Проблема материализации теории




Для того чтобы теория материализовалась, объективировалась, необходимы определенные условия:

1. Теория, даже самая общая и абстрактная, не должна быть расплывчатой, здесь нельзя ограничиваться "прощупыванием наугад".

2. Теория должна дать идеальную форму будущего предмета (процесса), тот образ будущего, которое и будет достигаться в ходе практической реализации теории, набросать общие контуры этого будущего, наметить и обосновать основные направления и формы движения к нему, пути и средства его объективации.

3. Наиболее практичной является теория в ее самом зрелом и развитом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее на самом высоком научном уровне, постоянно, глубоко и всесторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и явления жизни, практики.

4. Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего не изменяет и изменить не может. Она становится материальной силой лишь тогда, когда "внедряется" в сознание людей.

5. Практическая реализация знания требует не только тех, кто будет осуществлять воплощение теории в практику, но и необходимых средств воплощения - как объективных, так и субъективных. Это, в частности, формы организации общественных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и х д.

6. Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а процессом, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи.

7. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна практическая реализация теоретических идей, тем более таких, которые несут в себе необходимость прогрессивных социальных преобразований.

8. Чтобы теория стала не только способом объяснения, но и методом изменения мира, необходимо нахождение эффективных путей трансформации научного знания в программу практических действий. А это требует соответствующей технологизации знания.

 

Постановка проблемы - начало любого исследования. Самые наивные, "детские" вопросы ("Почему небо голубое?") являются прототипами проблемы. Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Приведем философскую трактовку понятия "проблема". "Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес" (Философский энциклопедический словарь, 1989). В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением или обнаружение "дефицита", нехватки информации для описания или объяснения реальности. Как правило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения. Можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

- выявление дефицита информации в научном знании о реальности;

- описание проблемы на уровне обыденного языка;

- формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

С проблемой связаны объект и предмет исследования.

Объект исследования - это достаточно широкое психологическое явление или область. Понятие "предмет исследования" значительно?же и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в дипломной работе. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. Приведем конкретный пример определения объекта и предмета дипломного исследования. Тема работы - "Психологические особенности учащегося и его социальный статус". Объект исследования - личностные и социально-психологические особенности учащихся подросткового возраста. Предмет исследования - взаимосвязь самооценки, тревожности и социального статуса подростка в группе.

Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть. Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором дипломной работы. Так же как и проблема, объект и предмет исследования первоначально формулируются совместно с научным руководителем.

Следующий элемент, который необходимо сформулировать - цель исследования. Существенная особенность цели как элемента методологического аппарата состоит в том, что она объединяет и концентрированно выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимосвязи. Иначе говоря, цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении дипломной работы. На примере приведенной выше темы дипломной работы цель может быть сформулирована следующим образом: определить (выявить) связь статусного положения подростка в группе с уровнем его самооценки и тревожности.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования.Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения: одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:

- провести анализ теоретических подходов по проблеме агрессивности детей и подростков;

- проанализировать психологическую литературу по проблеме отклоняющегося поведения;

- раскрыть и конкретизировать сущность понятия "профессиональное самосознание студента".

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например:

- провести диагностику психологических особенностей личности детей с девиантным поведением;

- изучить особенности межличностного взаимодействия подростков.

Третья задача имеет прикладной характер, направлена на подтверждение гипотезы исследования. Например:

- выявить взаимосвязь самооценки, тревожности и социального статуса учащихся подросткового возраста;

- выявить возрастные различия в агрессивности и враждебности подростков;

- выявить особенности профессионального самосознания студентов педагогического вуза.

Четвертая задача имеет прикладной и рекомендательный характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования на практике. Например:

- разработать рекомендации по формированию позитивной Я-концепции будущих педагогов, повышению их профессиональной самооценки;

- разработать коррекционную программу, направленную на снижение агрессивности и враждебности младших подростков.

Одновременно с задачами формулируется гипотеза исследования- совокупность предположений, которые должны быть проверены в ходе исследования. Истинность предположений, которые составляют гипотезу, подлежит проверке, поскольку они могут быть как истинными, так и ложными, ошибочными. Поэтому дальнейшее исследование выстраивается так, чтобы проверить и подтвердить истинность каждого положения гипотезы. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой. По логической структуре она может иметь линейный (выдвигается и проверяется одно предположение) или разветвленный (состоит из нескольких предположений) характер. Основные требования к гипотезе:

- не должна содержать понятий, еще не известных науке;

- не должна противоречить ранее доказанным фактам;

- не должна объяснять уже известные факты;

- не должна сопровождаться исключениями;

- должна быть верифицируемой (проверяемой) на данном уровне теоретического и практического знания.

Приведем примеры постановки гипотез в выпускных квалификационных работах. Например, тема работы "Психологические особенности учащегося и его социальный статус". Гипотезы:

существует взаимосвязь между статусным положением подростка и его самооценкой;

высокий уровень тревожности связан с позициями лидера/аутсайдера.

Приведем еще один пример. Тема дипломной работы - "Особенности личности и социального взаимодействия детей с девиантным поведением". Гипотеза - дети и подростки с девиантным поведением отличаются специфическим комплексом личностных черт и межличностных отношений. Им свойственны повышенный нейротизм, акцентуации характера, повышенный уровень агрессивности и враждебности

Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2012. - 208 c.

Б., С. Волков Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие / Волков Б. С., H. B. Волкова. - М.: КноРус, 2014. - 344 c.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: