Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции.




Лекция 3. Тема: «Творчество Ф.М. Достоевского»

1. Наследие Достоевского и наша современность.

2. Откровение о человеке в творчестве Ф.М. Достоевского. Художественные открытия писателя. Своеобразие художественного метода.

3. Творчество Достоевского 1850-х - первой половины 60-х гг. Новая концепция личности. Художественное исследование психологии «подпольного человека» («Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья»).

4. «Преступление и наказание» (1866) - роман об абсолютной ценности человеческой личности.

5. Достоевский – «творец полифонического романа» (М.М. Бахтин).

6. Проблема «положительно прекрасного» человека в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (1868).

7. Роман «Бесы» - вечное предостережение.

8. Роман «Подросток» как «роман воспитания». Проблема «случайного семейства» в романе.

9. Братья Карамазовы» (1879-1880) - роман итогов. Полифонизм романа и его христианский смысл.

10. Ф.М. Достоевский о всемирном значении творчества А.С. Пушкина.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции.

При изучении этой весьма важной темы следует обратить внимание, прежде всего, на актуальность творчества писателя, на подключение его творческого наследия к духовному опыту каждого человека.

Ф.М. Достоевский уникален в мировой культуре. Это писатель-философ (В. Зеньковский, Б. Тарасов). В его творчестве раскрываются важнейшие фундаментальные противоречия человеческого бытия. Он глубже чем кто-либо из русских писателей сумел проникнуть в глубины человеческого сознания. Писатель утверждает свободу как глубочайший метафизический корень, как основную ценность и в то же время как крупный камень преткновения в жизни людей.

Достоевский оказал значительное влияние на становление и проблематику русского религиозно-философского ренессанса, который во многом способствовал проникновению читательского сознания в труднейшие и противоречивые вопросы, поднимаемые писателем в своем творчестве. Поэтому важным для студента-филолога является обращение к основополагающим работам В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского и др.

Необходимо уяснить своеобразие художественного мира и метода писателя, «реалиста в высшем смысле», изображающего «все глубины души человеческой» (Ф. Достоевский).

Важно иметь четкое представление об этапах творчества Достоевского, о месте и роли в его творчестве темы «бедных людей», «униженных и оскорбленных»; теме «двойничества», в которой продолжается исследование внутреннего мира «маленького человека» и из которой вызревает тема душевного подполья.

Важнейшее место в творчестве Достоевского занимает его Пятикнижие («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»), в котором с наибольшей полнотой выразились основные проблемы творчества.

Студент должен выделять и формулировать сложную проблематику каждого из романов, улавливая, при этом, их внутреннюю связь.

Для постижения творчества Достоевского не менее важную роль играет «Дневник писателя» (1873 – 1880 гг.), в котором органично сплавились вечные темы и злободневные проблемы, мировые вопросы и узнаваемые детали быта, высокая художественность и острая публицистичность. «Дневник писателя» стал для Достоевского возможностью тесного общения с читателем, возможностью проникновения в сердцевину рассматриваемых проблем.

Сложность для студентов представляет изучение особенностей полифонической структуры романов писателя, что связано с обращением к работе М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». Здесь важно обратить внимание на полноценное звучание в произведении голосов всех героев, автор не сковывает их свободу. Художественное целое романа формируется как напряженный диалог между этими голосами (голос героя отождествим с его идеей). Между тем, авторская позиция, несмотря на свою приглушенность, остается активной и проявляется через композицию и сюжет. Автор ставит своих героев в экстремальные ситуации, в которых обнаруживаются такие их свойства и качества, которые незаметны в повседневной жизни. Достоевский добивается того, что его персонажи сами себя оценивают и сами себя разоблачают.

Важно также иметь представление и о других принятых определениях жанровой специфики романов Достоевского: идеологические романы (впервые Б. Энгельгардт), романы – трагедии (впервые Вяч. Иванов). Каждое из этих определений используется историками литературы, они не только не противоречат друг другу, но и выявляют разные грани сложного художественного мира писателя.

 

Опорные слова: писатель-философ, метод творческий, «фантастический реализм», «реализм в высшем смысле», историософия, двойник, двойничество, подполье, «подпольный человек», Пятикнижие, интеллектуальный роман, идеологический роман, роман-трагедия, полифонизм, полифонический роман, диалогизм, идея героя, автор-творец, «положительно прекрасный» человек, сюжетно-композиционная структура, образ автора, художественный образ, образная система, образ рассказчика, образ повествователя.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как определяет писатель свой художественный метод? Поясните.

2. Каковы особенности творчества писателя в докаторжный период?

3. Определите место и роль «Записок из Мертвого дома» и «Записок из подполья» в творчестве Ф.М. Достоевского.

4. Роман «Преступление и наказание» - это идеологический роман. Герой романа – убийца-философ. Поясните.

5. В чем преступление и в чем наказание Родиона Раскольникова?

6. В чем сущность теории Раскольникова? Проследите её след в других произведениях Ф.М. Достоевского («Бесы», «Сон смешного человека» и др.).

7. Как трактует писатель в романе «Идиот» темы красоты и безумия?

8. Как связан «положительно прекрасный» человек Достоевского с традициями мировой литературы?

9. Каков идейно-художественный замысел романа «Бесы»? Поясните смысл эпиграфов к роману.

10. Дайте характеристику следующим образам в романе «Бесы»: Степан Трофимович Верховенский, Кармазинов, Петр Верховенский, Николай Ставрогин, Шигалев, Шатов, Кириллов.

11. Охарактеризуйте проблемы «случайного семейства» и подрастающего поколения в романе «Подросток».

12. Что такое «карамазовщина»?

13. В чем философский смысл легенды о Великом инквизиторе?

14. Религиозный подвижник старец Зосима. Его место и роль в романе «Братья Карамазовы».

15. Каков социально-психологический и философский смысл романа «Братья Карамазовы»?

16. Речь Ф.М. Достоевского о Пушкине – это итог многолетних раздумий писателя о России, о русском народе и «провидческом» характере творчества А.С. Пушкина. Поясните.

Задания:

1. Законспектировать к экзамену:

а) Страхов Н.Н. Преступление и наказание. Статья первая. Статья вторая и последняя // Критика 60-х годов XIX века / Сост., вступ. ст., Л.И. Соболева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО Издательство АСТ», 2003. – С. 372-407.

б) Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 23-45.

в) Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 215-233.

г) Булгаков С.Н. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 193-214.

д) Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе. СПб., 1906.

е) Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е М., 1972; Изд-е 4-е. М., 1979.

ж) Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989, С. 74-86. (особенно важны С. 80-86).

з) Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон Я и «закон любви» \\ Лит-ра в школе. 1999. №№ 1, 3.

и) Лебедев Ю.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». \\ Лит-ра в школе, 1990, №6.

к) Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980

 

2. Составьте хронологические таблицу жизни и творчества Ф.М. Достоевского.

3. Составьте библиографию книг и статей о Ф.М. Достоевском за 2010 – 2020 гг.

4. Осуществляя проблемный анализ творчества Ф.М. Достоевского, выполните следующие задания: а) раскройте содержание понятий «фантастический реализм» и «реализм в высшем смысле»; б) проанализируйте фундаментальную проблематику, объединяющую романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»; в) проследите развитие «подпольного» героя в творчестве Ф.М. Достоевского; г) осветите взаимосвязь атеизма, либерализма и нигилизма в романе «Бесы».

5. Сделайте выписки суждений о Достоевском русских философов XX в.: Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, К.В. Мочульского.

6. Комплексно проанализируйте один из романов Пятикнижия Ф.М. Достоевского (по выбору).

7. Подготовьте доклад или письменную работу на одну из тем:

а) Эволюция «положительно прекрасной» личности в художественных произведениях Ф.М. Достоевского;

б) «Отцы» и «дети» в творчестве Ф.М. Достоевского;

в) Жанровое и тематическое своеобразие «Дневника писателя»;

г) «Ротшильдовская идея» в «Подростке» и других произведениях писателя;

д) Женские образы в романах Ф.М. Достоевского;

е) Евангельские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского (по одному из романов);

ж) Особенности жанра повести в творчестве Ф.М. Достоевского.

Основная рекомендуемая литература:

1. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч.3. 1870- 1890-е годы. – М., 2008. (раздел о Ф.М. Достоевском)

2. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы: Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. – 2-е изд., испр. – М. 2006. (раздел о Ф.М. Достоевском)

3. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников; ЧелГУ. – Челябинск: Металл, 1997. – (Достоевский и русская культура).

4. Пичугина О.В. Религиозно-философские основания позднего творчества Ф.М. Достоевского: лекции по спецкурсу / О.В. Пичугина; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2012. – 92 с.

5. Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / Сост. и науч. ред. Г.К. Щенников, Б.Г. Тихомиров. – СПб.: Издательство «Пушкинский Дом». – 2008. (Достоевский и русская культура).

6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е М., 1972; Изд-е 4-е. М., 1979.

7. Селезнев Ю.И. Достоевский. М., 2007.

8. Сараскина Л.И. Достоевский / Людмила Сараскина. – М.: Молодая гвардия, 2011. (Жизнь замечательных людей).

9. Сараскина Л.И. Достоевский в созвучиях и притяжениях: (от Пушкина до Солженицына) / Л.И. Сараскина, М., 2006.

10. Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. – В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971.

11. Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский / Б.Н. Тарасов. М., 1999.

12. Лебедев Ю.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание» // Лит-ра в школе, 1990, №6.

13. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: