Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Цель: сформировать у учащихся представления о расположении, природно-климатических особенностях, политическом устройстве и социальных отношениях Афинского полиса.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формировать у учащихся устойчивый интерес и уважение к истории;
- вырабатывать восприятие истории как способа понимания современности на примерах деятельности народного собрания и законодательной деятельности Драконта;
- стимулировать к поиску новых знаний;
- формировать уважение к великому наследию античности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- способствовать сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность;
- формирование у учеников умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
Коммуникативные УУД:
- владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ;
Познавательные УУД:
- выработка умений работать с учебной литературой информацией (анализировать и обобщать факты)
Предметные результаты:
- продолжить формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации: текст учебника, карта, документ, картина;
- вырабатывать умения определять и объяснять понятия;
- развивать умения у учащихся элементарно анализировать исторические факты, формулировать выводы, выделять главное в тексте учебника.
Вид (форма) учебного занятия: урок изучения нового материала.
Понятия: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.
Оборудование урока:
- Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.;
- Мультимедийное сопровождение
Литература:
● Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.;
● Методическое пособие по истории Древнего мира автор Годер Г.И.;
План урока:
- Природно-климатические условия Аттики.
- Основные занятия населения.
- Управление Древнегреческим полисом.
- Законы «писанные не чернилами, а кровью».
- Положение земледельцев.
Ход урока
Методы и методические приемы | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Предполагаемые (прогнозируемые) ответы |
Организационный момент Актуализация ранее изученного материала. Крючок Ознакомление с планом урока Беседа по карте Работа с текстом Физминутка Работа с видеофрагментом и текстом учебника Заполнение схемы на основе рассказа учителя Работа с текстом учебника Описание картины | Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Располагайтесь на своем рабочем месте, внимательно посмотрите, есть ли на ваших партах все необходимое для работы: учебник, дневник, опорный конспект. Все проверили? Отлично! Тогда начнем наш урок.
На прошлом занятии вы проходили тему «Религия древних греков». Скажите, пожалуйста, каких древнегреческих богов вы знаете? Напомните, какие силы были у Посейдона? А Афина – богиня…? Все верно.
Сейчас вы услышите миф о споре Афины с Посейдоном. Постарайтесь понять, о чем повествует миф, и после прослушивания ответить на вопрос. Какие незнакомые слова вы в нем услышали?
Посейдон и Афина сорили между собой за власть над всей Аттикой. Все боги Олимпа во главе с Зевсом собрались, чтобы рассудить, кому же будет принадлежать власть в Аттике. Они решили отдать власть тому, кто сделает самый лучший подарок.
Посейдон поднял свой трезубец и с размаху вонзил его в скалу. В тот же миг забил из скалы источник, но вода в нем была горькая и соленая.
Настал черед Афины. Она воткнула в землю свое копье, и на этом месте выросла плодоносная олива.
Все признал дар Афины лучшим… Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связали с ее именем.
Исходя из содержания мифа, попробуйте предположить, что же такое «Аттика».
Тема нашего сегодняшнего урока «Аттика – область Средней Греции».
Сегодня я предлагаю вам побыть настоящими историками и составить краткие заметки (сведения) о такой области Средней Греции, как Аттика.
Скажите, какую информацию, на ваш взгляд, нам необходимо будет узнать об этом районе, чтобы составить полноценную картину о нем?
Таким образом, цель нашего урока: сформировать представление о природно-климатических, социальных и политических особенностях Древней Аттики.
Чтобы наше небольшое исследование данной области Греции состоялось, мы будем работать по такому плану:
- Природно-климатические условия Аттики.
- Основные занятия населения.
- Управление Древнегреческим полисом.
- Законы «писанные не чернилами, а кровью».
- Положение земледельцев.
Откройте, пожалуйста, ваши исследовательские листы, именно в них мы будем делать все необходимые записи.
Предлагаю в ходе нашего урока ответить на вопрос: было ли довольно население Афин своим положением?
1 вопрос: Природно-климатические условия Аттики.
Откройте учебник на странице 140, обратите внимание на карту, внимательно ее изучите и следите.
Мы уже сказали, что Аттика – область Средней Греции.
· Как называется эта часть суши?
· Что такое полуостров?
· Какое море омывает берега Аттики?
· Есть ли реки? Их много?
· Что представляет собой рельеф земли?
· Какой вывод мы можем сделать? Как Эгейское море могло повлиять на занятие древних греков? А горная местность и малое количество рек?
2 вопрос: Основные занятия населения.
Чтобы доказать правильность наших выводы, давайте обратимся к тексту документа, который лежит у вас на парте. Первый ряд попытайтесь в нем найти информацию, касающуюся земледелия, второй – скотоводства, а третий – ремесла жителей Древней Аттики.
А теперь давайте проверим и сделаем соответствующие записи в листах.
Попробовать повторить занятия древних греков со слайда.
3 вопрос: Управление Древнегреческим полисом.
Для того, чтобы сделать необходимые записи по следующему нашему вопросу, надо понять, что же такое «полис»? Посмотрите видеофрагмент и попытайтесь ответить на данный вопрос.
Теперь откройте учебник на странице 139 и сравните определение понятия «полис», которое дано там (в первом абзаце), с тем, которое мы только что определили, исходя из видеофрагмента.
В чем различны определения «город» и «город-государство»?
![]()
![]()
|
Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока: было ли довольно население Афин своим положением?