Многообразие существующих сегодня в странах Европы партнерств можно классифицировать по трем основным направлениям, соответствующим трем типам первоначальных партнерств:
· локальные партнерства, созданные по инициативе отдельных людей (часто «местных лидеров» комьюнити), желающих активно влиять на положение дел в своей местности не только в экономической, но также в социальной и культурной сферах. Такое активное вмешательство, зарождаясь на основе осмысления своей самобытности, постепенно влияет на становление гражданственности;
· локальные партнерства, созданные по инициативе предпринимателей или, чаще всего, профессиональных организаций (кооперативы, объединения производителей и т. д.), которые претендуют на привилегированное положение в проведении экономической политики;
· локальные партнерства, созданные по инициативе общественных организаций, местных или нет, которые, будучи ответственными за поддержание интереса к местным вопросам, компенсируют недостаток или слабость частной инициативы в проблемных районах.
Эти три подхода соответствуют в общих чертах трем типам начальных целей:
· первый тип рассмотренных партнерств более тяготеет к решению социальных проблем (социальные связи, развитие культуры, возрождение самобытности и т. д.);
· второй тип партнерств стремится концентрироваться на экономической деятельности и на создании, продвижении и управлении динамикой проектов в этой области;
· партнерства третьего типа первоначально имеют интересы, касающиеся обслуживания населения (создание инфраструктуры, жилого фонда, предприятий коммунального обслуживания и т. д.), а затем уже более общие проблемы развития всей местности.
|
Для каждого из трех описанных случаев характер деятельности будет различным:
· деятельность партнерства, созданного по инициативе отдельных граждан, будет развиваться по логике военной операции, предпринятой группой людей, с перспективой перерастания в прочную длительную работу, осуществляемую активной частью населения;
· партнерства, инициированные частными предпринимателями, часто в основе своей деятельности имеют достижение интересов отдельных секторов (отраслей промышленности, информации и пр.), более значимых, чем личные интересы, и создают предпосылки для создания прогрессивных групп по более широкому кругу вопросов;
· созданное по инициативе общественности партнерство обычно возникает как реакция на неблагоприятную экономическую и социальную ситуацию и решение собственных проблем населения.
Состав потенциальных членов частного партнёрства приведёна на рис. 6.4.1.
Рис. 6.4.1 – Потенциальные члены местного партнерства
Выделяются партнерства в сфере управления и в сфере координации. В зависимости от того, кто является инициатором: отдельные люди, частные предприятия или общественные организации — различают две концепции создания партнерств, которые скорее продолжают друг друга (эволюционируют), чем находятся в противоречии.
С одной стороны, партнерство в сфере управления. Его задачи тесно связаны с вопросами: куда вкладывать, как распределять и расходовать средства. Такое партнерство обычно возникает в результате случайного стечения обстоятельств (близкая по идее программа, дополнительное финансирование и т. д.). Время его деятельности и цели ограничены. Оно действует по схеме проекта (найти и привлечь источники финансирования и ноу-хау для осуществления конкретного набора мероприятий). Таким образом, это чисто технико-экономический подход;
|
С другой стороны, партнерство в сфере координации процессов развития или идентификации (самоопределения) обеспечивает проведение мероприятий по развитию определенной территории, условий ее выживания и повышение жизненного уровня. Здесь цели партнерства — разработка социальных проектов, которые ориентируются на повышение уровня образования и доверие людей, а это требует времени. Отсюда следует, что задачами такого партнерства являются возвышение гражданского самосознания, изменение поведения жителей и формирование чувства ответственности как можно большего числа людей. Партнерство в сфере координации процессов развития сильно разветвлено и развивается с течением времени. Оно находится под постоянным влиянием со стороны партнерства в сфере управления, которое порой гораздо лучше справляется с такими трудностями как:
· недостаточное финансирование на слишком короткий срок,
· административное и политическое давление,
· недостатки применения количественных критериев в процессе проведения оценки.
В перспективе, успешно действующее партнерство становится самой динамичной составляющей всего процесса развития, способной мобилизовать местное население, применяя такие формы, которые бы позволили учитывать локальные особенности и национальные традиции. Очевидно, что, несмотря на различные факторы среды (возможности инициаторов, местная история и т. д.), партнерство в процессе своего становления должно последовательно решать собственные задачи по развитию, которые являются первостепенными, расширяться и адаптироваться на всех стадиях этого процесса для обеспечения своей долгосрочности.