Технология «Машина подготовок»




Сторожев Анатолий, 1993 г

 

Метапредметный курс «Обучение пониманию», часть 1: «понимание на материале литературного текста».

Цель: развитие способности понимания как одной из базовых способностей человека.

 

 

ПРОГРАММА "ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ"

Параллельные взаимосвязанные программы:

v Изба-читальня;

v Курс Арины Родионовны;

v Творческие мастерские, театр, поэтический клуб

1. Чтение. «Умение читать»:

1.1 Чтение букв и слогов (прямых, обратных и с примыканием).

1.2 Чтение слов (в том числе "трудных").

1.3 Чтение предложений с соблюдением необходимой интонации и пауз.

1.4 Чтение небольших текстов.

 

Загадки слова (погружение):

Загадки слов Русского языка.

Слово – символ образа. Смысл слова.

Откуда берутся слова?

Магия Слова:

· Предмет и имя предмета. Вещи и вещание.

· Человек и имя человека. Почему меня так назвали? Моё полное имя. Как мы реагируем на своё имя?

 

Мудрость слова (погружение):

Пословицы и поговорки, их смыслы.

Создание собственных пословиц.

Мудрые мысли в моей жизни (пишем их красивым почерком - делимся).

2. Осмысленное чтение на материале сказок и небольших рассказов. Умение извлекать скрытые смыслы — 7 уровней понимания.

2.1 Понимание 1-го уровня. Снятие и удержание сюжетной линии в форме знаковой конструкции (схемы событий, цепочки рассуждений и т.п.). Необходимо разбить текст на фрагменты, смысловые единицы и зафиксировать их в виде рисунка, схемы, графика (в зависимости от характера текста подбираются адекватные способы знаковой фиксации).

 

2.2 Понимание 2-го уровня. Выделение деятельностной структуры текста:

· как действий участников и событий (если есть);

· как последовательности операций (руководства, инструкции, рецепты…)

· как структуры разворачивающихся смыслов (например, при описании пейзажа, в философских размышлениях).

 

Различение события («яичко упало», «разбилось») и действия («мышка махнула хвостиком»). Схема улавливает возможную причину (пока это лишь гипотеза!) и следствие.

Здесь важно обсудить: кто и что фактически делал. Пока без ответа на вопросы – зачем и почему. Дел – бил. Мышка – бежала. И удержать в простейшей схеме.

 

2.3 Понимание 3-го уровня. «Точки удивления». Выделение деятельностных оснований действий и их фиксация в виде знаковой конструкции. Этот этап проходим в форме составления списка вопросов, недоумений — что в тесте показалось странным (вопросы задают участники, ведущий помогает оформлять):

· Почему дед с бабкой плачут, если сами хотели разбить яичко?

· Почему баба била яичко, если уже видела, что дед не разбил?

· Откуда курочка знает, какое яичко она снесёт?

· Почему мама (в рассказе Л.Н.Толстого «Косточка») запрещала сыну кушать сливы?

· Что на самом деле делала мама, оставив сыну наедине со сливами и запретив их кушать?

· Понимает ли папа, что он сделал на самом деле?

· и т.п.

 

Пока вопросы остаются без ответов — до проработки понятий (4 уровень). Но уже готовится база для получения ответов на вопросы 2-го порядка:

· С какой целью совершаются действия (либо действия не имеют цели?);

· Осознают ли действующие лица свои цели?

· Почему совершаются эти действия, осознают ли герои свои основания?

 

2.4 Понимание 4-го уровня. Работа с понятиями. Понятия как содержательная основа текста, структурирующая сознание персонажей.

 

Уже при работе на 2-3 этапах начинаем выделять из текста ключевые понятия, выписывая их отдельным списком. Зачастую эти понятия-ключи автором не названы, а описаны их проявления («Ваня покраснел»... «Все засмеялись» и т. п.). Теперь необходимо раскрыть содержание этих понятий, в том числе — вне контекста произведения:

 

Ваня побледнел (рассказ «Косточка»). Почему? Гипотеза: испугался. А что такое испуг? Чем, например, отличается от страха? Вам приходилось пугаться? Как это происходит?

