Обучение как педагогический процесс




 

1. Обучение как способ организации педагогического процесса

2. Функции обучения

3. Методологические основы обучения

4.Деятельностьпреподавателя и учащихся в процессе обучения

5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения

6. Виды обучения и их характеристика

 

 

1. Обучение как способ организации педагогического процесса

 

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (труд, художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (эксперимент, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание (научение), а учение.

 

2. Функции обучения

 

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Умение – это умелое действие направляется четко осознаваемой целью, навык – автоматизированное действие, в основе которого лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

 

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

 

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.

В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

 

3 Методологические основы обучения

 

Некоторые зарубежные концепции обучения.

Бихевиоризм (Б. Ф. Скиннер, А.Лазарус, А. Бандура и др.) – главная задача обучения есть научение человека к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения.

Прагматизм (Дж.Дьюи, Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) сводят обучение к расширению личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю. «Среда воспитывает, а жизнь учит». Дж.Дьюи.

Прагматисты отрицают необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков. Основной механизм и метод получения знаний, умений и навыков - "обучение через делание", т.е. выполнение практических заданий, упражнений. Обучение - это сугубо индивидуальный, "интимный" процесс (Ругги и др.).

 

Российская модель обучения в ХХ веке (материализм) – соотнесение учения как деятельности ученика (специфический вид познания объективного мира), и деятельности ученого. Ученый познает объективно новое, а ученик - субъективно новое, усваивая уже накопленные наукой научные представления, понятия, законы, теории, научные факты.

Учитель исходит из того, что процесс познания ученика нельзя сводить к заучиванию готовых знаний, что в нем нет раз и навсегда данной прямолинейности. Познание соткано из противоречий.

Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся (уровнем их знаний, развития; мотивами, способами деятельности, которыми они владеют). Это противоречие находит свое выражение и конкретизируется в противоречиях содержательной (знания, умения, навыки), мотивационной (побуждения) и операциональной (способы познания) сторонами обучения.

 

4. Деятельность преподавателя и учащихся в процессе обучения

 

Процесс обучения учащихся протекает под руководством преподавателя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся.

Преподаватель:

· ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания;

· создает необходимые условия для успешного протекания учения – отбирает содержание в соответствии с поставленными целями;

· продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения;

· использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

 

Этап планирования:

1. анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей,

2. анализ состояния материальной базы и методического оснащения,

3. анализ своих личных профессиональных возможностей;

4. определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач;

5. отбор содержания образования,

6. продумывание форм и методов ведения занятия, конкретных видов работ;

7. прогнозирование результатов и возможных затруднений;

8. определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала;

9. продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

 

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения в соответствии с правилами их выдвижения:

· познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;

· необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;

· задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;

· к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);

· нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий (М. А. Данилов).

 

Преподавание предполагает регулирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности.

Регулирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается не только системой оценивания (подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п.), но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах. На старшей ступени обучения стимулирующие возможности заложены и в формах и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, групповые способы обучения и т.п.).

Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения.

 

Деятельность учащихся.

 

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. В учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к познавательной цели - к овладению определенными знаниями и умениями.

 

Мотивы:

· непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности (яркость, новизна, занимательность, атрибутика; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (сразу и после), боязнь получить отрицательную отметку, наказание страх перед учителем и т.п).;

· перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности (осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство долга, ответственности);

· интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.).

 

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности:

· фактор новизны знаний,

· элементы проблемности в обучении,

· привлечение данных о современных достижениях науки и техники,

· показ значимости знаний, умений и навыков,

· организация самостоятельных работ творческого характера и т.п.

 

Второй компонент учения - учебные действия:

I. Внешние (наблюдаемые)

· предметные действия (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.),

· перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.),

· символические действия, связанные с использованием речи.

 

II. Внутренние (ненаблюдаемые):

· мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация),

· действия воображения (имиджентные),

· действия мышления (интеллектуальные).

 

Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя.

 

5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения

 

Логика учебного процесса – это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.

В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы:

как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими,

какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать,

какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумывания организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным.

 

В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной индуктивно-аналитическая логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям.

 

6. Виды обучения и их характеристика

 

Исторически первым известным видом систематического обучения является Сократовский метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.

Объяснительно-иллюстративное обучение - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.

Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта

(Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.)

Дальтон-план, правильнее Долтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была применена. Создательница Д.-п. американская деятельница народного образования Е. Паркхерст проводила опытную работу по этой системе в 1904-20 в различных школах. При организации работы по Д.-п. учащихся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Особое внимание уделялось учёту работы учащихся, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в сов. школу в форме т. н. бригадно-лабораторного метода.

 

: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания, а учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п. Данный вид не обеспечивал систематичности знаний, практически не контролировался ход научения, вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций.

