Материалы к экзамену
Дисциплина «Методика воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью»
Специальность «Олигофренопедагогика»
Этап «Теоретические знания»
Перечень вопросов к экзамену
1. Психическая неполноценность учащихся с проблемами в воспитании, ее характер.
2. Познавательная деятельность и познавательные процессы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
3. Общая характеристика деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
4. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
5. Сущность процесса воспитания, степени восприимчивости к воспитанию.
6. Основные показатели воспитанности. Объективные и субъективные воспитательные факторы.
7. Структура воспитательного процесса.
8. Средства воспитания.
9. Принципы воспитательной работы. Содержание коррекции личности.
10. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы
11. Содержание, организация и оценка воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
12. Принципы воспитания во вспомогательной школе.
13. Принципы планирования воспитательной работы.
14. Диагностика в воспитательном процессе, объекты диагностики.
15. Формы воспитательной работы. Требования к отбору форм воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
16. Современные подходы к классификации методов воспитания. Оптимальные методы воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
17. Приемы воспитательного взаимодействия. Средства воспитания. Выбор воспитательных средств, особенности их использования в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
18. Задачи нравственного воспитания во вспомогательной школе.
19. Принципы и методы нравственного воспитания.
20. Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению.
21. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе.
22. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью.
23. Задачи эстетического воспитания.
24. Особенности изобразительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
25. Особенности музыкального воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
26. Эстетическая направленность в работе с природным материалом.
27. Эстетическое воспитание на уроках чтения.
28. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры.
29. Воспитание культуры поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
30. Идейно-политическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
31. Трудовое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
32. Психологическая подготовка к труду.
33. Практическая подготовка к труду.
34. Общественно полезный труд.
35. Производственное обучение и производительный труд.
36. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы.
37. Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы.
38. Значение физического воспитания во вспомогательной школе.
39. Единство нравственного и физического воспитания.
40. Единство эстетического и физического воспитания.
41. Связь умственного и физического воспитания.
42. Связь трудового и физического воспитания.
43. Задачи физического воспитания.
44. Оздоровительные задачи физического воспитания во вспомогательной школе.
45. Методика работы с родителями учащихся с ИН.
46. Педагогическое планирование с родителями учащихся с ИН.
47. Формы работы с родителями учащихся с ИН.
48. Воспитание школьников в коллективе.
49. Психологическая характеристика школьного класса.
50. Взаимоотношения школьников в коллективе.
51. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений.
52. Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе.
53. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе.
54. Приемы вовлечения школьников с интеллектуальной недостаточностью в коллективную деятельность.
55. Коррекционно-воспитательная работа с подростками с девиантным поведением.
56. Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы во вспомогательной школе.
57. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя во вспомогательной школе.
58. Методика и организация проведения режимных моментов во вспомогательной школе.
59. Организация досуга и свободного времени.
60. Экскурсия как одно из корригирующих средств в воспитательной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
61. Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы.
62. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся вспомогательной школы.
63. Основные виды воспитательных дел. Стадии и этапы коллективного воспитательного дела.
64. Формы реализации коллективного творческого дела.
65. Методика организации и проведения коллективного трудового дела.
66. Формирование культуры семейных отношений и гендерное воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
67. Воспитательное занятие как форма воспитательной работы по формированию личности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (структура, целеполагание; выбор методов и средств; методика организации и проведения в условиях вспомогательной школы (школы-интерната), специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания).
68. Этическая беседа, информационный час, диспут (их значение в формировании нравственных качеств и общественного сознания учащихся; методика подготовки и проведения с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью).
69. Воспитательные основы самоподготовки: задачи воспитателя по организации и управлению самоподготовкой обучающихся с интеллектуальной недостаточностью; взаимосвязь работы учителя и воспитателя в вопросах организации и содержания самоподготовки.
70. Внеклассное чтение в системе воспитательной работы (методика внеклассной работы с книгой с детьми с интеллектуальной недостаточностью; методика работы с периодической печатью).
71. Основные направления внеклассного чтения во вспомогательной школе в начальных классах.
72. Специфика работы воспитателя во втором отделении вспомогательной школы.