 

Ваня покраснел как рак. Почему? Гипотеза: стало стыдно. А что такое стыд? Вы испытывали это чувство? Как это происходит? Как со стыдом связано чувство вины? Совесть?

 

Описание сознания действующих лиц: какие «знаковые конструкции» управляют их действиями (страх, зависть, хвастовство… - как это «работает»?). Как устроено «сознание» зайца, волка, медведя? Как устроено «сознание» Колобка, если лисица всё же съедает его на последнем этапе? Как устроено «сознание» лисицы? Как происходит столкновение подобных знаковых конструкций? В какой «картине мира» находятся эти персонажи? Встречаем ли мы подобные конструкции в жизни? Кто управляет нашими страхами? Нашей завистью? Нашим хвастовством? Нашим стремлением к материальному благополучию? Как он это делает? Зачем (или почему) он это делает?

 

2.5 Понимание 5-го уровня. Построение ответов на вопросы, появившиеся на 3 уровне понимания. Используем содержание понятий 4-го уровня.

 

2.6 Понимание 5-го уровня. Вскрытие позиции автора. Что он нам этим текстом хотел сказать? Сделать? Понимал ли Л.Н.Толстой, о чём он рассказал на самом деле в рассказе «Косточка»? Что хотел нам сообщить неведомый автор «Курочки Рябы»?

 

2.7 Формирование позиции читателя: что практичного мы извлекли из этого текста? Какие смыслы построили? Понятия? Какие сделали выводы лично для себя?

 

Пояснения:

1. Умение выделять и фиксировать неявные смыслы письменного и устного текста – одно из важнейших качеств образованного человека. Это и защита от манипуляций сознанием, и возможность читать «между строк», и способность разговаривать на уровне оснований.

 

2. В зависимости от характера текста схема понимания может изменяться. Могут не понадобиться все 7 уровней, а могут потребоваться и дополнительные. Может оказаться, что на первых этапах анализа встретятся ложные представления автора и надо будет понять – это ошибка или умысел (причем, не обязательно злой).

 

3. Материалом для данной программы могут служить тексты:

· Сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие

· Рассказы Л.Н.Толстого «Косточка», «Прыжок» и другие

· Басни И.А.Крылова

· Притчи

· Рассказы А.П.Чехова «Пересолил», «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и другие

· Диалоги Сократа (Платон)

 

В дальнейшем технику понимания можно совершенствовать на других, в том числе более сложных текстах:

· Любой из текстов Секста Эмпирика (например, «Существует ли место?»)

· Другие философские тексты, выборочно

· Инструкции (например, по сборке моделей), учебники и пособия по прикладным искусствам и т.п.

· Газетные статьи на любые политические темы

· Фрагменты выступлений государственных лидеров

· и т.п.

 

В каждом случае необходимо добиваться фиксации смыслов в виде понятий, схем, знаковых конструкций.

 

Важно! Данная техника понимания не перекрывает и иных способов отношения к тексту. На предмете «Литература» учащийся осваивает различные приёмы проникновения в художественные тексты. Так, например, известным педагогом Е.Н.Ильиным был разработан блестящий способ работы с текстом – «приём – вопрос – деталь». Многие литературные произведения вообще не требуют аналитического подхода, достаточно насладиться красивым языком (такое отношение удерживается, например, на курсе Арины Родионовны). Однако, подход, усвоенный в данной программе, поможет учащемуся в дальнейшем в понимании любых литературных произведений – от «Ревизора» до «Братьев Карамазовых». Предложенный «герменевтический» метод достаточно универсален.

 

Время освоения данной программы рассчитывается следующим образом. На первую часть, «Чтение», отводится от 1 до 3 месяцев, в зависимости от уровня подготовки учащегося. Погружения – от 2 до 4 дней. На выработку схемы «осмысленного чтения» (семь уровней понимания) уходит около двух месяцев. Для формирования достаточно развитого навыка понимания потребуется ещё 3-5 месяцев регулярных занятий. Таким образом, данная программа в неспешном режиме осваивается максимально за 1 учебный год. После этого можно переходить к учебному предмету «Литература».

1.Не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: