Урок 3.06. Тенденции развития литературы на рубеже веков




Урок 3.06. Тенденции развития литературы на рубеже веков

(Конец ХIХ - начало ХХ века)

Срок сдачи 8 июня

1. Посмотрите урок на тему «Тенденции развития литературы на рубеже веков» (Конец ХIХ - начало ХХ века) в ресурсе РЭШ:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5619/main/14807/

Если ссылка не активизируется, скопируйте её и вставь её в поисковик.

! Если у вас нет возможности посмотреть фильм, воспользуйтесь справочным материалом, представленным в уроке! (Теоретический материал для самостоятельного изучения)

2. Выполните предложенные там тренировочные задания. Перенесите некоторые из этих заданий в листы ответов. Оформите работу в документе Word и перешлите мне в VK или по электронной почте: mnikolaeva.2805@gmail.com

3. Ответьте на вопросы по фильму:

Что становится главным импульсом к значительным изменениям в жизни людей в начале XX века?

Ответ:_____________________________________________________________

Какому направлению свойственны такие черты, как достоверное воспроизведение действительности, особый интерес к социальной тематике, субъективность?

· Критическому реализму

· Футуризму

· Народничеству

3) Назовите писателей- реалистов:

_______________________________________________________________

Какое идеологическое направление в литературе этого времени лишнее?

  · Народничество
  · Марксизм
  · Символизм
  · Толстовство

5) Подставьте термины к правильным определениям:

Общее обозначение нереалистических направлений в искусстве -_______________.

Основное всех этих направлений в литературе – это совершенствование внутреннего мира человека, который становится активным_____________.,

___________________и_______________________________ в культуре и стране – общее настроение рубежа веков.

Слова, которые надо вставить:

· декаданс

· участником истории

· Ощущение переворота

· глобальных изменений

Восстановите последовательность отрывка стихотворения А. Блока «Авиатор».

Ночной летун, во мгле ненастной

Грядущих войн ужасный вид:

Земле несущий динамит?

Иль отравил твой мозг несчастный

7) В начале XX века широкое распространение получают модернистские течения, наиболее значительные среди них:
1._______________________________

2.______________________________

3._____________________________

Вставьте пропущенные слова в текст.

В начале XX ______________ в России стремительно____________.

Художественные________________________ открывают собственные печатные_____________

В журналах впервые соединяется актуальная_________________ и изобразительное искусство.

Слова, которые надо вставить:

· публицистика

· развивается

· объединение

· издания

· литература

Восстановите последовательность отрывка стихотворения К. Бальмонта.

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество —

Моя пустынная душа.

Я ненавижу человечество,

Как называется произведение Антона Чехова, где среди героев выступают душевнобольные люди?

  · «Человек в футляре»
  · «Вишнёвый сад»
  · «Палата № 6»

Подчеркните понятия, которые раскрывают сущность модернизма.

Совершенствование внутреннего мира человека

· «чистое» искусство

· принцип «партийной литературы»

· достоверное воспроизведение действительности

Каким периодом стал рубеж веков для литературы и искусства?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Справочный материал.

Тенденции развития литературы на рубеже веков. (Конец ХIХ - начало ХХ века)

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Эстетическая концепция модернизма;

2. Историческая и культурная ситуация, основные события культурной жизни в России, научно-технические достижения конца XIX – начала XX веков и их влияние на литературу;

3. Основные постулаты идеологии Народничества.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На рубеже ХIХ-ХХ веков Россия стоит на пороге значительных перемен. Неотвратимость изменений в политической жизни и напряжённость в обществе активизирует новый этап в искусстве. Современники и историки по-разному высказываются об этом времени.

Максим Горький пишет: «Новый век будет воистину веком духовного обновления, многие испытают великие мучения, — множество погибнет людей, но ещё больше родит их земля, и — в конце концов —одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека».

В одной из своих статей Александр Блок говорит: «Я позволяю себе…указать на то, что уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900, что самое начало столетия было исполнено существенными предчувствиями…».

А вот слова Льва Толстого о рубеже веков: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей, и начала другой веры, другого мировоззрения, другого способа общения людей».

Главным драйвером к значительным изменениям в жизни людей эпохи начала ХХ века становится стремительный технический прогресс.

Мир становится удобнее, но опаснее. Это рождает чувство нестабильности и беспокойства, которое отражает искусство. Художники нередко представляют объекты технического прогресса как диковинных мифических персонажей, наделяя их разумом и сверхспособностями. Вот строки Александра Блока:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!..

…Что ж, человек?

–За рёвом стали,

В огне, в пороховом дыму,

Какие огненные дали

Открылись взору твоему?

Искусство конца XIX начала XX века тесно связано с новыми политическими и философскими идеологиями: народничеством, марксизмом, ницшеанством. Авторы ищут новаторские решения, опираясь на творческое наследие классиков. В 1892 году Антон Чехов публикует неожиданный для своего времени сборник «Палата № 6», персонажами которого становятся пациенты клиники для людей с психическими отклонениями.

Достоверное воспроизведение действительности, особый интерес к социальной тематике, изучение связи между развитием личности и социальной средой, характерные для реалистических течений, присущи литературе конца ХIХ — начала ХХ веков.Яркие представители реализма: Максим Горький, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Иван Бунин, Александр Куприн.

Однако в этот период появляется большое количество других литературных направлений: достаточно часто звучат декадентские мысли об обречённости человека и неминуемой гибели цивилизации. Константин Бальмонт пишет:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша…

Причинами проявления декаданса на рубеже веков литературоведы связывают всё с тем же стремительным развитием цивилизации, изменением условий человеческого существования. Открытия в различных отраслях науки и техники порождают ощущение отчуждённости человека в мире, утраты нравственных идеалов и веры в будущее.

В начале XX века широкое распространение получают модернистские течения, наиболее значительные среди них: символизм, футуризм и акмеизм. Видные представители: Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Валерий Брюсов, Александр Блок, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Владимир Маяковский. Они верят в развитие нового «чистого» индивидуального искусства, человек становится активным участником гражданского общества и исторических процессов.

В 1905 году Владимир Ленин обозначает принцип «партийной литературы», которая «не может быть индивидуальным делом». Писатель рассматривается как представитель определённого класса, приверженец тех или иных партийных взглядов. Сама литература воспринимается как форма агитации и пропаганды, становится орудием в политической борьбе.

Многие деятели культуры того времени выступают против этой идеи. Вчастности, Валерий Брюсов отвечает Ленину: «...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, — вы враги прогресса, вы наши враги». Эту идеологию критикует и публицист Дмитрий Философов, он говорит, что это — «насилие над идеями, гнёт над человеческой мыслью».

В начале XX публицистика в России стремительно развивается. Художественные объединения открывают собственные печатные издания. В журналах впервые соединяются актуальная литература и изобразительное искусство. На страницах «Нивы» и «Огонька» мы видим первую рекламу, для разработки которой привлекаются поэты новой волны.

Таким образом, рубеж XIX - XX веков для русской литературы становится периодом переосмысления, поиска новых форм. Он оставляет после себя яркие имена и произведения. Писателей этого периода объединяет отрицание обыденности. Воздух наполнен духом творческой и гражданской свободы.

 

Тезаурус

Акмеизм – искусство совершенно точных и взвешенных слов, противостоящее символизму.

Декаданс – общее обозначение нереалистических направлений в искусстве.

Критический реализм XIX века – вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой

Модернизм – понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Народничество – система взглядов мелкобуржуазной, крестьянской демократии в России.

Толстовство – религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX - начала XX веков. Возникло в 1880-х годах под влиянием религиозно-философского учения Льва Толстого.

Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие.

Список литературы

Основная литература:

  1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.— 415 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Акмеизм.https://www.litdic.ru: Литературный словарь. URL: https://www.litdic.ru/akmeizm/ Дата обращения: (08.09.2018)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: