ЭТАПЫРАБОТЫ
Вступление. Подготовка к восприятию фильма.
- На нашей планете живут миллионы людей. Все они разные: по характеру, по внешности, по отношению к жизни. [2 слайд]
- Каждый день человек совершает множество разных поступков, хороших и плохих.
- Кто из вас совершал хорошие поступки? Какие? (Ответы детей.)
- А кто совершал плохие поступки? Определите, какие поступки хорошие, а какие плохие. [3 слайд]
- Какое чувство вы испытывали после совершения плохих поступков?
Чувство вины, стыда.
- Иногда человек не задумывается о последствиях своего поступка, идёт на поводу своих желаний, эмоций. Бывает и наоборот: он продумывает всё до мелочей.
- Кто несёт ответственность за свои поступки?
Человек, который их совершает, и никто другой.
Создание доверительной атмосферы в группе.
- Сегодня мы с вами будем смотреть 2 серию сериала «ОСД», которая называется «Друг в беде не бросит». Этот короткометражный фильм снят по
одноименному рассказу Елены Дубровской из её книги «Детская книга о самом главном».
[4 слайд: обложка книги, фото писательницы]
Задание, фиксирующее внимание на теме.
- Смотрите фильм внимательно. Подумайте, почему фильм назвали
«Друг в беде не бросит»? Определите главную мысль и тему фильма. Чему он учит, для чего был создан этот фильм?
Просмотр фильма.
Спонтанное обсуждение.
- Поднимите руки, кому понравился фильм? Как вы поняли тему фильма? (Ответы детей.)
- Какие чувства вы переживали в момент просмотра фильма?
- Какой эпизод вам понравился больше всего?
- Как зовут главную героиню фильма?
- Чем увлекалась Кристина?
Коллекционировала наборы кукол Барби.
Обобщение результатов обсуждения.
|
- Какие качества характера мы видим у Кристины в начале фильма?
В ходе обсуждения качества характера Кристины записываются на доске и помечаются знаками «+» (положительное качество) и «–» (отрицательное качество).
Кристина:
(–) эгоистка (думает о своём хобби, о своих желаниях, а не о помощи маме); (–) вороватая (украла деньги, хотя знала, что они отложены маме на операцию);
(–) безвольная (не может противостоять своим желаниям; желания руководят ею, а не она ими);
(–) трусливая (узнав, что операция назначена на завтра, не признаётся маме в своём поступке);
(+) добрая, отзывчивая (переживает за маму).
- Что происходит в душе Кристины, когда она узнаёт, что мамина операция назначена на завтра? Почему?
Девочка очень расстроилась. Она поняла, что поступила очень плохо, украв деньги. По её вине операция не состоится.
- Почему Кристина сама не признаётся маме в своём поступке?
У неё не хватает силы воли, она безвольная, трусливая.
- Что значит «безвольная »?
У неё нет силы воли, она не противостоит своим желаниям.
- Как вы понимаете, что такое «сила воли »? [5 слайд]
- Видит ли Кристина выход из создавшейся ситуации?
Нет, она только плачет.
- Как вы думаете, почему же она плачет?
Ей стыдно за свой поступок, она переживает. В душе она осудила свой поступок, но сама ничего не делает, чтобы исправить ситуацию.
- За кого переживает Кристина: за себя или за маму? (Ответы детей.)
- Если Кристина переживает за маму, то каким положительным качеством характера она обладает?
Отзывчивостью, добротой.
- Кто приходит на помощь Кристине? Как отнеслись ребята из «ОСД» к поступку Кристины?
|
Девочки выслушали и предложили решение проблемы.
- Какова была реакция Семёна?
Он её осудил, возмутился: «Ну и ну, сюрприз! Денег не хватает, и дочь
– воровка. Почему я должен ей помогать?»
- При каком условии ребята согласились помочь Кристине? Кристина должна принести маме деньги и во всём признаться.
- Почему у ребят было такое условие?
Кристина сама виновата в создавшейся ситуации. Ребята заработают деньги, а исправлять ситуацию должна сама Кристина.
- Как ребята заработали деньги?
Они читали на улице стихи.
- Кто стал читать стихи вместе с ними?
Девочка Диана, проходившая мимо.
- Чему она удивилась?
Зачем помогать Кристине, если она воровка?
- Как вы думаете, почему они это делали?
Они помогали Кристине исправлять плохие черты её характера. По словам самой Кристины: «Чтобы на одного честного человека стало больше…».
7. Подведение итогов (схема дополняется на доске).
- Как вы думаете, удалось это ребятам или нет? (Ответы детей.)
- Давайте вспомним Кристину в конце фильма. Какие качества характера у неё проявились?
Дополняя прежнюю схему, учитель так записывает качества характера Кристины, чтобы они составляли пару.
Кристина:
(–) эгоистка (+) добрая, отзывчивая, заботливая (читает маме книгу)
(–) воровка (+) честная (признаётся в воровстве)
(–) безвольная (+) волевая (согласилась на условие ребят
признаться во всём маме)
(–) трусливая (+) смелая (разговор с мамой)
- Посмотрите на доску. Получилось у Кристины в этой ситуации победить свой эгоизм, безволие, трусость?
|
Да, получилось. Мы видим начало духовного роста девочки. После трудного разговора с мамой Кристина испытывала радость, душа её облегчилась. Радостная, она вышла к ребятам на улицу.
- Чему продолжает учиться Кристина?
Она продолжает бороться со своими эгоистическими желаниями, воспитывая силу воли. [6 слайд]
- Какова главная тема фильма? Чему он учит?
Не надо осуждать человека, надо помочь ему всё исправить. Духовный рост человека заключается в том, чтобы побеждать плохие качества своего характера, искоренять плохие поступки, работать над собой. [6-7 слайды]
- Вспомните свои поступки, которые вы совершали. Всегда ли они были хорошие? Задумывались ли вы о последствиях своих поступков? Хватало ли вам смелости исправлять свои плохие поступки, признаться в них? Извиниться? Плохие поступки никогда не поздно исправить. Тут каждому есть, над чем задуматься…
Рефлексия.
- Напишите отзыв о фильме и нарисуйте иллюстрацию к эпизоду, который вам понравился больше всего.