Особым видом самостоятельного добывания знаний является программированное обучение, принципы которого сформулировал Б.Скинер:

1. подача информации небольшими порциями;

2. установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

3. предъявление ответа для самоконтроля;

4. дача указаний в зависимости от правильности ответа.

 

Четвертый пункт может варьироваться в зависимости от построения программ, которое бывает линейным (учащиеся работают над всеми порциями информации) или разветвленным (выбор учеником своего индивидуального способа продвижения по пути познания в зависимости от уровня подготовленности).

При программированном обучении прямая и обратная связь осуществляются с использованием специальных средств, т.е. программированных пособий разного вида и обучающих машин.

Положительная сторона программированного обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т.е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме. В то же время оно не вскрывает самого хода научения, не стимулирует творчество, имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.

С программированным обучением тесно связана алгоритмизация процесса обучения – выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся (Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу, например, как решать задачу, как произвести грамматический разбор предложения).

Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т.е. разделения ее на ряд взаимосвязанных элементов, состоит из следующих операций:

выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;

выделить сами обучающие действия;

определить способ связи обучающих и учебных действий.

 

Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует совершенствованию управления учебным процессом, вооружает учащихся средствами управления своими мыслительными и практическими действиями. Современные тенденции развития образования, в том числе связанные с расширением сети элитарных, школ, обусловливают становление как самостоятельного вида дифференцированного и индивидуального обучения.

В основе дифференцированного обучения лежит учет объективных особенностей личностей: уровень физического развития, показатели интеллектуального развития.

В основе индивидуального обучения также учитываются субъективные особенности личности (темперамент, особенности протекания психических процессов, системы ценностей и пр.)

 

Педагогический процесс: структура и основные компоненты

 

Педагогический процесс — одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы-закономерности. Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общественных процессов, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Если экономический базис общества способствует развитию производительных сил, прогрессивно растет уровень производства и культуры, то и педагогический процесс, школа, чутко отражая общественные потребности, способны играть активную роль в развитии производства, культуры и укреплении передовых общественных отношений. Если же производственные отношения сдерживают активное проявление производительных сил, мешают их нормальному развитию, возникают явления застоя, разложения, обостряются противоречия, негативно влияющие на педагогический процесс. Возникает необходимость решительных изменений в обществе и реформирования школы. По мере осуществления экономической реформы, демократизации общественных отношений в нашей стране возрастает роль школы, педагогического процесса в формировании личности, а стало быть, в совершенствовании всей общественной жизни. Структура педагогического процесса образуется из органически связанных компонентов. Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель — специально подготовленный взрослый — педагог. Ведущая роль педагога в педагогическом процессе возлагает на него ответственность за формирование личности, требует создания реальных условий всестороннего формирования ребенка с позиций передовой науки. Педагог как центральная фигура педагогического процесса является носителем цели и передовых идеалов, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.

 

Педагог в педагогическом процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он формирует свое диалектическое мировоззрение и вырабатывает нравственно-эстетические принципы; развивает способность к активному общению с детьми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию. В этом ему помогает развитое Диалектическое мышление, способность эмоционального отношения к себе и детям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.

 

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог — ребенок» при ведущей роли педагога. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению, им.

 

Третьим компонентом педагогического прогресса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, структурируется, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. Оно представляет собой основное средство формирования определенного социального типа человеческой личности. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно раскрывается через понятия: основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура. Под основами наук понимается группа основополагающих наук, которые дают жизнь новым направлениям научного знания, позволяют понять сущность всей совокупности родственных.и смежных дисциплин. К основополагающим наукам относятся языкознание, математика, физика, химия, биология, история, география и некоторые другие. На их стыке образуются новые научные направления. В основы наук включаются определяющие, ведущие категории и законы каждой основополагающей науки. Такой подход позволяет «удерживать» учебный план школы, содержание научного образования на уровне современной науки, требований доступности в определенных и разумных временных рамках. Важную органическую часть основ наук составляют умения и навыки, необходимые для практического применения научных знаний в жизни, овладения самими научными знаниями. Особенно необходимы навыки учения, интеллектуального и физического труда.

 

Составной частью педагогического процесса являются также основы знаний, умений и навыков в области производства и производительного труда. Основами знаний в области производства являются научные принципы организации современного производства. В преподавании любого предмета в школе необходимо подчеркивать политехнический характер важнейших законов науки, единство научных знаний и политехнических основ производства. Вместе с тем сведения о важнейших технологических процессах могут быть сконцентрированы и преподаны детям как самостоятельный предмет в единстве со специальными умениями и навыками производительного труда. Все дети должны быть включены в производительный труд и должны учиться овладевать наиболее общими умениями и навыками обращения с современными орудиями производства. В условиях научно-технической революции, комплексной механизации и автоматизации производства необходимы умения и навыки обращения с компьютерной техникой, сложными машинами и механизмами управления ими и наладки их.

