Сегодня многие ученые и педагоги работают над вопросами теории и методики развития художественного восприятия, умения "смотреть и видеть" картину или скульптуру, так как без этого невозможно приобщение ребенка к великому духовному и эмоциональному опыту изобразительного искусства. (2 слайд)
Необходимость постановки данной проблемы перед учителями обусловлена тем, что именно в начальной школе нередко закладываются предпосылки для последующего развития восприятия произведений искусства. (3 слайд)
Еще с начальной школы начинается знакомство детей с работами великих художников. И одним из таких является Константин Егорович Маковский.
К. Е. Маковский - русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников. (4 слайд)
Он родился в Москве 2 июля 1839 года в семье Егора Ивановича Маковского, являвшегося деятелем искусств, любителем живописи и одним из создателей натурного класса при художественном училище ваяния и зодчества. Дом молодого художника частенько посещали знаменитые живописцы В. Тропинин и К. Брюллов и другие художники.
Окруженный атмосферой искусства и всего изящного, в 12 лет начинающий художник поступает в училище живописи и ваяния, где обучается на отлично, получая все почетные для студента награды и похвалы от его учителей Мокрицкого А. Н., Зарянко С. К. и Скотти М. И., которые сами когда то были учениками самого К. Брюллова. (5 слайд)
Константин столь же успешно поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, учился прекрасно и еще будучи студентом стал участвовать в выставках. Но академический диплом ему не достался, так как вместе с некоторыми другими учащимися не стал работать над полотнами по мифологии скандинавских стран. (6 слайд)
Маковскому было свойственно реалистическое изображение реальности, но и не чуждо романтическое направление и склонность к использованию достаточно пышных декоративных деталей и элементов. Тем не менее, его полотна смотрятся очень органично и цельно, в них чувствуется основательная академическая подготовка и несомненный талант живописца и рисовальщика. (7-8 слайд)
На тематику работ и особенно художественные средства реализации замысла, цветовую гамму картин Константина Маковского большое влияние оказали его путешествия в Сербию и в Египет. Картины обретают многоцветность, богатый колорит и часто отличаются сложной многофигурной композицией. (9-10 слайд)
Также в этот период Маковский успешно пишет большое количество портретов. Среди них необыкновенно красивые изображения Марии Волконской и супруги царя Александра III Марии Федоровны в молодости.
Последняя картина — парадное изображение, в полной мере отражающее массовое увлечение аристократией псевдорусскими мотивами. Богатые украшения царицы и ее диадема, сильно напоминающая кокошник, наглядно демонстрирует высочайшее мастерство художника. (11 слайд)
Эти же особенности характерны и для других работ мастера, изображающих русских людей прошлых эпох. Они предельно идеализированы, но очень красивы и привлекательны, мастерски выполнены. (12 слайд)
Жизнь талантливого художника прервалась внезапно. 76-летний мастер погиб, когда его экипаж попал под трамвай. После него осталось множество прекрасных картин, которые демонстрируют его высокий уровень как художника. В его картинах осталась целая эпоха, бурная и энергичная, время, когда формировалось новое русское искусство и создавались запоминающиеся, эпохальные полотна. (13 слайд)
Анализ УМК (14 слайд)
Присутствие картин в учебниках:
1. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Школа 2100» (15 слайд)
1 класс
2. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Классическая начальная школа» (16 слайд)
2 класс. Раздел «Жизнь природы»
3. И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков «Перспективная начальная школа» (17-18 слайд)
3 класс
4. С.Г. Ашикова «Развивающая система Л.В. Занкова» (19 слайд)
1 класс. Названия картин и их авторы находятся в конце учебника.
Отсутствие картин в учебниках:
1. Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев «Гармония»
2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова «Перспектива»
3. Л.А. Неменская «Школа России»
4. Н.М. Сокольникова «Планета знаний»
Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность. (20 слайд)