Земства под опекой царской бюрократии




Земства возникли в период огромного общественного разлома, в условиях глубокого социально-экономического и политического кризиса страны. Разложение сословно-крепостнического строя выявило полную непригодность административного и хозяйственного устройства дореформенной России. (стр 6)

Шаг в сторону буржуазной монархии, сделанный 19 февраля неизбежно должен был повести к реорганизации старой системы, построенной на феодальной основе. (стр 6)

Вся реформа производилась руками царской бюрократии, а потому протекало мучительнее, чем если бы путем революционной ломки, а так же потребовало больше времени. (стр 6)

После отмены к.п. около 23 млн крестьян оказалось на воле. Ранее их делами ведали помещики. На этой основе и строилось прежнее управление. В новых условиях управлять свободными крестьянами через бывших крепостников не представлялось возможным. Необходим был новый принцип управления местными делами (стр 6)

В конце 50-х-начале 60-ых годов царский режим оказался в тисках глубокого кризиса. Это не позволило царизму ограничиться простой перестройкой местного административеого аппарата. В результате столкновения различных мнений и проектов и под давлением рев. сил чаша весов склонилась в пользу земских учреждений. (стр 7)

В марте 1859 г. специальная комиссия, созданная при Министерстве внутренних дел, пришла к выводу: введение земских дел следует передать выбоным учреждениям. (стр 7)

Работа над новым законопроектом шла очень медленно и туго. До самого последнего момента никто не мог сказать, какой окончательный вид примет закон.

Александр II потребовал, чтобы разработка была закончена к 1 января 1864 г.. Положение было утверждено им в тот же день. (стр 8)

Согласно положению земства являлись всесословными органами. К решению вопросов местного хозяйства привлекался большой круг жителей: дворяне, обуржуазившиеся помещики, торгово-промышленная и сельская буржуазия. Это обстоятельство делало более гибким местное управление, способствовало развитию капиталистического предпринимательства, открывало новые пути для роста капиталистического уклада.(стр 9)

Для избрания уездного собрания население уезда делилось на 3 курии: первая включала землевладельцев уезда, вторая- собственников недвижимого имущества в городе, третья-крестьян. (стр 9)

выборы гласных от каждой курии проходили раздельно. Первая- крупные и средние помещики, имевшие не менее 200 дес. земли или другого недвижимого имущества стоимостью до 15 тыс. руб., а так же лица, распологавшие годовым дохожом 6 тыс. руб. (стр 9)

Вторая курия-домовладельцы, фабриканты и заводчики, купцы и прочие горожане, владевшие купеческими свидетельствами или промышленными и торговыми заведениями с годовым доходом, равным 6 тыс. руб. К ним подключались также владельцы недвижимой собственности стоимостью до 4 т. руб., в мелких городах до 500 руб.(стр 9)

Выборы гласных от крестьян были многостепенными: сельские общества посылали своих представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из их среды выбирали установленное количество гласных уездного земского собрания. Положение разрешало крестьянам избирать гласных от других сословий. Из-за их безграмотности, незаинтересованности в реформе, на места от кретьян выходили часто помещики, духовенство, мещане. (стр 9)

В земствах большую роль играла интеллигенция. (стр 9)

Ведущей силой в земствах были помещики, однако, там, где отсутствовало помещичье землевладение, в земских собраниях получили преобладание крестьяне.(стр 10)

От крестьян проходила самая зажиточная, экономически состоятельная их часть, посланцы сельской буржуазии. В проекте "Положения о земских учреждениях" прямо формулировалось требование избирать от крестьян сельских старост и волостных старшин. (стр 10)

После избрания гласных, чаще всего осенью, собирались уездные земские собрания. обычно на них председательствовали уездные предводители дворянства. Гласных приводили к присяге и начиналось обсуждение вопросов местной жизни. Заседания проходили открыто, и в зале мог присутствовать всякий, кто желал послушать. На первом же собрании гласные избирали из своей среды губернских гласных: от 6 уездных - одного губернского. В состав губ. земских собраний входили предводители дврянства и председатели управ всех уездов, а также 2-3 чиновника от казенных и удельных имений. Губернские собриния созывались один раз в год, чащевсего в декабре, но могли созываться и чрезвычайные собрания. Срок полномочий уездных и губернских собраний по положению равнялся трем годам. (стр 11)

Для выполнения текущей работы земские собрания избирали управы из 3 человек: председателя и двух членов. Иногда разрешалось увеличивать количество членов уездных управ до 4, а губернских - до 6. (стр 11)

По положению земства получили право для покрытия своих расходов облагать жителей налогами. Как земства приступали к определению доходности предприятий и торговых заведений, на них посыпались жалобы фабрикантов и торговцев. (стр 11)

Правительство запретило облагать доходы от торговли и промыслов. (стр 11)

Царская бюрократия препятствовала распространению земств на окраины России.(стр 12)

Круг деятельности земств был строго ограничен. закон отводил им решение ворпосов исключительно местного хозяйства. И даже в хозяйственной области каждый более или менее значительный шаг земских учреждений находился под строгим контролем царских бюрократов.(стр 13)

Все таки земства показали себя как вполне жизнеспособные учреждения. (стр 13)

Земские функции делились на обязательные и необязательные. В первой группе дела, обременительные для бюрократии и она охотно переложила их на плечи земств. Все эти дела отношения к местному хоз-ву не имели(содержание арестантских помещений и квартир для чинов полиции, устройство и ремонт больших дорог).(стр 13)

Земствам поручались занятия, которые трудно было вести из центраL страхование с/х построек от пожара, содержание городских больниц и богаделен. Эти дела считались факультативными. Так же к необязательным относились оказание врачебной помощи населению, организация народного образования (хоз. часть) (стр 14)

В 70-ые годы основное место в деятельности земств занимали так называемые "обязательные повинности". Вместе с этим все большее значение приобретали традиционно земские занятия: статистика, нар. образование, здравоохранение. (стр 16)

Земские учреждения выбирались из местных жителей: им были виднее и понятнее "позьзы и нужды" уездов и губерний. (стр 16)

Большая часть расходов покрывалась сборами с крестьян, а не за счет помещиков. (стр 17)

Поголовная неграмотность- препятствие на пути кап. развития страны. По признанию министра просвещения в 1866 г. до введения земства сельских школ почти не было. (стр 18)

Реорганизацию старой школы земства начали с формирования педогагического персонала.(стр 18)

До введения земства широкие массы народа фактически не пользовались медицинской помощью. После введения правительство передало им 351 лечебное заведение; в них можно было поместить 11,5 тыс. больных. В волостях и селах земства начали устраивать небольшие больницы. Результаты были скромными.(стр 19)

Земства были далеко от общественно-политической жизни. Буржуазная сущность новых учреждений и нетерпимое к ним отношение бюрократии должны были вызвать земскую оппозицию к правительству. Толкающей силой к полит. деят. земств оказалось движение народников. Пользуясь затруднительным положением правительства, земцы стали все громче заявлять о своих полит. проблемах. Требовали созыва общеземского съезда и создания единого для всех земских учреждений центра, объединения земств в масштабе всей страны. Царская бюрократия возражала против этих требований. (стр 19-20)

Сущность политических требований укладывалась в программу буржуазной демократии: свобода слова, печати, гарантия личности, созыв Учредительного собрания. (стр 20)

С приходом к власти М.Т. расширились возможности и для политической деятельности земских учреждений. Участились обращения земских собраний к царю с адресами и ходатайствами, которые в самых различных видах проводили конституционные мысли.(стр 21)

Д.А. Толстой разработал проект закона, главная мысль которого сводилась к тому, чтобы вместо исполнительных органов земских собраний(управ), ввести земские присутствия, подобные правительственным комиссиям. Тем самым земства превращались бы в совещания "сведущих лиц" при губернаторе.(стр 22)

после толстого проектом занялся Государственный совет и 12 июня 1890 г. вышло в свет новое положение о губернских и уездных местных учреждениях.(стр 22)

По новому положению выборы гласных происходили на двух собраниях: в одном дворяне, во втором все остальные. Избрание крестьян на сходах отменялось.(стр 23)

Новый закон также снизил земельный цен для дворян: 200->125 дес. Имущественный как прежде 15 т.(стр 23)

Новый закон ухудшил условия фунционирования земских учреждений. Вводились новые звенья: губернское по земским делам присутствие, включавшее в себя губернатора, вице-губернатора, управляющего казенной палатой, прокурор окружного суда.(стр 23)

Положение укрепило позиции дворян. Они стали посылать больше гласных, чем горожане и крестьяне вместе взятые.(стр 23)

В 90-ых расходы земств в области народного образования значительно выросли. К 1900г. расходы удвоились в 2 раза в сравнении с 1890 г. как и прежде, деятельность земств в сфере народного образования подвергалась тщательному надзору. Организатором и вдохновителем опеки над школой стал Победоносцев.(стр 24)

В 90-ые земства расширили мед. помощь населению. В 1890 г. мед. учреждений было уже 1068.(стр 25)

В 90-ых земства занимались рядом других дел: организация агрономической помощи сельским жителям, страхованием и др. (стр 25)

Таким образом, несмотря на ограничение самостоятельности земств, они продолжали решать важные вопросы местной жизни.(стр 25)

Стеснение земских учреждений подталкивало земское движение, углубляло оппозицию. Так же нарастала рев. волна. После вступления Николая II на престол усилилась волна обращений земств к правительству с ходатайствами. В виде намеков говорилось о расширении прав земств. (стр 26)

Губернаторы категорически запрещали гласным поднимать политические вопросы. Председателей могли наказывать вплоть до предания суду.(стр 28)

Все усилия царя и его бюрократии ограничить деятельность земских учреждений и осложнить ее не давали желаемых результатов: продолжалась работа в области хоз. польз и нужд., росла оппозиция правительству. Экономическая основа, на которой держались земства становилась все более основательной и прочной.(стр 29)

По мере того, как развивалась и услоднялась деятельность земств, все актуальнее становился вопрос об укреплении мжземельских связей, о созыве регулярных съездов и совещаний. Многочисленные ходатайства земских собраний с просьбами разрешить им объединиться в союзы и созывать съезды наталкивались на решительные отказы администрации. 23 августа 1901 г. министр ВД сделал невозможным межземские связи спец. распоряжением. (стр 30)

В конце июня 1901 г. состоялся нелегальный съезд земских деятелей, разработавший документ под названием "Письмо старых земцев". Съезд потребовал снижения имущественного ценза для избирателей земских собраний, ослабления опеки и расширения прав земских учреждений, ликвидации цензуры и уравнения прав крестьян с другими сословиями. (стр 30)

В июне 1902г. за границей был основан общеземский журнал "Освобождение". В передовой статье первого номера говорилост что орган не революционный, но он будет трбовать замены произвола бюрократии правами личности и общества. (стр 30)

В 1903 г. совещание земских деятелей, группировавшихся вокруг журнала, признало целеообразным организовать "союз освобождения". 3-5 января 1904 г. на земском съезде в Петербурге состоялось организованное оформление этого "Союза". (стр 31)

В 1904 г. "Союз освобождения" провел шумную либеральную компанию: созывались многочисленные банкеты, вырабатывались адреса и петиции царю; земская оппозиция пошла в гору. Центральным звеном ее оказался земский съезд 6-9 ноября 1904 г. принята программа политических преобразований в стране. Земства требовали созыва народного представительства с законодательными функциями, гражданских свобод, равноправия сословий, расширения полномочий местного самоуправления. (стр 31)

Революция раскололо земство, разведя в различные партийные русла. Нарастание революционной ситуации ускорило формирование различных течений и группировок в земском движении. (стр 32)

5 октября 1906 г. был отменен порядок обязательного утверждения губернаторами кандидатов от крестьян. Лица, назначенные волостными сходами, стали собираться на особый съезд и из своей среды избирали установленное количество гласных. (стр 33)

6 -13 ноября 1905 г. съезд земских деятелей подтвердил факт раскола земского движения. Этим съездом заканчивается земское движение (стр 34)

После рев. земства окончательно и официально решились отказаться от решения политических проблем.(стр 35)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: