижний Верман. Камни были покрыты чёрным лишайником, а русло каменных образований изгибалось подобно настоящей речке и имели чёткий уровень подобно глади воды.

Каменная река в одном из распадков севернее оз. Нижний Верман

В ближайшем тылу у немцев не было сквозной дороги по которой я мог бы быстро выйти к шоссе. Немцы строили сети дорог объединяющие их опорные пункты и артдивизионы, которые в большей части давно заросли кустарником и порой просто не определимы. Базы и артдивизионы немцы размещали на обратных склонах сопок и часто в расщелинах –дефиле, поэтому на данном маршруте я их и не встречал. Отличительной особенностью советского рубежа обороны от немецкого является наличие многокилометровой сети окопов вырытой жителями Кандалакши в начале войны, на восточной стороне линии «Верман». У немцев таких грандиозных оборонительных сооружений не было. Их оборона строилась по принципу оперативного реагирования на действия противника против своих опорных пунктов и его диверсий в тылу.

Немецкое укрытие на Рубеже Верман. Северо-западный берег оз. Нижний Верман. Вход завален камнями.

Читая воспоминания ветеранов сражавшимся на этом фронте, мне особенно запомнились их истории про вылазки разведчиков. Было очень странным то, что советские разведчики большими групами легко проникали в тыл врага и громили его опорные пункты в непосредственной близости от фронта (5-10 км) и в большинстве случаев безнаказанно. Но зимой, ведя потрулирование по просеками и дорогам легко вычислить вошедший в квадрат отряд, подобным образом, как егеря вычисляют животных в лесном квадрате.

Теперь, видя редкие укрепления и базы немцев в районе "Рубежа Верман" мне стало очевидным, что углубившись вглубь советской территории на 80 км, 36 армейский корпус вермахта был вынужден своим ограниченным контингентом контролировать избыточную территорию, распылив по ней свои силы.

Поэтому, фашисты от отчаяния и беспомощности перед подобными вылазками жестоко измывались над попавшими в плен ранеными советскими разведчиками сжигая их на термитных шашках и обливая бензином.

Сруб немецкого поста на перекрёстке просёлочных дорог, соединяющих опорные пункты и дивизионы гаубичной артиллерии. "Рубеж Верман".

596 стр. полк, со второй половины сентября 1941 года занял позиции по переднему краю реки Средний Верман, сменив на нём 273 стр. полк 104 стр. дивизии.

 

Иван Лукич Кобец, в то время командир взвода разведчиков 1/596 стр. полка 122 стр. дивизии, вспоминал о переходе через «Рубеж Верман» в расположение противника в конце сентября 1941 года.

"Для выполнения предстоящей задачи было назначено всего девять человек. С таким количеством людей легче было проникнуть через передний край обороны противника, да и лучше маскироваться, действуя в его расположении.

Конкретный объект для нападения не указывался, нужно было идти и искать. Это значительно усложняло выполнение задачи, тем более что действовать предстояло на незнакомой местности, не имея никаких сведений о противнике. На переднем крае были уже установлены минные поля и на отдельных участках созданы проволочные заграждения. Местность на направлении действия лесистая, с наличием множества камней – валунов высотой до полутора метров. Непосредственно перед передним краем протекала неглубокая река Средний Верман шириной 8-10 метров. С наступлением ночи группа начала действовать. Приблизившись к реке, где она впадает в озеро, мы увидели несколько брёвен, кем-то проложенных через реку, и по этим брёвнам потихоньку начали переходить на противоположный берег. В этот момент произошла неприятность, которая на какое-то время задержала наши действия. Один из разведчиков, рядовой Рыбин, поскользнулся и свалился в воду. После небольшой паузы мы ползком преодолели передний край обороны и устремились вглубь. Чтобы никто не потерялся среди тёмной ночи, мы двигались очень медленно, компактно, чтобы всем были слышны мои команды, подаваемые вполголоса. Пройдя от переднего края метров 500, внезапно наткнулись на проволочный забор, послышался грохот железных консервных банок, навешенных на проволоку, и тут же прогремела пулемётная очередь в нашем направлении. От стрельбы нас осветило пламенем. Вся группа мгновенно отскочила в сторону, и к счастью, никто не потерялся. Противник, естественно, повысил свою бдительность. Единственный выход- оставаться в расположении противника до утра и путём наблюдения и скрытного проникновения в его глубину отыскать и определить объект для нападения, а с наступлением следующей ночи внезапно напасть и захватить языка.

