Рекомендации логопеда на летний период
Уважаемые родители, вашему вниманию предлагаются упражнения на летний период, которые можно выполнять дома, на прогулке, в поездке и т.д.
Задание № 1 «Огород. Овощи»
1. Расскажите ребенку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с огорода собирают осенью. Рассмотрите овощи, закрепите названия овощей, обсудите их цвет и форму.
2. Предложите ребёнку игру «Жадина» - употребление названий овощей с местоимениями мой, моя, моё. Помидор - мой помидор.
3. Предложите ребенку игру «Назови ласково». Помидор – помидорчик и т.д.
Задание №2 «Осень»
1. Побеседуйте с ребёнком о времени года – осени. Повторите вместе с детьми осенние явления в природе: на улице холодно, пасмурно, часто идут дожди, дует ветер, листья на деревьях стали жёлтыми, красными (разноцветными), они опадают, начинается листопад, птицы улетают в теплые края, в садах и огородах собирают урожай овощей и фруктов, люди надевают теплую одежду.
2. Поиграйте в игру «Назови ласково» со словами: дождь, ветер, лист, дерево, туча, солнце. Дерево-деревце.
3. Предложите ребёнку игру «Один - много». Дождь - дожди. Используйте слова из предыдущего упражнения.
Задание №3 «Сад. Фрукты»
1. Вместе с ребёнком повторите названия фруктов - яблоко, груша, банан, лимон, апельсин, мандарин; закрепите обобщающее понятие – фрукты. Расскажите о том, что фрукты растут во фруктовом саду, на деревьях; когда фрукты созревают, их с деревьев срывают; расскажите, что готовят из фруктов: варят варенье, компот, выжимают сок.
2. Поиграйте в игру «Жадина»
Яблоко - моё яблоко. (используйте названия фруктов)
3. Поиграйте в игру «Четвёртый лишний»
Скажи, что здесь лишнее, почему:
а) лимон, банан, капуста, яблоко.
- «Лишняя капуста, потому что это овощ, а остальное – фрукты;
б) лук, помидор, морковь, апельсин.
в) мандарин, огурец, апельсин, груша.
Задание №4 «Лес. Грибы. Ягоды»
1. Побеседуйте с ребёнком о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или кустиках. Грибы растут под деревом, во мху, в траве. Повторите с ребёнком строение гриба (шляпка, ножка); какие бывают грибы:
- съедобные (боровик, сыроежка, лисичка, подосиновик)
- несъедобные (ядовитые) (мухомор, поганка).
2. Повторите с ребёнком названия ягод, которые растут в лесу: малина, клюква, брусника, земляника, черника.
3. Предложите ребенку игру «Один - много»
Слова: гриб, боровик, лисичка, сыроежка, мухомор, подосиновик.
Гриб – грибы.
4. Игра «Чего много в лесу?»
Слова: малина, клюква, брусника, земляника, черника.
В лесу много черник и.
Задание №6 «Одежда»
1. Вспомните вместе с ребёнком названия одежды: платье, юбка, сарафан, пальто, шуба, пиджак, рубашка.
2. Поиграйте в игру «Какая одежда?»
Одежда для детей – детская
Одежда для взрослых –
Одежда для женщин –
Одежда для мужчин –
Одежда, которую носим осенью (зимой, весной, летом) –
Одежда, которую запачкали –
Одежда, которую постирала мама –
3. Поиграйте в игру «Один-два»
Один карман - два кармана
Одна пуговица-
Один пояс-
Один рукав-
Один воротник-
Один манжет-
Задание № 7 «Мебель»
1. Рассмотрите картинки с изображением мебели: диван, кровать, стол, стул, табуретка, кресло, шкаф. Вспомните для чего нужен каждый предмет мебели (стул - чтобы сидеть),как они называются все вместе (мебель), части мебели.
2. Поиграйте в игру «Большой - маленький»
Кровать – кроватка
Слова: кресло, стул, стол, диван, шкаф, табуретка.
3. Игра «Что для чего?»
На чем можно сидеть? – Сидеть можно на стуле, на диване…
На чес можно лежать?
Куда можно убрать одежду?
Задание №8 «Посуда»
1. Рассмотрите картинки, вспомните вместе с ребенком названия:
чайной посуды - чашка, блюдце, чайник, сахарница, чайная ложка.
столовой посуды – мелкая и глубокая тарелка, столовая ложка, вилка, нож.
кухонной посуды – кастрюля, сковородка.
2. Используя названия предметов посуды, поиграйте в игру «Один - два-пять»
Одна чашка, две чашки, три чашки.
Задание №9 «Зима»
1. Вспомните и проговорите вместе с ребёнком приметы зимы.
2. Упражнение «Скажи со словом зимний»
Например, зимняя шапка
Слова: куртка, сапоги, развлечения, прогулка, день, месяцы.
3. Упражнение «Внимательные ушки»
а) хлопни, если услышишь звук [А]: А, У, И, А, У, А, А, С, У…
б) хлопни, если в слове первый звук [А] (взрослый произносит слова, выделяя голосом первый звук - «ууулица»: улица, аист, Аня, окна, астра, иголка, Ира, акула, игрушки, сумка, апельсин.
в) Потренируйте ребёнка в придумывании слов со звуком [А] в начале слова.
Задание №10 «Зимующие птицы»
1. Рассмотрите картинки с изображением снегиря, синицы, воробья, голубя, вороны. Вспомните и назовите части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост, лапки, на лапках четыре пальца, все покрыты перьями), чем питаются зимующие птицы. Закрепите обобщающее понятие – «зимующие птицы».
2. Поиграйте в игру «Назови ласково» со словами: синица, воробей, голубь, клюв, перо, хвост.
3. Игра «Внимательные ушки»
а) хлопни, если услышишь звук [у]: А, У, И, А, У, А, А, С, У…
б) хлопни, если в слове первый звук [у] (слова произносит взрослый, выделяя голосом первый звук): окна, уши, улица, озеро, упал, автобус, уха и т.д.
в) Потренируйте ребёнка в придумывании слов со звуком [У] в начале слова.
Задание № 11 «Продукты»
1. Рассмотрите картинки с изображением продуктов, вместе с ребёнком перечислите известные ему продукты:
· Молочные –
· Мясные –
· Хлебобулочные изделия –
2. Игра «назови блюдо правильно»
Салат из овощей (какой?)-
Каша из гречневой крупы-
Каша из рисовой крупы-
Запеканка из творога-
Котлета из мяса-
Котлета из рыбы-
Суп из овощей-
3. Игра «Какой звук первый»
Взрослый называет слова, ребёнок определяет первый звук в словах.
Слова: усы, умница, Африка, арка, Анна, улица, август, уточка и т.д.
Ребёнок отвечает полным предложением.
«Прочитайте» вместе с ребёнком:
([АУ]) ([УА])