Урок № 13
Тема: Традиции семейного воспитания в России
Цель урока:
Познакомить с понятием "традиция", расширение знаний обучающихся о взаимосвязи традиций и семейного воспитания, определение значения духовного опыта поколений в воспитании детей.
Задачи:
-содействовать повышению интереса к истории своей семьи и семейным традициям;
-побудить к размышлениям об отношениях в семье;
- развивать чувство ответственности за семью и стиль семейно-повседневного общения, основанного на любви и взаимоуважении всех ее членов;
- формировать коммуникативные навыки, умения принимать коллективные решения.
УУД:
Образовательные
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов.
Воспитательные:
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Познавательные:
- определение темы урока;
- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
- применяют правила сотрудничества.
|
Планируемые результаты:
Предметные: - смогут составить представление о традициях воспитания детей разных народов в России и в своей семье;
Метапредметные: - научаться высказывать и отстаивать свое мнение;
- извлекать информацию из разных источников;
Личностные: - осознают сопричастность к истории своей страны;
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Методы: иллюстративно-репродуктивный, беседа, работа с иллюстрациями.
Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: Ноутбук, проектор
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой. Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.
Слова учителя:
- Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы продолжим говорить о важной теме: о семье. На прошлом уроке мы обсудили, что семья — оплот и сила государства. В семье соблюдают обычаи и сохраняют традиции веков. Семья играет важную роль в жизни государства, потому что в семье воспитывается новое поколение, более лучшее и свободное. Мы пришли к выводу, что семья и Родина понятия единые, что Родина начинается с семьи.
Вопрос: На каких духовных ценностях держится семья?
Ответ детей (любовь, дружба, забота, взаимопонимание и др.)
Слова учителя: Послушайте сказку:
Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь на небе можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то яркий, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки, почёму твой свет такой разный?
Звёздочка долго молчала, а потом ответила: «Свет мой становится тусклым, когда мне очень одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки. А ведь так хочется кого-то видеть и слышать рядом с собой»
«А в какие дни твой свет становится ярким?»- спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дороге, куда они так спешат».
«И ты узнала тайну спешивших странников?» - спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза светились в темноте от счастья и радости. Когда я спросила, чему он радуется, путник ответил: замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал, что дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз, я готов совершить даже невозможное. Вот с той самой поры я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?»
«А разве это возможно? – с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»
|
- Вам понравилась сказка? Все семьи разные, а чем они отличаются?
|
- Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
2.Актуализация опорных знаний.
Слова учителя:
Прочитайте пословицы и ответьте, о чем говорится в этих пословицах?
Пословицы о воспитании
Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
И к худу и к добру приучаются смолоду.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Что посеешь — то и пожнешь.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы по данной теме вы хотели бы найти ответы?
Запись в тетради темы: Традиции семейного воспитания в России.
Изучение нового материала. Беседа.
Слова учителя:
- Очень важно, чтобы в каждой семье были свои традиции. Что же такое «традиции»?
Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
- Ребята, вы провели дома исследовательскую работу о семейных традициях.
- Какие примеры семейных традиций вы можете привести? (Рассказы детей о семейных традициях).
- Послушаем сообщение о традициях в семье ногайского народа.
Сообщение ученика:
- В ставропольских ногайских семьях чтут свою историю, самобытную культуру, традиции, бережно хранят наследие предков. Один из красивых адатов ногайцев – молчание невестки, или обычай избегания, в быту называется «тиль тутыв», что в переводе с ногайского означает «язык держать». После свадьбы жена, оказавшись в семье мужа, по обычаю не может разговаривать с отцом мужа, матерью мужа, старшими братьями, сестрами и другими старшими родственниками. Таков обряд. Нарушить молчание она может, только если они сами разрешат. И здесь есть еще одна традиция: они при этом должны обменяться подарками. Что касается женщин, то они, как правило, сразу разрешают невестке говорить, здесь не так все строго, как с мужчинами. Обычно это происходит во время свадьбы, на церемонии в доме мужа. Данный адат поддерживается многими современными ногайскими семьями, проживающими в нашем районе. Смысл же традиции весьма глубокий, в этом мудрость предков, придумавших ее. Во-первых, этот ногайский обычай, как и многие другие, сводится к почитанию и уважению людей старшего возраста. Со стороны жены это дань уважения к родне мужа. Во-вторых, молчание невестки в данном случае выступает залогом крепкой и дружной семьи. Дело в том, что, если она молчит, значит, не может высказать недовольство или сказать что-то лишнее. Важно отметить, что в ногайской семье свекор и свекровь относятся к невестке очень бережно и уважительно. Традиция «тиль тутыв» не обижает женщину, а наоборот возвышает.
Сам же ногайский мужчина никогда не скажет при невестке лишнего, за что потом будет стыдно. Эта традиция дисциплинирует членов семьи в плане уважительного отношения друг к другу. Особенно это видно в больших семьях, где взрослые дети живут со своими семьями. А если в семье все чувствуют себя комфортно, то и ссор нет. Адат молчания невестки благотворно сказывается на микроклимате семьи и только скрепляет семейные узы.
Слова учителя:
- Тот, кто не уважает обычаи своего народа, своей семьи, не хранит традиции в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
Обратимся в прошлое и узнаем о традициях воспитания в русской семье в разных сословиях: дворянской и крестьянской. Карточки –задания с вопросами к тексту.
Дворянское воспитание.
Сразу после рождения деток отдавали на попечение кормилицы и нянек. В домах дети проживали отдельно от своих родителей. Жизнь текла отдельно от жизни родителей. Детей учили здороваться и прощаться, благодарить за обед, они целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить «ты» ни отцу, ни матери. Дети чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них». Главным мотивом дворянского воспитания в те времена было: «Любить Отечество своё и верою ему служить». Мальчиков с юных лет приучали к серьёзным физическим нагрузкам, воспитывающим силу и выносливость. Чаще всего дворянские дети получали образование, не выходя за пределы отчего дома, но даже в семье жизнь ребёнка была совсем не праздной: - строгая дисциплина, послушание родителям, следование жестокому распорядку дня. Большое внимание уделялось православному воспитанию. Утренняя и вечерняя молитва в дворянских семьях была обязательной. «Учебный план» молодого дворянина был насыщенным: латынь или греческий, французский язык, всеобщая и русская история, география, физика, астрономия, арифметика и геометрия, русская словесность, рисование и музыка. Авторитет отца был безусловным. Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Нарушить данное слово - значило раз и навсегда погубить свою репутацию. Демонстрировать чувства было не только не достойно, но и не прилично. Умение скрывать от посторонних глаз «мелкие досады и огорчения» считалось обязательной чертой воспитанного человека. Ещё одной важной составляющей была забота о нравственности.