Утро выдалось тихое и солнечное, на переднем крае слышны были короткие пулемётные очереди и одиночные выстрелы. В глубине на расстоянии 300 метров был слышен стук топора, и даже отрывочные голоса работающих там немцев. В этот момент среди редколесья в 30-40 метрах мы увидели группу немцев в 12-15 человек. Немцы резко остановились и повернулись к нам, даже начали снимать с плеч автоматы. Я на мгновение оцепенел, но тут же сообразил: не реагировать, не проявлять никаких признаков тревоги. Это спасло нас. Противник, молча, повернул налево и последовал в сторону переднего края. Как потом выяснилось, данная группа противника следовала на передний край, чтобы сменить тех, кто в течении ночи дежурил в окопах у огневых точек. Нам помогло то, что мы были в маскировочных костюмах, по цвету таких же, как у немцев, и все были без головного убора."
Подобных воспоминаний ветеранов разведки 19 армии очень много и все они говорят о малой плотности немецкой обороны и о пасивности немцев при патрулировании прифронтовой территории и тыла. Советские деверсионные группы -пограничники полковника Жукова, разведотряды стрелковых полков, лыжные батальоны дивизий и партизаны заполярья, просто хозяйничали в немецких тылах, нанося противнику очень большой урон в живой силе и технике. Всё это как-то не вяжется с немецкой пунктуальностью и педантичностью.

А сентябрьские ночи в заполярье такие тёмные, что я сам как-то, в 2008 году, находясь в Вуориярви, чуть было не на ощупь добирался из бани к домику, забыв взять с собой фонарик.


Немецкая наблюдательная вышка на вершине безымянной высоты. Западный берег оз Нижний Верман.

Пробираясь несколько часов по камням укрытых мхами и по болотам с морошкой я почти уже подошёл к военной грунтовой дороге Кандалакша-Алакуртти, как неожиданно вышел на поляну с очевидными следами боя.

 

Немецкие позиции на западном берегу р. Средний Верман в районе военной дороги.

 

На месте боя одного из подразделений 122 стр. дивизии на западном берегу р. Средний Верман. Район военной автодороги. Предположительное время боя 13-19 сентября 1941года.

 

Поле боя. Разбитая полуторка ГАЗ-АА недалеко от военной автодороги. 10.09.41, 7 пехотный полк СС прорвался к реке Средний Верман. Огнём 1 батареи 369 гаубичного артполка 122стр.див. противник был рассеян.

Вокруг стволов берёз «военными археологами» был содран мох и рядом лежали сложенные кучками фрагменты советских противогазов и патронташей. Недалеко на пеньке торчала немецкая мина «лягушка» выдавая себя ощетинившимися усиками, а в неглубоком приямке были свалены «раздетые» и смятые кабины грузовиков «ГАЗ-А».

Немецкая мина лягушка. При касании подпрыгивает на 1 метр и разрывается на осколки.

Это был передний край рубежа «Верман» образовывавший узел сопротивления непосредственно перед автомобильным мостом через р. Средний Верман.

Перейдя грунтовую дорогу, через километр у реки, я наткнулся на пустующий лагерь копателей, о чём свидетельствовал сваленный у деревянных скамеек лом военного происхождения, а также повсюду изрытый мох, оголивший прогнившие консервные банки.
Здесь, вдоль реки, когда-то проходила просёлочная дорога. Сама дорога уже давно поросла кустами и совсем не прослеживалась, но сваи от моста через ручей выдавали её давнее существование. На советской карте 1936 года эта дорога была обозначена.

Сваи некогда существовавшего моста через ручей. На заднем плане река Средний Верман.

До шоссе оставалось несколько километров, но чтобы перейти на противоположный берег р. Средний Верман необходимо было найти перекат или порог. В данном месте река была глубокой и в брод не преодолимой.

Река Средний Верман не везде преодолима в брод.

 

К семи вечера мне удалось дойти до велосипеда и на нём вернуться в Алакуртти, преодолев по шоссе путь в 24 км.

 

Мой маршрут вокруг озера Нижний Верман.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: