Проект Всемирного банка «Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России»




Данный проект Всемирного банка, реализуемый при финансовой поддержке Фонда социального развития (Япония), осуществлялся по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и в координации с Министерством регионального развития РФ. Он был достаточно продолжительным: июнь 2004 – апрель 2007 гг. Работа проходила в трех регионах: в Пермском крае, Пензенской области и Республике Адыгея в 30 пилотных муниципалитетах на уровне сельских поселений и районов.

Цель проекта: Укрепление местного самоуправления путем развития формальных и неформальных институтов вовлечения населения в процесс принятия решений по распоряжению местными ресурсами и повышение качества услуг, оказываемых сельскому населению, через развитие навыков управления.

Деятельность по проекту включает в себя четыре компонента.

Подготовка к реализации проекта: составление детального плана-графика реализации, разработка механизмов и критериев выбора территорий, субподрядчиков для выполнения отдельных работ в рамках проекта;

Обучение и консультационная поддержка пилотных сельских муниципальных образований (СМО) по фискальным и финансовым вопросам формирования бюджета, социальным аспектам экономического развития села;

Обучение и консультационная поддержка пилотных СМО по правовым вопросам местного самоуправления. Техническая поддержка (поставка офисного оборудования и помощь в создании информационной сети между пилотными муниципалитетами);

Мониторинг качества предоставления услуг сельскому населению и оценка влияния проекта на повышение эффективности предоставления услуг. Распространение результатов проекта.

Проект реализовывался российским представительством британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation - CAF в России и материалы опубликованы в трех книгах [235].

1. «Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России» [книга на англ. языке и на рус. языке]

2. Материалы семинаров, призванных обучить органов МСУ, сельских муниципальных консультантов и активных сельских жителей успешным практикам гражданского участия. Семинары были проведены в рамках проекта по следующим темам:

· Гражданское участие. Как проводить общественные собрания

· Планирование бюджета с привлечением всех заинтересованных сторон

· Планирование действий по улучшению качества услуг

· Бюджет поселения и формирование бюджета

Данная публикация будет полезна специалистам в области местного самоуправления, сельским муниципальным консультантам, представителям органов местного самоуправления, а также гражданам, которые хотят активно участвовать в работе местного самоуправления. Авторы материалов по семинарам – Институт городских исследований (Вашингтон) в консорциуме с Институтом экономики города (Москва) и Институтом городских исследований (Албания).

3. Сборник статей [на англ. и на рус. языке] издан в 2003 году в рамках пилотного проекта "Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России"[236].

В апреле 2007 г. пилотный проект завершился. Главной задачей проекта были внедрение в участвующих муниципалитетах методов бюджетирования с участием общественности, организация обучения сельских муниципальных консультантов и муниципальных юристов, а также координация действий различных доноров. Дополнительная информация о текущих мероприятиях размещена на сайте проекта, созданного под эгидой CAF-Россия [237].

Анализ результатов проекта«Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России». В результате для российских участников были даны ряд определений.

Гражданское участие - это партнерство органов власти и граждан в решении задач, стоящих перед сообществом. Оно повышает эффективность работы, ограничивает произвол и коррупцию, способствует подотчетности и ответственности органов власти, делает более открытым процесс принятия решений.

Участие граждан в решении общих проблем сообщества - это и есть самоуправление:

o Органы власти не могут быть в курсе всех нужд и потребностей граждан.

Органы власти должны быть подконтрольны и подотчетны гражданам не только на словах (должны быть процедуры).

o Граждане могут точно формулировать свои нужды и подсказать хорошие решения. Граждане могут помочь органам власти в определении приоритетов.

Партнерства не возникают одномоментно, и поэтому стоит говорить о «лестнице участия»:

  • информирование (односторонняя связь).
  • консультирование (двусторонняя связь)
  • партнерство (жители участвуют в принятии решений)
  • полноправные хозяева (общество само принимает решение, составляет и реализует планы)

Формы местного участия могут быть различны:

  • местный референдум
  • собрание по выявлению общественного мнения
  • сход граждан
  • фокус группы
  • публичные слушания
  • публичные отчеты / опросы общественного мнения
  • участие в мониторинге и контроле
  • многое другое.

 

Опыт показывает, что одного общественного собрания, которое требуется законом о местном самоуправлении и Бюджетным кодексом недостаточно, для того, чтобы наладить взаимопонимание между гражданами и местной администрацией.

Применительно к российским поселениям, проектом было предложена организация многоэтапного процесса взаимодействия:

Собрание по выявлению общественного мнения.

1. Отчет рабочей группы. Доклад главы поселения.

Выработка согласованного списка приоритетов.

2. Публичное слушание бюджета на следующий год.

3. Разработка планов действий по решению приоритетных задач поселения.

4. Участие и вклад всех заинтересованных сторон.

5. Доклад главы администрации о ходе исполнения бюджета.

6. Планирование бюджета на следующий год.

По мере необходимости – в ходе разработки и публичного слушания бюджета.


Приложение Л



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: