ПРОГРАММА
по прохождению экономической практики и практики менеджмента
для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации»
всех форм обучения (ч.2)
Калининград
ББК
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора ИПЭМ БГАРФ Проректор
по учебной работе БГАРФ
Д.п.н., проф.
__________ Т.А. Бец ________ Н.Ю. Бугакова
«____» ____________2007 г. «___»____________ 2007 г.
Авторы:
В.Б. Гришковец, к.э.н., доцент
С.Н. Гришковец, ст.преподаватель
С.В.Саванович, к.э.н., доцент
Программа по прохождению экономической практики и практики менеджмента для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент» БГАРФ от 28.11.2007 г., протокол № 4.
Зав.кафедрой«Менеджмент» А.В.Сербулов
Рецензент: к.э.н., доцент Рябцев С.В.
Содержание
Введение………………………………………………………………….
1.Цели и задачи практики менеджмета…………………………………………………………………………….
2. Содержание практики менеджмента…………………………………..
3. Примерный тематический план практики менеджмента…………………………………………………………………………….
4. Руководство практикой: обязанности БГАРФ, предприятия и студента………………………………………………………………………..
5. Оформление и защита отчета по практике менеджмента……………………………………………………………………………
5.1 Требования к оформлению отчета по практике…………………………………………………………………………… 5.2 Пример выполнения списка использованных
источников …………………………………………………………………
Введение
Учебный процесс специальности «Менеджмент организации» включает в себя важнейшую составную часть – экономическую практику и практику менеджмента. Практика менеджмента является вторым этапом прохождения экономической практики и практики менеджмента. Студенты проходят практику менеджмента на предприятии (организации, фирме).
|
При прохождении практики перед студентами возникает ряд вопросов, на которые даны ответы в настоящих методических рекомендациях:
1. Какие общие требования предъявляются к прохождению управленческой практики?
2. Какие цели ставятся перед студентами в ходе прохождения практики?
3. Каким должно быть содержание практики?
4. Какие требования выдвигаются к содержанию работы?
После прохождения практики менеджмента студентами на основе полученных теоретических знаний должно быть достигнуто понимание проблемы (проблем) по анализируемым направлениям управленческой деятельности организации с целью подготовки и принятия эффективных управленческих решений.
Программа состоит из разделов, отражающих цели, задачи и содержание практики менеджмента.
Цели и задачи практики менеджмента
Управленческая практика носит ознакомительно-обучающий характер. Она направлена на закрепление полученных теоретических знаний в процессе изучения деятельности предприятия, его системы управления, коммуникационных процессов. Основной целью является получение дополнительных знаний, умений и навыков в области диагностики среды жизнедеятельности организации и планирования действий по совершенствованию её системы управления, определенных требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».
|
Кроме того, перед студентами ставятся и другие задачи, к которым относятся:
- формирование и развитие профессиональных знаний по специальности;
- овладение необходимыми методами, навыками и умениями анализа практических ситуаций;
- углубленное изучение отдельных дисциплин специальности;
- отработка приемов принятия управленческих решений в конкретной ситуации;
- использование на практике различных методов сбора информации (сканирование, мониторинг, прогнозирование);
- сбор необходимых материалов по управленческой деятельности предприятия (организации) и использование результатов для подготовки контрольных, курсовых и дипломных работ, участия в студенческой научно-исследовательской деятельности.
Итоговый отчет может служить основой для более углубленной разработки подготовленных предложений в период последующей преддипломной практики и дипломного проектирования. В отчете должны найти отражение следующие вопросы:
1. Ознакомление с основными направлениями деятельности организации, структурой продуктового портфеля, классификацией и характеристикой целей.
2. Оценка типа организации (механистическая - органическая, индивидуалистская – корпоративная), стиля организационного поведения.
2. Изучение структуры, методов, функций и способов управления деятельностью организации; выявление проблем организации.
3. Анализ влияния внешней (макросреды и среды прямого воздействия) и внутренней среды на деятельность организации.
|
4. Оценка текущей стратегии и рекомендации по ее совершенствованию.
3. Выявление основных проблем организации и выработка предложений по совершенствованию управления с последующей их корректировкой.
4. Накопление практического материала для последующего его использования в учебном процессе и НИР.
5. Ведение дневника, составление и защита отчета по практике.
Содержание практики менеджмента
Для достижения поставленных целей должна быть использована определенная последовательность в изучении практики управленческой деятельности, осуществляемой в организации и сборе данных, которые будут использованы для обработки, анализа, формулирования проблем и выработки вариантов их решения
1.Определение организационно-правовой формы предприятия, ознакомление с основными направлениями деятельности, сопровождающееся сбором данных, позволяющих составить ее технико-экономическую характеристику (история создания и этапы развития, миссия, цели, специализация, продуктовый портфель и т.д.)
2.Оценка отраслевой принадлежности и особенностей регионального рынка.
3. Анализ типа и особенностей организационной структуры предприятия, взаимосвязей между подразделениями, степени централизации полномочий, нормы управляемости на различных уровнях управления.
4. Изучение состояния организационной культуры, наличия субкультур и контркультур, их влияние на деятельность организации.
5. Ознакомление с системой управления предприятием (организацией), отдельными подразделениями, изучение разделения ответственности и делегирования полномочий, должностных обязанностей.