 

В содержание педагогического процесса включаются также основы знаний об общественных отношениях. Сюда входят коренные понятия о формах и отношениях собственности, экономических, политических, нравственных, юридических, эстетических отношениях. Эти знания передаются детям в процессе преподавания основ наук, а также с помощью многообразных форм внеучебной воспитательной работы. Огромное значение в условиях основ общественных отношений имеет практическая организация всей детской жизни и деятельности, выработка у школьников практических умений и навыков, бережного отношения ко всему многообразию общественной и приватизированной собственности и творческого, инициативного, добросовестного отношения к труду, стремления к соблюдению общественной дисциплины и порядка.

 

 

Содержанием педагогического процесса являются основы культуры. Понятие культуры очень широкое, в него включается культура духовных потребностей, ориентация на социально значимые духовные ценности, освоение основных представлений и понятий теории морали, права, искусства, ознакомление с лучшими художественными произведениями, развитие у детей художественного творчества. Сюда же относится культура человеческого общения. Организация учебно-воспитательного процесса, взаимоотношения в коллективе, в процессе труда и самоуправления, в быту и сфере свободного духовного обмена — все направлено на совершенствование культуры общения. В основы культуры включается и культура речи учащихся — основа коммуникативных связей между людьми. В речи и через нее проявляется сущность личности и ее отношения к миру.

 

Наконец, в содержание педагогического процесса органично входят основы физической культуры человека. Ребенок только тогда способен полноценно и творчески функционировать в обществе, активно реализовывать свои способности,'когда он физически развит и здоров. Основы физической культуры включают в себя знания о человеческом теле, особенностях становления различных функций организма, о различных способах и приемах, формах и методах его гармонического развития. Существеннейшей стороной физической культуры являются умения и навыки в области физкультуры и спорта. Основы знаний по физической культуре имеют ценность лишь тогда, когда способствуют практической организации физического развития детей, приобретению ими физкультурно-спортивных умений и навыков, выработке потребности в занятиях физической культурой.

 

Таков основной объем содержания педагогического процесса. Благодаря ему у детей осуществляется-социализация, формируется отношение к миру, мировоззрению, формируются основные мотивы, стимулы и формы поведения, вырабатывается направленность как социальное ядро личности. Содержание педагогического процесса формирует духовные потребности и ценностные ориентации ребенка, вооружает его знаниями, способами познания и преобразования мира, раскрывает ему пути и формы удовлетворения материальных и духовных потребностей. Перерабатываемое и усваиваемое детьми кон-" кретно-историческое содержание педагогического процесса активно способствует их психическому здоровью, интеллектуальному и эмоционально-волевому развитию.

 

Четвертым структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты.

 

Ядром организационно-управленческого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения. Педагогический процесс всегда строился как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать эффективно при условии регулярного обмена информацией. Прямая информация поступает от педагога к детям, а обратная информация о степени усвоения знаний, умений и навыков (с помощью различных средств диагностики) — от детей — к учителю. В самом факте обмена прямой и обратной информацией кроется один из главных механизмов осуществления управляемого педагогического процесса.

 

Управленческая система педагогического процесса органически связана со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, методы обучения и воспитания, способы и приемы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективности педагогического взаимодействия, и воздействия. формы педагогической организации детской деятельности рождаются в общественной жизни. К ним относятся: урок, лекция, бригадно-лабораторные и практические занятия, походы и экскурсии, индивидуальное ученичество, семинары, беседы, диспуты, конференции. Источником возникновения педагогического метода взаимодействия с детьми являются морально-психологические общественные отношения. Их отдельные способы педагогически преобразуются, превращаются в средства вовлечения, привлечения, побуждения, стимулирования, понуждения детей к участию в разнообразных целесообразных видах общественно полезной деятельности. Ими являются, например,, самоуправление, соревнование, перспектива, убеждение, упражнение, требование, поощрение, наказание и др. Пятым компонентом педагогического процесса является педагогическая диагностика — установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдельных его частей. Педагогические способы и приемы диагностики получения обратной информации также берутся из общественной жизни. Они используются в целях изучения эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях; фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной работы. Шестой компонент — критерии эффективности педагогического процесса устанавливаются педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу.

 

 

Седьмым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель — в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений. В условиях стабильного морально-правового общества происходит процесс разрастания педагогизированной среды, усиления роли педагогического элемента в общественных отношениях. Активное участие в этом процессе принимает государство и его основное педагогическое учреждение — школа. Значительный вклад вносят передовая семья, общественные организации, просветительские и благотворительные общества, творческие союзы, средства массовой информации, церковь. Взаимоотношения педагогического процесса с природной средой строятся на основе экологического воспитания.

Эффективность педагогического процесса зависит от:

 

• степени соответствия его содержания и организации основным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общественной жизни;

 

• своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования;

 

• широкого привлечения к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечения детей в общественную жизнь;

 

• тщательного учета возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организации разнообразной деятельности;

 

• степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной ситуацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: