Формирование доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2008 - 2010 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2007 году.
При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.
Формирование доходов федерального бюджета на 2008 - 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, учитывало преобразование Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.
Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят: в 2008 году – 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2009 году и 2010 году 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно. Прогноз поступления доходов с учетом формирования нефтегазовых доходов приведен в приложении №3.
Доходы федерального бюджета в 2008 году прогнозируются в размере 6673,2 млрд. рублей, или 19,14% к ВВП (см. прил. №4).
В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4200,7 млрд. рублей (12,05% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета – 2471,2 млрд. рублей (7,09% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 1,3 млрд. рублей.
По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета 2007 года прогнозируемые в 2008 году доходы увеличатся на 424,1 млрд. рублей.
Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 501,8 млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:
- рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;
- изменение объемов импорта – на 144,2 млрд. рублей;
- увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых и прочих объемных показателей – на 115,1 млрд. рублей;
- изменение структуры объемных показателей – на 6,8 млрд. рублей;
- изменение экспортных цен на газ природный – на 2,3 млрд. рублей.
Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:
- изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 74,2 млрд. рублей;
- изменения объемов экспорта – на 9,7 млрд. рублей;
- снижения курса рубля по отношению к доллару США – на 6,2 млрд. рублей.
Изменения основных макроэкономических показателей 2008-2010 гг приведены в таблице (см. прил. №5).
Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей. В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей.
Доля доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте в 2008 году составит 19,14% и по сравнению с 2007 годом снизится на 1,24 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства – на 0,67% к ВВП, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов – на 0,57% к ВВП.
Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на 2009 год и 2010 год в сумме 7421,2 млрд. рублей (18,80% к ВВП) и 8035,2 млрд. рублей (18,07% к ВВП) соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.
Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 год - необходимости его принятия. Правительство Российской Федерации должно стать организующим центром этой работы.
По сравнению с параметрами, утвержденными Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 716,2 млрд. рублей, т.е. равными 6249,2 млрд. рублей. Следствием этого является изменение макроэкономических факторов (469,6 млрд. рублей) и налогового законодательства в 2006 году (246,6 млрд. рублей). По оценке основное снижение доходов ожидается по поступлениям от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин.
В своей работе я также рассмотрела прогнозирование о формировании доходов федерального бюджета на 2008 - 2010 года, которое осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2008 - 2010 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2007 году. Прогноз будущих доходов радует, если, конечно, не будет никаких серьезных изменений, которые повлекут за собой снижение ожидаемых федеральных доходов. Доходы федерального бюджета в 2008 году прогнозируются в размере 6673,2 млрд. рублей, или 19,14% к ВВП. По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета 2007 года прогнозируемые в 2008 году доходы увеличатся на 424,1 млрд. рублей. Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей. В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на 2009 год в сумме 7421,2 млрд. рублей (18,80% к ВВП) и 2010 год в сумме 8035,2 млрд. рублей (18,07% к ВВП).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борзунова, О.А. Правовые вопросы совершенствования налоговой системы/ О.А. Борзунова// Финансы.- 2005.- №7.- С. 34-36.
2. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2000.- 527с.
3. Иванова, М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ/ М.В. Иванова// Финансы.- 2006.- №3.- С. 24-26.
4. Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и статистика- 1999.
5. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 254с.
6. Министерство финансов России /Электронный ресурс/- Режим доступа: https:// www1. minfin.ru/ budjet/ budjet. htm.- Заглавие с экрана
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).- Екаринбург: ООО ИЦ «Терминал Плюс»,- 2007.- 276 с.
8. Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.- 512с.
9. Тишкина, Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов/ Л.Е. Тишкина// Финансы.- 2006.- №9.- С. 7-10.
10. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 г. »
11. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 г. »
12. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2000.
13. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы
и статистика, 2002.
14. Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 512с.
15. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ Под ред. проф. В.В. Ковалева.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.- 512с.
16. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 384с.
17. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие (с применением структурно-логических схем).- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.- 452с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
2006 год | ||
Неналоговые доходы | 1 044 080 434,0 | |
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности | 556 862 490,0 | |
2.Проценты за пользование денежными средствами бюджетов | 89 813 850,0 | |
3.Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале | 467 048 640,0 | |
4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности | 245 864 636,0 | |
5.Доходы от сдачи в аренду земельных участков | 699 000,0 | |
6.Доходы от сдачи в аренду иного имущества | 37 510 036,0 | |
7.Административные сборы и платежи | 69 528 705,0 | |
8.Доходы от оказания платных услуг | 95 630,0 | |
9.Компенсации затрат государства | 22 620 960,0 | |
10.Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности | 32 512 400,0 | |
11.Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества | 82 897 905,0 | |
12. Административные штрафы и экономические санкции, удержания | 102 984 438,0 | |
13. Прочие неналоговые доходы | 138 368 870,0 |
Приложение №2