6. Анализ и оценка состояния применяемых в организации функций и методов управления:
а) планирование (существующая система планирования, наличие и содержание перспективных, среднесрочных, текущих, оперативных, бизнес:
планов);
б) организация (структура, иерархия и т.д.);
в) мотивация (существующая система мотивации персонала);
г) контроль (применяемая система контроля, наличие стандартов и др.);
д) координация (применяемые формы);
е) характеристика применяемых методов управления (административных, экономических, социально-психологических);
7. Изучение состояния управления человеческими ресурсами (УЧР) в организации.
Таблица 1 Характеристики стратегии УЧР в организации
Компоненты стратегии УЧР | Возможные варианты стратегии |
Источники привлечения работников в организацию | Внутренние и внешние источники набора персонала в организацию |
Сокращение персонала | Выбор вариантов поддержки высвобождаемых работников |
Оценка персонала | Выбор критериев и методов оценки Выбор лиц, осуществляющих оценку персонала |
Развитие персонала | Выбор форм и методов обучения, отбор контингента обучающихся |
Оплата труда, вознаграждения | Формирование структуры оплаты труда (в зависимости от стажа работы, квалификации, результатов деятельности, оценки заслуг работника), системы премирования (за счет снижения издержек производства, роста производительности труда, социальные выплаты и льготы, материальное стимулирование инновационной деятельности, система доплат за знания). Выбор подходов к обоснованию размеров оплаты труда. Выбор средств обеспечения равенства в оплате на внешних и внутренних рынках труда |
Организационная структура и проектирование работы | Поощрение специализации или широкого профиля деятельности. Использование преимущественно индивидуальных или групповых форм труда. Практикуется единоначалие или коллективная форма принятия решения. |
Организационная культура: лидерство, конфликты, соотношение формальных и неформальных связей, межличностные отношения | Выполнение производственных задач любой ценой или удовлетворенность и развитие персонала в числе важнейших приоритетов. Поощряется или ставится задача предотвращения конфликтов всеми возможными средствами. Наличие баланса или дисбаланса формальных и неформальных связей как отражение эффективности управления. |
Следует проанализировать и классифицировать основные группы факторов, оказывающих влияние на управление персоналом.
Таблица 2 Основные группы факторов, влияющих на управление персоналом
Факторы | Характеристики |
Стратегия организации | Типовая Конкурентная Функциональные |
Жизненный цикл организации | Начальная стадия Рост Зрелость Реорганизация Сокращение производства |
Размер организации | Крупная Средняя Малая |
Окружающая среда | Обеспеченность ресурсами (обильная - скудная) Динамичность (подвижная - стабильная) Степень сложности (сложная – простая) |
8. Оценка состояния внутренней, внешней среды деятельности предприятия с целью выявления угроз/возможностей, сильных/слабых сторон организации.
9. Анализ уровня инновационной активности предприятия, используемых инноваций и инновационных стратегий, состояния научно-технического потенциала. Выявление необходимости проведения технического перевооружения, модернизации, реконструкции.
10. Изучение состояния стратегической и оперативной деятельности в организации, определение текущей стратегии, обоснование управленческих решений по разработке будущих стратегий.
11. Разработка и оценка направлений альтернативных решений
По согласованию с руководителем практики от предприятия следует выбрать наиболее актуальную проблему и провести оценку наиболее эффективных альтернатив ее решения. Разработку одной из выбранных альтернатив следует вести на основе уже имеющихся теоретических знаний с активным использованием метода экспертных оценок, используя для этого сотрудников данной организации и, по мере возможности, (без нарушения конфиденциальности) - других организаций.
12.Обоснование предложений для реализации выбранного решения проблемы.
В предлагаемом варианте решения должна быть отражена последовательность действий по его реализации и конкретные способы осуществления, т.е. не только «что», но и «как» надо делать. Особое внимание следует уделить описанию изменений функциональных обязанностей сотрудников, участвующих в предложении, а также способам их мотивации и стимулирования.
Необходимо, чтобы логически обоснованный план реализации предложений был составной частью отчета по практике и был оценен руководителем и заинтересованными сотрудниками. Эта оценка должна быть отражена в отзыве руководителя практики от предприятия.
3 Примерный тематический план практики менеджмента
№ п/п | Этап | Задание |
1. | Подготовка, сбор данных | Ознакомиться с учредительными и уставными документами предприятия, порядком документооборота, штатным расписанием, должностными инструкциями и др. документами |
1.1. | Изучить структуру управления организацией. Осуществить сбор данных, характеризующих состояние применяемых в организации функций и методов управления | |
1.2. | Провести предварительный диагноз проблем | |
1.3. | Выбрать актуальное направление деятельности организации и наметить возможные области разрабатываемых предложений | |
2. | Анализ и диагностика | На основе собранных данных и предварительного анализа выявленных проблем сформулировать наиболее актуальную для данной организации и наметить направления ее решения по одной из выбранных альтернатив |
3. | Планирование действий | Обосновать предложения по осуществлению сформулированных предложений, составить примерный план и механизм их реализации. |
4. | Составление отчета | Представить материалы о деятельности предприятия, состоянии системы управления, результатах анализа и предложения о совершенствовании |